Тема 1 Эволюция теорий одаренности в психологии

Психология одаренности и эволюция учения в истории философии и психологии.Дискуссия о природе одаренности. Развитие взглядов на проблему одарённости в зарубежной психологии. Психолого-педагогические и нравственно-правовые аспекты проблемы «насильственности таланта» в работах Ф. Гальтона.

Создание психодиагностического аппарата для исследования одаренности в ассоциативной психологии: Г. Россолимо, В.Вундт, А. Бине, Т Симон и др. Функционалистический подход к проблеме одаренности: В. Штерн, Л. Термен, П. Торренс, Гилфорд, Ч. Спирмен, Л. Терстоун.

Полифакторная структура понимания учеными феномена общей одаренности. Современные концепции одаренности: структура интеллекта Гилфорда, концепция одаренности Дж. Рензулли, концепция одаренности Д. Фельдхьюсена, мультифакторная модель одаренности Монкса, пятифакторная модель одаренности Танненбаума, пентагональная имплицитная теория одаренности Р. Стернберга.

Развитие взглядов на проблему одарённости в российской психологии. Проблема общей одаренности и ее структуры в работах Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Н.С. Лейтес. Исследование творческой одаренности в основополагающих трудах по психологии творчества А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова.

Тема 2 Феноменология понятия одаренность в современной психологии

Одарённость в структуре способностей. Этимология понятия «способности». Классификации способностей. Классификация уровней развития способностей и критерии индивидуальных различий.

Понятие «одарённость». Общая одарённость. Одарённый ребёнок. Критерии одарённости. Понятие «креативность». Понятия «талант», «гениальность».

Виды одарённости. Критериальный аппарат классификаций видов одаренности. Характеристика видов одаренности.

Структура одарённости. Составляющие общей одаренности: познавательная потребность, интеллект, креативность. Определение «познавательная потребность». Характеристики познавательной потребности. Этапы развития познавательной потребности (по В. С. Юркевич).

Тема 3 Психометрические теории интеллекта и психодиагностика интеллектуальной одаренности

Интеллектуальная одарённость. Общая характеристика интеллектуальной одарённости. Определения интеллекта. Подходы к пониманию проблемы интеллектуальных способностей в современной психологической науке. Взаимосвязь интеллекта и креативности.

Структура интеллектуальной одарённости. Концепция возрастной одаренности Н.С. Лейтеса.

Интеллектуальные вундеркинды. Ранний умственный подъём. Характеристика умственно одарённых детей. Возрастные основы умственного роста. Возрастное развитие активности. Взаимодействие индивидуального и возрастного в одарённости. Характеристика «вундеркиндов».

Теоретические основы традиционных тестов интеллекта.

«Психометрическое» понимание интеллекта (факторный подход). Процедура составления теста. Роль исходной модели интеллекта. Виды моделей: однофакторная (Спирмен), многофакторная (от 6-7 до 120); Терстоун, Гилфорд и др.

Факторные теории и средства диагностики интеллекта. G-фактор интеллекта. Прогрессивные матрицы Равена и тесты интеллекта Кеттелла как примеры факторного подхода к измерению интеллекта. Процедура тестирования интеллекта с помощью теста Равена.

Многофакторные теории интеллекта. Тест структуры интеллекта Амтхауэра как отражение многофакторной теории. Область применения и особенности стимульного материала теста AIST. Диагностика одаренности с помощью AIST.

Когнитивные модели интеллекта. Признание роли социальных условий в развитии интеллектуальных способностей. Бихевиористский подход к процедуре тестирования: регистра­ция только конечного ответа. Использование когнитивной тео­рии как результат неудовлетворенности бихевиористским подходом. Переход от нормо-ориентированных тестов (дающих распределение испытуемых по уровню способ­ностей в соответствии с кривой Гаусса) к критериально-ориенти­рованным тестам.

Иерархические и “обыденные” модели интеллекта. Модель интеллекта Дж.Гилфорда. Структура интеллекта по Дж.Гилфорду.

Критика традиционных тестов интеллекта.

Концепции креативности. Проблема перенесения тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Диагностика креативности: тесты ДЖ. Гилфорда и Э. Торренса.

Наши рекомендации