Факторы, определяющие выбор темы.
Выбор темы научного исследования является одним из ответственных этапов. Тема, которую выбирает для исследования студент, должна быть связана с основными направлениями развития отрасли (туристическо-гостиничной индустрии международного туризма) и научными исследованиями, которые проводятся в вузе.
Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива высшего учебного заведения, который в течение соответствующего времени решает ту или иную проблему. Научное направление подразделяется на отдельные научные проблемы. их решают несколько научных коллективов в течение двух или более лет.
Каждая научная проблема состоит из ряда тем. Тема - это научное задание, которое охватывает определенную отрасль научного исследования. Она базируется на многочисленных научных вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, которые принадлежат к конкретной отрасли научного исследования. Исследования по отдельным темам могут быть индивидуальными или проводиться группой научных работников в течение одного или ряда лет.
В каждой теме выделяются научные вопросы, которые решаются одним или несколькими исследователями. Выбор той или иной темы для индивидуального или коллективного исследования осуществляется студентами самостоятельно по утвержденной тематикой кафедры на основании следующих критериев: актуальность темы, новизна темы, перспективность, соответствие профиля обучения студентов, осуществление разработки студентами темы в условиях университета, степень соответствия темы, выбранной студентами, тематической направленности научной работы кафедр.
Под актуальностью темы понимают ее народнохозяйственную ценность, то есть необходимость и неотложность ее решения для потребностей развития народного хозяйства. Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен понимать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать. Требования перспективности определяют параметры для выбора объекта обследования, подбора соответствующих методов исследования, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы. Для оценки перспективности тем применяют два метода: математический и экспертных оценок. Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Но это не означает, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины. Наоборот, при выборе темы студент может начертить проведения исследований вопросов и из смежных дисциплин. Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента чаще всего диктуется необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях и др.
При выборе темы исследования необходимо также учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. В первую очередь имеется в виду то время, которое студент сможет выделить на разработку той или иной темы с учетом всего учебного процесса. Кроме этого, должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и финансовых ресурсов. Опыт свидетельствует, что большую роль при выборе темы студент играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы соответствующей кафедры. Например, тема разрабатывается студентом под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно он сможет получить квалифицированную помощь только тогда, когда этот преподаватель в течение некоторого времени выполнял исследования по этому направлению.
32. Информационное обеспечение научной работы студента.
Под источником информации понимается документ, содержащий какие-либо сведения. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации. Издание - это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Источниками научной информации служат неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно- аналитические материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров средствами машинописи или ЭВМ.
Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания).
Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); степени аналитико-синтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное); материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.); знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); объему (книга, брошюра, листовка); периодичности (непериодическое, сериальное периодическое, продолжающееся); составу основного текста (моноиздание, сборник); структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения).
Нас в первую очередь интересуют издания, из которых может быть почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация. Этонаучные, учебные, справочные и информационные издания.
33. Интернет как источник научной информации.
Процесс поиска публикации, ожидания книги в библиотеках и обеспечения доступа к ней обязательно связан с очередями, отказами и «пропажами» нужных источников литературы, что занимает до 30% времени работы над научным «изыском».
Поэтому интернет становится мощным инструментом при исследованиях и научных разработках. Однако глобальная сеть остается областью информационного пространства, не вписывающейся в стандартные рамки. Интернет является неструктурированным информационным ресурсом без централизованного управления, стандартного формата и прочих норм, которым соответствуют печатные издания.
К публикациям в Интернете одновременно имеют доступ миллионы различных пользователей, кроме того, публикация защищена от влияния читателей.
Одна из главных особенностей Интернета – его способность изменяться в любую секунду, т.е. предоставлять оперативную информацию. Бумага стареет - это неоспоримый факт, следовательно, можно говорить о перспективности сети Интернет как «вечного» носителя знаний, неподвластного действию сил природы.
В интернете огромное количество безымянных письменных работ, наносящих вред учебному процессу в общем и школьникам-студентам в частности, так как подобную работу внимательный преподаватель просто не зачтет.
Пользователям важно использовать возможности глобальной Сети правильно, выбирать для научных работ информацию из электронных газет, журналов, библиотек и прочих серьезных источников, гарантирующих авторство и достоверность информации. Но чем престижнее интернет-ресурс, тем вероятнее его «платность» и ограниченность для свободного «скачивания» материалов.
Авторы рефератных компаний используют «проверенные временем» ресурсы сети Интернета при подготовке студенческих докладов, курсовых и контрольных работ и дипломных проектов.