Факторы, определяющие выбор

Стратегии восстановления

Существует множество факторов, определяющих тип страте­гии восстановления, которая должна быть реализована. Их можно разделить на факторы внешнегоокружения и внутренниефакторы. Рассмотрим подробнее обе группы факторов.

Факторы внешнего окружения

Их можно классифицировать как те, которые связаны с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спро­са связаны с покупателями и товарами.

Характер спада

Основным фактором является характер спада в спросе на товар. Медленный это или быстрый спад? Устойчив он или непостоя­нен? Ответы на эти вопросы в значительной степени будут влиять на выбор стратегии.

Структура отрасли

Важными факторами являются количество конкурентов и мас­штабы их деятельности, а также относительная доля принадлежа­щего им рынка. Несколько крупных покупателей могут также ока­зать значительное давление на отрасль.

Стабильность цен

Падающие или нестабильные цены являются неблагоприятной характеристикой отрасли и ставят сложные проблемы при выборе подходящих стратегий.

Индивидуализация продукции

Товары, достигшие стадии спада в своем жизненном цикле, часто обладают слабо воспринимаемыми отличительными черта­ми. Это ведет к усложнению стратегического управления. Индиви­дуализация же продукции обеспечивает дополнительные страте­гические возможности.

Сегменты спроса

Существование различных сегментов имеет большое значение, потому что, вероятнее всего, будут существовать сегменты спро­са, в которых спад идет различающимися темпами. Характеристи­ки предложения имеют отношение к компаниям, которые производят и поставляют товар или услугу, формирующие данную от­расль. Основные факторы предложения включают:

• Уровень избыточной мощности. Он связан с темпом спада, но также определяется ростом производительности и темпом, с которым компании уходят из отрасли. Высокие уровни избы­точных мощностей неблагоприятны. Однако ситуация может быть изменена в сегменте, где действует компания.

• Вертикальная интеграция. Когда фирмы в пределах отрасли производства интегрированы вертикально, они менее охотно по­кидают данную отрасль. Подобная характеристика является не­привлекательной в контексте борьбы со спадом в отрасли.

• Структура отрасли. Есть основания предполагать, что отрасль с несколькими крупными поставщиками и значительной долей рынка более системно сможет бороться со спадом спро­са, чем отрасль, включающая значительное количество не­больших поставщиков.

• Принадлежность компании. Если компания принадлежит круп­ной корпорации, то ключевые стратегические решения, ве­роятнее всего, будут приниматься на систематической и объективной основе. Скорее всего, это выльется в быстрое решение о закрытии или изъятии вложений. В случае с не­большой самостоятельной компанией доминирующим мо­жет стать ее желание выжить любой ценой.

• Характеристики активов. Компании, на счетах которых акти­вы учтены по значительно большей цене, чем они реально будут оценены в случае продажи, вряд ли захотят выйти из отрасли. Так же будут обстоять дела в случае, если активы имеют мало альтернативных вариантов использования.

Внутренние факторы

Существует несколько факторов. Рассмотрим ключевые.

Позиция менеджеров. Характер осознания менеджерами особен­ностей отрасли производства и их реакция на эти особенности име­ют большое значение при определении того, каким образом они будут справляться со спадом. Менеджеры привыкают к определен­ным, хорошо им известным товарам и рынкам. Это может привести к провалу попыток внушить им необходимость видеть меняющиеся обстоятельства и действовать для приспособления к ним.

Положение с затратами в отрасли. В отрасли, находящейся на спаде, может наступить стадия, когда производитель с наиболее высокими затратами будет вынужден ее покинуть, так как, когда цены снижаются, его прибыль падает до отрицательных величин. В этом случае производители с меньшими затратами получают зна­чительное преимущество.

Доля рынка. Компания, имеющая большую долю рынка, лучше справится со спадом. Это правило применимо как ко всей отрасли, так и к отдельным ее сегментам.

Сможет ли компания оправиться от спада? Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть такие факторы, как причины спада, сте­пень остроты кризиса, отношение групп поддержки и т.п. Компания может выйти из спада скорее, если существует одна, а не несколько его причин, если кризис мягкий, а не острый и т.д. На рис. 10 пред­ставлены факторы, которые определяют возможность выхода из спада. На рисунке представлены две группы факторов: способствующие выходу из кризиса и препятствующие выходу. Чем большее число благоприятствующих выходу факторов действует, тем более вероят­но смещение прогнозируемой ситуации от выживания к устойчиво­му оздоровлению. И наоборот, чем больше действует факторов, пре­пятствующих выходу, тем более вероятно движение от выживания в течение короткого промежутка времени к банкротству.

Наши рекомендации