Группы факторов, играющих существенную роль привлечения внимания
1 – связана с характером раздражителя. Чтобы раздражитель привлек внимание, он должен быть достаточно сильным (сильный шум, внезапная пауза на уроке, броская реклама).
2-ая группа связана с отношением раздражителя и потребности человека (н-р, студент записывает и слушает лекцию, выделяет из нее то, что связано с его непосредственными интересами)
3 я группа относится к зависимости внимания от структурной организации человеческой деятельности (н-р, старшеклассник из всех преподаваемых предметов, начинает серьезно относиться к тем, которые связаны с его будущей профессией).
Блока функционирования человеческого мозга
1 блок – энергетический. Он поддерживает рабочий тонус коры. Ретикулярная формация выполняет службу внимания. На уровне деятельности и нейронов особую значимость имеют нейроны внимания.
2 блок – приема переработки и хранения информации. Большая и важная роль здесь принадлежит лобным областям мозга.
3 блок – программирования, регуляции и контроля деятельности (явления обратной ориентации П.К. Анохина).
Лежащие в основе контроля и коррекции обратные сигналы, побуждают человека к последующей деятельности.
Последовательность основных этапов развития внимания
Последовательность основных этапов развития внимания у детей следующая (развитие внимания у детей):
1. Первые недели-месяцы жизни – проявление ориентировочного рефлекса – объективного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания
3. Начало второго года жизни – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взгляда на названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни – достаточно хорошее развитие указанной выше формы произвольного внимания.
5. Четыре-пять лет – проявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Нарушение внимания
1. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание может быть двух типов: один возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, а второй тип объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы. Возможные причины отвлечения внимания: недостаточная сформированность волевых качеств; повышенная утомляемость; плохое самочувствие; монотонная, неинтересная деятельность; быстрый или слишком медленный темп деятельности; наличие резких посторонних раздражителей.
2. Рассеянность внимания – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может выступать: как неспособность к сосредоточению; как чрезмерная концентрация на другом объекте деятельности. Таким образом, рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-то одном предмете, явлении или переживании. Причин подлинно рассеянного внимания много: общее расстройство нервной системы (неврастения); физическое и умственное утомление и переутомление; наличие тяжелых переживаний, психотравм; эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных); нарушение режима труда и отдыха.
3. Подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой. Основные причины: возбудимый тип нервной деятельности, чрезмерная подвижность нервных процессов; ухудшение состояния соматического здоровья.
4. Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. Причины: органические или функциональные нарушения мозга.
5. Сужение объема внимания – концентрация внимания на каком-то одном событии или явлении (чаще всего негативного характера), снижение широты взгляда. Причины: стресс, навязчивая проблема, глубокие эмоциональные переживания.
ОЩУЩЕНИЯ
Понятие ощущений
Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание осуществляется прежде всего органами чувств – единственными каналами, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Образцы предметов и явлений действительности, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями.
К числу психических познавательных процессов относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Все эти психические процессы представляют собой субъективную форму отражения объективного мира. К числу элементарных психических познавательных процессов относится ощущение. С помощью ощущения человек непосредственно отражает предметы и явления окружающей действительности с помощью органов чувств. К основным «модальностям» ощущений относятся: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы (или: это элементарный психический познавательный процесс, связанный с отражением отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности).