Выражение привлечения внимания.

Интонационные конструкции русского языка.

Интонация – это то, что помогает нам читать между строк.

Описание ИК:

Тип ИК Предцентр Центр Постцентр
ИК-1   Плавное понижение тона Ударный гласный – самый длинный Умеренно низкий тон
Мы пойдем в ауди то рию.
ИК-2   Средний тон или небольшое повышение тона Усиление словесного ударения Спокойное понижение тона
Скажи где книга.
ИК-2а Большая интенсивность тона Большее усиление словесного ударения Спокойное понижение тона
Я так рада встрече!
ИК-3   Средний тон Начинается с более высокого тона, чем предцентр Понижение тона ниже среднего
Вы прилетели сегодня?
ИК-4   Средний тон Небольшое понижение тона Ровное повышение тона
Я живу в Петербурге, а вы?
ИК-5   Средний тон Повышение тона выше среднего Тон выше среднего, но на последнем слоге падает ниже среднего
Ка кая красота!
ИК-6   Средний тон Повышение тона Тон выше среднего
Какое платье красивое!
ИК-7   Средний тон Удлинение ударного гласного и небольшое повышение тона Резкое понижение тона
Да разве это певец!

Таблица примеров ИК.

Тип ИК Предцентр, центр, постцентр Предцентр и центр Центр и постцентр Центр
ИК-1   Это наша машина.   Он едет в Москву.   Завтра.   В час.
ИК-2   Где ваша машина?   Где находится театр?   Как она пела?   Как?
ИК-2а   Идите быстрее.   Театр находится там!   Здравствуqте!   Стой!
ИК-3   Это ваша машина?   Он едет в Москву?   Это ваша книга?   Он?
ИК-4   А ваша машина?   А в Петербург?   Ваш билет?   Ваш?
ИК-5   Какая машина!   Какой артист!   Как она пела! ____
Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru ИК-6   Какая машина!   Как он поёт!   День какой!   День!
Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru Выражение привлечения внимания. - student2.ru ИК-7   Какая машина!   Далеко!   Очень умный!   Не-а.

Стилистическая окраска и смысловые оттенки ИК.

Позиция ИК в предложении.

Синтаксически завершённая синтагма Тип ИК Модально-стилистическая окраска
Неконечная позиция Конечная позиция
Взошло солнце, (1,2,3,4,5,6,) / и земля проснулась (1, 2, 5) ИК - 1 ИК - 2 ИК - 3 ИК - 4 ИК - 5 Нейтральная Противопоставление Разговорная Официально-книжная Торжественная
Синтаксически незавершённая синтагма
Когда у меня будет отпуск, (3, 4, 6) / я поеду на море ИК - 6 Радостная, весёлая

Выражение информации.

Тип ИК Пример Модально-стилистическая окраска
ИК-1 Мне нужна эта книга. Нейтральная
ИК-2 Мне нужна эта книга. Противопоставление
ИК-3 Вот хорошо, что ты пришёл! Оценка со словом «вот»
ИК-5 Какое у тебя платье! Торжественная оценка
ИК-6 Какое у тебя платье! Интимная оценка
ИК-7 Какойдень! Разве это платье!   Усиление признака в оценочном высказывании Невозможность признака, действия, состояния

Выражение вопроса.

Тип вопроса Пример Тип ИК Модально-стилистическая окраска
С местоименными словами Когда начинается фильм?   Когда начинается фильм? ИК-2 ИК-4   ИК-2   ИК-4 Нейтральная Официально-вежливая   Строгая (в разговорном стиле) Строгая (в официально-деловом стиле)
Без местоименного слова Вы поедете в Москву? Вы поедете в Москву? Вы поедете в Москву? ИК-3 Нейтральная
Неполный с сопоставительным союзом «а» - Что у нас сейчас? - Лекция. - А после лекции? ИК-4 ИК-2 Нейтральная Настойчивая  
Вопрос-требование Ваши документы?   ИК-4 ИК-2 Официально-вежливая Официально-строгая
Переспрос - Сколько времени? - Пять часов. - Сколько? ИК-3 ИК-6 ИК-4 Нейтральная Удивлённая Недоверчивая
Вопрос-припоминание Кому я собирался позвонить? ИК-6 Нейтральная
Уточнение предиката вопроса Вы сегодня были в кино? Идёт новый фильм? ИК-3 Нейтральная
Уточнение не предиката вопроса Вы были сегодня в кино? Идёт новый фильм? ИК-2 Нейтральная

Выражение ответа.

Пример Тип ИК Модально-стилистическая окраска
- Вы давно приехали? - Два дня назад. ИК-1 Нейтральная  
- Чья это книга? Твоя? - Нет, / это Сашина книга. ИК-2 Противопоставление
- Ты была на лекции? - Конечно, / мы же рядом сидели! ИК-3 Удивление
- Ты опять на дискотеку ходила? - Да, / ходила / и буду ходить. ИК-4 Вызов
- Пойдём в кино? - Нет, / не хочется что-то. ИК-7 Небрежность, равнодушие

Выражение волеизъявления.

Тип волеизъявления Пример Тип ИК Стиль
Инструкция Посмотрите направо. ИК-1 ИК-4 Нейтральный Официальный
Разрешение - Можно войти? - Войдите. ИК-1 ИК-4 Нейтральный Официальный
Приказ, требование Закройте дверь. ИК-2 Нейтральный
Просьба, совет Закройте, пожалуйста, дверь. Сходи-ка ты к врачу.   ИК-3 Нейтральный
Настойчивая, повторная просьба Закройте, пожалуйста, дверь. ИК-4 Нейтральный
Приветствие, прощание Добрый день! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! ИК-2   ИК-4 Нейтральный   Официальный  
Лозунг, призыв Все на борьбу с преступностью! ИК-2 Официальный
Команда Шагом марш! Выйди вон!   ИК-2 ИК-3   Нейтральный  

Выражение привлечения внимания.

Способ привлечения внимания Пример Тип ИК Стиль
Обращение по имени Ира! Позвони маме.   Ирина Петровна! Зайдите к директору! ИК-2   ИК-4 Нейтральный   Официальный
Обращение-императив Смотрите! Да ведь это Таня. Скажите, где здесь метро? ИК-2 Нейтральный
Обращения сослагательного типа Вы не скажете, где здесь метро? Вы не могли бы проводить меня домой? ИК-3 Нейтральный
Обращение-междометие Простите, / это ваша книга?   Эй, / кто там? ИК-4   ИК-2 Официально-книжный Нейтральный

Задания.

1. Задание: прочитайте диалоги в лицах, следите за эмоционально окрашенной интонацией.

1)

- Мария, встречай гостей!

- О! Какая радость! Сейчас!

- Здравствуйте!

- Здравствуйте! Проходите пожалуйста!

2)

- Слушай, сегодня чудесная погода!

- Ты так думаешь?

- Конечно!

- Что ж, пойдём погуляем.

3)

- Ну и приём! Ну и встреча!

- Что, не понравилось?

- Век бы туда не ездил!

- А я предупреждала!

4)

- О! Тамара Петровна! Сколько лет, сколько зим!

- Наташа! Вы ли это? Вот так сюрприз!

- Как я рада! Сто лет вас не видела!

- Пойдёмте в кафе, поболтаем.

5)

- Ему плохо. Скорее врача!

- Таня, открой окно! Живо!

- Звоните же врачу! Да поскорее!

- Позвонила, уже едут.

6)

- Что же вы ничего не сказали об этом?

- Но я ничего не знал.

- Не знали? Нет уж, извините!

- Честное слово.

7)

- Как вы могли это сделать? Это возмутительно!

- Но я был обманут…

- Вы ещё и оправдываетесь! Как не стыдно!

- Правда! От меня ничего не зависело.

3. Задание: составьте несколько предложений и прочитайте их, ваши партнёры должны угадать тип ИК.

2. Задание: составьте диалог на тему:

· Вы заблудились в лесу с вашей маленькой сестрой. Наступила ночь. Ей страшно.

· Вы с подругой спешите на вокзал, чтобы попрощаться со своим товарищем, но прибежав на перрон, видите последний вагон уходящего поезда.

· К вам неожиданно приезжают знакомые, которые вам очень приятны, но вы удивлены, поскольку считали, что они в отъезде.

· Будучи уверенным, что ваш брат отправил телеграмму, вы всё-таки спрашиваете его об этом и тут узнаёте, что он забыл это сделать.

· Скоро день рождения вашей подруги и вы идёте выбирать ей подарок, но подруга очень капризная и вы не знаете, что выбрать.

· Вы с друзьями собрались на рыбалку, расскажите о ваших успехах на этом поприще.

4. Задание: прочитайте скороговорку, следя за добором дыхания в паузах.

Как на горе, на горке, стоят тридцать три Егорки \ раз Егорка, два Егорка, три Егорки, четыре Егорки \ пять Егорок, шесть Егорок, семь Егорок, восемь Егорок \ (до тридцати трёх Егорок)

5. Задание: прочитайте текст, следя за интенсивностью звука и интонацией; экономно и свободно расходуйте речевой выдох.

Дорогие мои товарищи, друзья! Дамы и господа! Леди и джентльмены! Рабочие и колхозницы! Юноши и девушки! Труженики полей! Куряне, псковичи и архангелогородцы! Политические деятели! Поэтические деятели! Князья, графья и графоманы! Пенсионеры и школьники! Граждане мои хорошие! Мне нечего вам сказать! (В. Витальев)

6. Задание: Следите за дыханием. Произнесите фразы, моделируя ситуацию общения.

· Открытие: Под носом взошло, а в голове не посеяно. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Без ухода хорошо растёт только сорняк. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.

· Прогноз погоды: Либо дождик, либо снег; либо будет либо нет. У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать; дождь и снег, любое время года надо благодарно принимать.

· Предупреждение: Соврёшь – не помрёшь, да впредь не поверят. Дорого, да мило; дёшево да гнило. На языке – мёд, а под языком – лёд. Во поле- поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит. По дороге едут дроги могут ноги отдавить.

· Удивление: За комаром – с топором. Нашего слугу согнуло в дугу. За пнём бугорок, а в нём городок.

· Утверждение: Ваша тёща в плаще. У гусыни усов не ищи – не сыщешь, всякого щёголя не перещеголяешь. Сияющие глаза на щитовой рекламе. Чёлка пчёлке ни к чему.

7. Задание: прочитайте текст, следя за эмоционально окрашенной интонацией.

Джером К. Джером.

«Должны ли мы говорить то, что думаем, и думать, что говорим?»

1. Один мой сумасшедший приятель утверждает, что характерной чертой нашего века является притворство. Притворство, по его мнению, лежит в основе общения людей между собой. Горничная входит и докладывает, что в гостиной находятся мистер и миссис Нудинг.

- О чёрт! – говорит мужчина.

- Тише! – говорит женщина. – закройте плотнее дверь, Сюзен. Сколько раз вам нужно говорить, чтоб вы никогда не оставляли дверь открытой?

Мужчина на цыпочках уходит наверх и запирается у себя в кабинете. Женщина проделывает перед зеркалом кое-какие манипуляции, выжидая, пока ей не удастся овладеть собой настолько, чтобы не выдать своих чувств, а затем входит в гостиную с распростёртыми объятиями и с радушным видом человека, которому нанёс визит ангел. Она говорит, что счастлива видеть Нудингов – как хорошо они сделали, что зашли. Что же они не привели с собой ещё Нудингов? Где проказник Нудинг-младший? Почему он совсем перестал навещать её? А прелестная Флосси Нудинг? Слишком мала ещё, чтоб ездить с визитами? Ну что вы! Стоит ли вообще принимать гостей, если приходят не все Нудинги?

2. Нудинги, которые надеялись, что её нет дома, которые зашли только потому, что по правилам хорошего тона они обязаны делать визиты минимум четыре раза в год, - принимаются рассказывать о том, как они изо всех сил старались придти.

- Сегодня, - повествует миссис Нудинг, - мы решили прийти во что бы то ни стало. «Джон, дорогой, - сказала я утром, - что бы ни случилось, сегодня я зайду навестить милую миссис Хам.

- А как поживает мистер Хам? - вопрошает миссис Нудинг.

На мгновение миссис Хам погружается в молчание и напрягает слух. Она слышит, как он спускается по лестнице и крадётся мимо двери гостиной. Она слышит, как тихо открывается и закрывается входная дверь. И она приходит в себя, как будто пробуждается ото сна. Это она размышляла о том, как огорчится мистер Хам, когда вернётся домой и узнает, чего он лишился.

И так оно происходит не только с Нудингами и Хамами, но и с теми, кто не Нудинг и не Хам. Существование всех слоёв общества зиждется на том, что люди делают вид, будто все очаровательны, будто мы счастливы всех видеть; будто все счастливы видеть нас; будто все так хорошо сделали, что пришли; будто мы в отчаянии от того, что им право же пора уходить.

3. Что бы мы предпочли – посидеть ещё в столовой и докурить сигару или отправиться в гостиную и послушать, как миссис Вопл будет петь? Ну что за вопрос! В спешке мы сбиваем друг друга с ног. Ей, миссис Вопл, право же не хочется петь, но если мы так настаиваем… И мы настаиваем. С очаровательной неохотой миссис Вопл соглашается. Мы стараемся не глядеть друг на друга. Мы сидим, уставив глаза в потолок. Миссис Вопл кончила петь и поднимается.

- Но это так быстро кончилось, - говорим мы, как только аплодисменты стихают и голоса наши становятся слышны. Уверена ли миссис Вопл, что спела всё до конца? Или она, шутница посмеялась над нами и обсчитала нас на один куплет? Миссис Вопл заверяет нас, что она ни в чём не повинна, это автор романса виноват. Но она знает ещё. При этом намёке наши лица вновь освещаются радостью. Мы шумно требуем ещё.

4. Вино которым угощает нас хозяин, - в жизни мы не пробовали ничего лучшего! Нет, нет, больше не надо, мы не решаемся – доктор запретил, строжайшим образом. А сигара нашего хозяина! Мы и не подозревали, что в этом будничном мире ещё изготовляют такие сигары. Нет, выкурить ещё одну мы, право, не в состоянии. Ну, если уж он так настаивает, можно положить её в карман? По правде говоря, мы не такие уж завзятые курильщики. А кофе, которым поит нас хозяйка! Может быть она поделится с нами своим секретом? А младенец! Мы едва решаемся вымолвить слово. Обычных младенцев нам случалось видеть и раньше. По правде говоря, особой прелести в младенцах мы никогда не находим и только из вежливости считали нужным выражать на их счёт общепринятые восторги. Но этот младенец! Мы просто готовы спросит где они его достали? Именно такого младенца мы бы сами хотели иметь. А как маленькая Дженет декламирует стишок «У зубного врача»! до этих пор любительская декламация мало что говорила нашему сердцу. Но тут несомненный гений! Ей нужно готовиться на сцену. Её мать не вполне одобряет сценическую карьеру? Но мы умоляем её во имя театра, который не должен лишиться такого таланта.

5. Мы делаем вид, что всякая женщина порядочна, что всякий мужчина честен – до тех пор, пока они не вынуждают нас, вопреки нашему желанию, обратить внимание на то, что это не так. Тогда мы очень на них сердимся и объясняем им, что такие грешники, как они, нам, людям безупречным не компания. Горе наше по поводу смерти богатой тётушки просто непереносимо. Торговцы мануфактурой наживают себе целые состояния, содействуя нам в наших жалких попытках выразить своё отчаяние. Единственное наше утешение состоит в том, что она отошла в лучший мир. Все переходят в лучший мир после того, как получат в этом всё, что только сумеют. Мы стоим у открытой могилы и говорим это друг другу. А священник настолько убеждён в этом, что в целях экономии времени, пользуется маленькой книжечкой с готовыми проповедями, содержащими эту успокоительную формулу.

Тексты.

1.

Эта зверушка вполне безобидная.

Правда, наружность у ней незавидная.

Люди бедняжку прозвали – ехидна.

Люди! Одумайтесь! Как вам не стыдно?!

2.

По Неве плывут плоты

Еле –еле,

По Неве плывут плоты

Плиты елей.

Брёвна к брёвнам впритык

Еле – еле

По Неве плывут плоты

Плиты елей…

(В. Соснора)

3.

Дыхание свободно с каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь.

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

(С.Маршак)

4.

Есть уже примеров тыщи –

Рыба ищет там где чище.

Бродить, бродить средь лопуховой пущи.

Иль говоря намного проще,

Валяться в лопуховой роще,

Где лопухи тучней и гуще,

А значит, и тучней и слаще.

И стихотворцем быть ведущим,

В больших количествах творящим,

Вездепечатным, вездесущим,

И многословно так молчащим.

(Вл. Бахнов)

5.

Кто-то с зонтом

Хотел войти в дом,

Но с огромным зонтом,

И открытым притом,

Как он понял потом,

Нельзя войти в дом.

(О.Григорьев)

6.

Тук-тук-тук!

Кто вас тут?

Кто тут вот?

Тут вот кот.

Тут как тут.

Кот как кот!

Вот так вот.

(В. Гусев)

7.

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

(А.Ахматова)

8.

Не зови, говоришь?

Не могу я не звать.

Не кричи, говоришь?

Я не в силах молчать.

Не вздыхай говоришь?

Только как не вздыхать?

Как безликую тишь

Мне на клочья не рвать?

Не чуди, говоришь?

Не могу не чудить.

Не ходи, говоришь?

Как в твой дом не ходить?

Я не звать не могу,

Не кричать не могу,

Не вздыхать не могу,

Не могу, не могу, не могу…

Звуковой центр слова: ударение.

Звуковым центром слова является ударный слог. К ударному слогу примыкают безударные.

Ударение — это выделение произношением слога в слове или слова в предложении. В соответствии с этим различаются словесное ударение и логическое ударение (о логическом ударении см. в раз­деле "Интонация").

Словесное ударение в русском языке разноместное и подвижное. Разноместным называется ударение, которое не закреплено за ка­ким-либо слогом, одинаковым для всех слов и определяемым по порядку следования слогов в слове, например, за начальным, конеч­ным или каким-либо срединным; ударение в разных словах может быть на разных в этом отношении слогах: книга — стена; золото — болото — долото; папоротник — занятия — переходы — перене­сти, и т.п.

Подвижным называется разноместное ударение в пределах од­ного слова (словоизменение сопровождается переходом ударения с одного слога на другой): вода — воду, село — сёла, море — моря, пишу — пишешь и т.п. Разноместность и подвижность русского уда­рения создают большие трудности при его усвоении, но само по себе такое ударение очень разнообразит фонетический строй русского языка, повышает его ритмичность, музыкальность, его выразитель­ные возможности, ср. ряд слов с начальным ударением: молодость, юноша, радости, вывески, дерево и ряд слов с разноместным ударе­нием: улица, дорога, переход.

Взаимодействие разноместности (и подвижности) ударения с разнообразием слогового строения слов приводит к многообразию ритмических разновидностей русских слов (их называют еще акцен­тными или акцентологическими типами слов; акцент, лат. ассеШит —ударение); см. приведенные ранее примеры или еще: книга — река (: -,-'-), улица — дорога -— переход ('- - -, - '- -, - - !-), выписали, замазали, засушили, перенесли: (: - - -, - '- - -, - - '- -, - - - ^). Таких типов слов в современном русском языке отмечено около 50, что еще более разнообразит звуковую сторону русской речи. Это тоже достояние и богатство нашего языка.

Ударение, кроме того, может быть основным средством различе­ния слов (но при этом есть различия и в звуках): замок —замок, мука — мука, ледник — ледник, хлопок — хлопок, кружки — кружки, дорога — дорога; различение видов глаголов, форм числа и падежа существительных: разрезать — разрезать, подрезать — подрезать, засыпать — засыпать, пересыпать — пересыпать, узнаем — уз­наём; головы — головы, руки — руки, ноги — ноги, стены — стены. Так как ударение обычно не обозначается, такие слова на письме не различаются. Это омографы (о них говорилось ранее).

От ударения зависит качество звуков (гласных) и их изменение.

Общий звуковой рисунок речи; интонация.

Интонация (лат. intonare — громко произносить) — это общий звуковой произносительный рисунок речи. Она складывается из со­вокупности и взаимодействия повышений и понижений тона, ударе­ний (особенно логического), пауз, темпа и тембра речи и т.п.

Русский язык характеризуется хорошо развитой, богатой инто­нацией: много в речи, особенно разного рода отношения к обознача­емым явлениям и высказываемым мыслям, выражается не словами, а интонацией. Так, интонацией (во взаимодействии с грамматиче­скими средствами) формируются и различаются основные типы пред­ложений: предложения повествовательные, вопросительные, побуди­тельные. А предложения каждого из этих типов могут быть еще восклицательными. Сравните: Поезд пришел? (вопросительное пред­ложение); Поезд пришел (повествовательное предложение); Поезд пришел\ (восклицательное предложение); За­кройте, пожалуйста, дверь! (побудительное предложение, выража­ющее просьбу); Закройте дверь (вам говорят)! (побудительное вос­клицательное предложение, выражающее резкое приказание).

Интонацией выражается расчленение предложений на части, на­пример сложных бессоюзных предложении: Лес рубят — щепки ле­тят. Особой интонацией характеризуется перечисление однородных членов, вводные предложения, прямая речь и т.п. Вообще говоря, все синтаксические явления, помимо соответствующих грамматиче­ских форм, характеризуются и своей специфической интонацией.

Интонация создает совершенно разные высказывания даже из одних и тех же слов и при одинаковом порядке их, например, "какая у него профессия". Это может быть повествовательное предложение, например заголовок статьи в газете: Какая у него профессия (на письме в конце предложения здесь требуется поставить точку); обыч­ное вопросительное предложение: Какая у него профессия? (на пись­ме — знак вопросительный); переспрос: Какая у него профессия?... (меняется, несколько ускоряется темп речи, изменяется также и тембр; вопросительный знак здесь целесообразно дополнить много­точием); раздумье, размышление, как бы припоминание: Какая у него профессия?... (и в этом случае требуется особый тембр и темп речи; специализированного знака препинания для этой интонации нет, можно воспользоваться вопросительным знаком с многоточием: может быть, здесь это более всего уместно); восхищение: Какая у него профессия! (совсем другая интонация; требуется восклицатель­ный знак); пренебрежение: Какая у него профессия!... (как бы: что там у него за профессия, нет у него настоящей профессии; знак восклицательный можно дополнить многоточием, но специализиро­ванного знака препинания для передачи этой интонации — нет).

Интонацию, как музыку, трудно передать и описать словами. Но в научной литературе имеются очень выразительные примеры такого описания. Профессор А.М. Пешковский, например, так описал интонацию двоеточия или, если говорить о ее значении, интонацию предупреждения: "Существует в сложном предложении еще одна характерная интонация, которую можно кратко определить как не­спокойное понижение голоса. В то время как понижение вообще имеет в языке заключительное значение,... это понижение, напро­тив,ясно говорит слушателю (обратите внимание: "ясно гово­рит"), что дальше что-то ожидается, без чего речь будет неполной. Достигается это тем, что понижение соединяется здесь с особой ритмической формой предложения, которая заключается в следующем: 1) темп речи несколько ускоряется, 2) все ударения приобретают какой-то беспокойный, предупреждающий характер... 3) на понижаемом слове... делается резкое и сильное ударение, рез­кость которого стоит в прямом отношении со степенью понижения: чем ниже, тем резче; 4) после предложения обязательно выдержи­вается, каким бы ни был темп речи, значительная пауза — пауза ожидания...".

Великий актер и режиссер К.С.Станиславский дал описание ин­тонации запятой: "В... интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетиче­ская фигура — к ответу, восклицательная — к сочуствию и одобре­нию или к протесту; две точки — к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д. ...Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством... /Она/ точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателя терпеливо ждать продолжение неоконченной фразы". О роли интонации вообще писал также педагог и писатель А.С.Макаренко: "Я сделался насто­ящим мастером только тогда, когда научился говорить "Иди сюда" с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился давать двадцать нюансов в постановках... голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно".

Частью интонации является, как уже было сказано, логическое ударение — произносительное выделение слова в предложении. У логического ударения есть своя функция или роль: оно выделяет главное слово в предложении, содержащее основной элемент в сооб­щаемой мысли, то новое, для выражения которого предложение и создается. Например, предложение "Сегодня у нас кружок по русско­му языку" можно произнести с логическим ударением на разных словах (членах предложения), и это создает разные высказывания — ответы на разные вопросы: Сегодня у нас кружок по русскому языку (ответ на вопрос — Когда?...); Сегодня у нас... (ответ на вопрос: У кого сегодня кружок?...); Сегодня у нас кружок... (а не урок) по русскому языку (ответ на вопрос: Что у вас сегодня — урок или кружок по русскому языку?) и т.п.

Логическому ударению и интонации в целом надо уделять самое серьезное внимание.

Таким образом, не только слова (названия и обозначения явле­ний) и не только грамматические правила объединения слов в пред­ложения (и выражаемые при этом значения), но и фонетика — звуки речи, слоги, ударение, интонация составляют огромное, неисчерпа­емое богатство, гибкость и выразительность великого русского языка. "И ежели, — писал М.В-Ломоносов, — чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем" (Российская грамматика. СПб., 1757; Цит. по: Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. Т.7. М.; Л., 1952).

На знании этого богатства, на умелом использовании его и стро­ится культура речи.

Наши рекомендации