Психолого-педагогические технологии обучения
В последние годы термин «технологии обучения» все более широко используется в школьной и вузовской педагогике. Причем различные авторы по-разному определяют содержание этого понятия. Так, А.Я. Савельев (1990) рассматривает технологию обучения как «способ реализации содержания образования, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное обеспечение поставленных целей».
По мнению Н.Ф.Талызиной, современная и в своей сущности новая технология обучения должна быть научно обоснованной, ее главная задача состоит в определении полезных для практики, наиболее рациональных и эффективных методов достижения поставленных дидактических целей. Таким образом, технология обучения является системой научно обоснованных предписаний, используемых в практике образования [124].
Ф. Янушкевич отмечает, что сущность современной технологии обучения
проявляется в единстве практики и теории и выделяет признаки этой технологии: 1) современность – обязательность внедрения в образовательную практику научно-обоснованных, экспериментально проверенных дидактических нововведений; 2)оптимизация учебного процесса – достижение целей обучения с минимальными затратами сил учащихся и преподавателя при высоком качество обучения и экономии времени; 3) синтез результатов, полученных в смежных с дидактикой областях знаний; 4) научность (использование новых методов, средств, дидактических материалов 5) воспроизводимость процесса обучения и его результатов; 6) программирование деятельности студентов и педагога; 7) широкое использование технических средств и дидактических материалов, методов, активизирующих учебный процесс; 8)оптимальность материальной базы учебного процесса [155].
Высокое качество и эффективность учебного процесса – конечная цель, технология обучения [155, с .41]. «Технологии обучения должны быть направлены на усиление активности студентов в учебном процессе, на последовательный перевод их в позицию активного субъекта. Важное значение в связи с этим приобретает изучение особенностей учебно-познавательной деятельности разных групп студентов», – отмечает В.А. Якунин [154, с. 74].
С позиции В.П. Беспалько, педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике [26].
Инновационные технологии обучения предполагают: 1) циклическую организацию учебного процесса, при которой 36 недель учебного года составляют 6 циклов с выделением 6 недель свободных от всех занятий, предназначенных для самостоятельной работы студента; 2) модульную систему курса; 3) рейтинговую систему оценки знаний.
По мнению коллектива авторов, технологии обучения в системе научно-технического образования – система психологических, общепедагогических, дидактических, частно-методических процедур взаимодействия педагогов (ученых, инженеров) и студентов с учетом их особенностей и склонностей, направленного на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, требованиям к профессионально-важным качествам специалистов [125 а].
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) 13].
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей(М.В.Кларин)[14].
Разделяя взгляды В.П. Беспалько, М.В. Кларина, А.Я. Савельева,
Н.Ф. Талызиной, Ф. Янушкевича, В.А. Якунина и других авторов, подчеркнем, что главной целью технологий обучения является развитие личности, что достижение этой цели возможно, если технологии обучения разрабатываются с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, принципов гуманизации образования, развития и саморазвития личности, основных психологических концепций обучения и концепции психологической системы деятельности. При этом опираемся на теоретические положения Н.Ф.Кузьминой, в соответствии с которыми технологии исследования способствуют накоплению информации, необходимой педагогу для осуществления учебного процесса и разработки технологий проектирования и взаимодействия. Технологии проектирования обеспечивают такое построение учебной информации, ее предъявления учащимся, при котором развиваются стремления учащихся к самостоятельной работе, творчеству. Технология взаимодействия направлена на установление педагогически целесообразных отношений в учебном процессе и организацию активной и эффективной познавательной деятельности учащихся [52, с. 70].
Следует подчеркнуть, что разработанные многими авторами [45, 103, 104] технологии обучения относятся, в большинстве своем, к группе технологий взаимодействия – организации образовательного процесса, но эффективность образовательного процесса может быть обеспечена только при реализации всех трех групп психолого-педагогических технологий обучения – исследования, проектирования и взаимодействия.
В нашем представлении, технология обучения – это единство теоретических (психолого-педагогических) оснований и их практической реализации в виде методов, форм обучения, обеспечивающих достижение поставленной цели, например, обеспечение активной и эффективной познавательной деятельности школьников, студентов, развитие их интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей.