Психолого-педагогические технологии обучения

В последние годы термин «технологии обучения» все более широко используется в школьной и вузовской педагогике. Причем различные авторы по-разному определяют содержание этого поня­тия. Так, А.Я. Савельев (1990) рассматривает технологию обучения как «способ реализации содержания образования, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, мето­дов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное обеспечение поставленных целей».

По мнению Н.Ф.Талызиной, современная и в своей сущности но­вая технология обучения должна быть научно обоснованной, ее глав­ная задача состоит в определении полезных для практики, наибо­лее рациональных и эффективных методов достижения поставленных дидактических целей. Таким образом, технология обучения является системой научно обоснованных предписаний, используемых в практи­ке образования [124].

Ф. Янушкевич отмечает, что сущность современной технологии обучения

проявляется в единстве практики и теории и выделяет признаки этой технологии: 1) современность – обязательность внедрения в образовательную практику научно-обоснованных, экспериментально проверенных дидактических нововведений; 2)оптимизация учебного процесса – достижение целей обучения с минимальными затратами сил учащихся и препода­вателя при высоком качество обучения и экономии времени; 3) син­тез результатов, полученных в смежных с дидактикой областях зна­ний; 4) научность (использование новых методов, средств, дидакти­ческих материалов 5) воспроизво­димость процесса обучения и его результатов; 6) программирование деятельности студентов и педагога; 7) широкое использование технических средств и дидактических материалов, методов, активи­зирующих учебный процесс; 8)оптимальность материальной базы учебного процесса [155].

Высокое качество и эффективность учебного процесса – конечная цель, технология обучения [155, с .41]. «Технологии обучения должны быть направлены на усиление активности студентов в учебном процессе, на последовательный пере­вод их в позицию активного субъекта. Важное значение в связи с этим приобретает изучение особенностей учебно-познавательной деятельности разных групп студентов», – отмечает В.А. Якунин [154, с. 74].

С позиции В.П. Беспалько, педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практи­ке [26].

Инновационные технологии обучения предполагают: 1) цикли­ческую организацию учебного процесса, при которой 36 недель учебного года составляют 6 циклов с выделением 6 недель свобод­ных от всех занятий, предназначенных для самостоя­тельной работы студента; 2) модульную систему курса; 3) рейтин­говую систему оценки знаний.

По мнению коллектива авторов, технологии обучения в системе научно-технического образования – система психологических, общепедагогических, дидактических, частно-методических процедур взаи­модействия педагогов (ученых, инженеров) и студентов с учетом их особенностей и склонностей, направленного на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, требованиям к профессионально-важным качест­вам специалистов [125 а].

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) 13].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей(М.В.Кларин)[14].

Разделяя взгляды В.П. Беспалько, М.В. Кларина, А.Я. Савельева,

Н.Ф. Талызи­ной, Ф. Янушкевича, В.А. Якунина и других авторов, подчеркнем, что главной целью технологий обучения является развитие личности, что достижение этой цели возможно, если технологии обучения разрабатываются с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, принципов гуманизации образования, развития и саморазвития личности, основных психологических концепций обучения и концепции психологичес­кой системы деятельности. При этом опира­емся на теоретические положения Н.Ф.Кузьминой, в соответствии с которыми технологии ис­следования способствуют накоплению информации, необходимой педа­гогу для осуществления учебного процесса и разработки техноло­гий проектирования и взаимодействия. Технологии проектирования обеспечивают такое построение учебной информации, ее предъявления учащимся, при котором развиваются стремления уча­щихся к самостоятельной работе, творчеству. Технология взаимо­действия направлена на установление педагогически целесообраз­ных отношений в учебном процессе и организацию активной и эффективной познавательной деятельности учащихся [52, с. 70].

Следует подчеркнуть, что разработанные многими авторами [45, 103, 104] технологии обучения относятся, в большинстве своем, к группе технологий взаимодействия – организации образовательного процесса, но эффективность образовательного процесса может быть обеспечена только при реализации всех трех групп психолого-педагогических технологий обучения – исследования, проектирования и взаимодействия.

В нашем представлении, технология обучения – это единство теоретических (психолого-педагоги­ческих) оснований и их практической реализации в виде методов, форм обучения, обеспечивающих достижение поставленной цели, например, обеспечение активной и эффективной познавательной деятельности школьников, студентов, развитие их интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей.

Наши рекомендации