Диагностика мотивов учебной деятельности.

Цель:выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.

Анкета:

  1. Учусь потому, что на уроке интересно;
  2. Учусь потому, что заставляют родители;
  3. Учусь потому, что хочу больше знать;
  4. Учусь, чтобы потом хорошо работать;
  5. Учусь, чтобы доставлять радость родителям;
  6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей;
  7. Учусь, чтобы не опозорить свой класс;
  8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.
  9. Учусь, потому что нравиться учиться.

Учащимся класса предлагается из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.

По ответам можно выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.(см. Приложение №2)

На графиках 3 и 4 представлены обобщенные результаты.

Анализ графиков 3 и 4 позволяет выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста. В экспериментальном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы,- учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс, нравиться учиться..

В контрольном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы, - учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс.

В результате проведенной работы в экспериментальном классе ведущие мотивы учебной деятельности остались, на высоком прежнем уровне, а также поднялся показатель мотива - учусь, потому что на уроке интересно - 20%, в наше время нельзя быть незнайкой - 10%, учусь, что бы хорошо работать - 5%, потому что нравится учиться - 10%, снизился уровень мотива - учусь, потому что заставляют родители - 10%.

В контрольном классе ведущие мотивы учения не изменили своих показателей. Мотив учения - учусь, чтобы не отставать от своих товарищей поднялся на 5%, нельзя быть незнайкой на 10%.

Оценка школьной мотивации

Цель:выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцировки детей по уровню учебной мотивации была использована следующая система бальных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций оценивался в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Различия между выделенными ними группами детей были оценены по критерию «Стьюдента» и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:



  1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

  1. 20 -24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  1. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  2. 10 - 14 баллов - низкий уровень учебной мотивации.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Вопросы анкеты:



  1. Тебе нравиться в школе или не очень?
  2. не очень
  3. нравиться
  4. не нравиться
  5. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  6. чаще хочется остаться дома
  7. бывает по-разному
  8. иду с радостью
  9. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  10. не знаю
  11. остался бы дома
  12. пошел бы в школу
  13. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-то уроки?
  14. не нравиться
  15. бывает по-разному
  16. нравиться
  17. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  18. хотел бы
  19. не хотел
  20. не знаю
  21. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  22. не знаю
  23. не хотел бы
  24. хотел
  25. ты часто рассказываешь о школе родителям?
  26. часто
  27. редко
  28. не рассказываю
  29. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  30. точно не знаю
  31. хотел бы
  32. не хотел
  33. У тебя в классе много друзей?
  34. мало
  35. много
  36. нет друзей
  37. Тебе нравятся твои одноклассники?
  38. нравятся
  39. не очень
  40. не нравятся

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки нами был использован специальный ключ:

№ вопросаоценка за первыйоценка за второйоценка за третий1.1302.0133.1034.3105.0316.1307.3108.1039.13010.310

Данная анкета использовалась при групповой диагностике учеников. Анкеты в напечатанном виде раздавались всем ученикам, и дети отмечали варианты ответов, которые им подходили (см. Приложение №3).

Результаты анкетирования позволили установить следующее:

В экспериментальном классе

Уровни мотивацииУровень учебной мотивации до экспериментаУровень учебной мотивации после эксперимента110%10%220%40%340%25%420%15%510%10%

В контрольном классе

Уровни мотивацииУровень учебной мотивации до экспериментаУровень учебной мотивации после эксперимента15%5%230%30%335%40%420%15%510%10%

В экспериментальном классе преобладающим уровнем учебной мотивации до эксперимента был 3 уровень и составлял 40%. Второй и четвертый уровни учебной мотивации составляли 20%, первый и пятый уровни имели показатель 10%.

После формирующего эксперимента преобладать стал второй уровень учебной мотивации - 40%. Третий уровень снизился на 15% и составил 25%. Четвертый уровень учебной мотивации снизился на 5% и стал составлять 15%. А первый и пятый уровни остались без изменения.

Выявилась положительная динамика мотивации учения.

В контрольном классе уровни учебной мотивации, остались практически без изменений.

После проведения эксперимента, можно сделать вывод, что на учебную мотивацию можно влиять, изменяя её в положительную сторону используя

В заключение, скажем, что при систематической и целенаправленной работе можно добиться высоких результатов по развитию мотивов учения у младших школьников.

Наши рекомендации