Тема 4: Виды сложных суждений.

Учебно-научно-производственный комплекс

«социология, психология и социальная работа»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

О.Т. Коростелева

Логика

 
  Тема 4: Виды сложных суждений. - student2.ru

Барнаул 2002

Содержание:

Организационно-методический раздел. 3

Тематический учебный план. 4

Контрольные вопросы.. 7

Литература: 8


Организационно-методический раздел

Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальности «социология» и «психология») во II семестре.

Цель курса: Сформировать базовые знания о законах и формах правильного мышления, а также необходимые навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Достижение цели ориентировано как на общегуманитарное развитие личности студента, так и на приобретение профессиональных навыков будущих социологов и психологов.

Задачи:

1) Рассмотреть понятия, суждения и умозаключения как формы мышления, сформировать навыки оперирования ими.

2) Дать представление об основных законах формальной логики, показать связь между ними.

3) Проанализировать мыслительные формы и операции, используемые в работе практического социолога.

Формой проверки усвоения знаний является зачет, состоящий из теоретической и практической частей (ответа на один из теоретических вопросов и решения логической задачи).

Тематический учебный план

Курса «ЛОГИКА»

№ п/п Тема занятий Количество часов
лекции семинары
1. Предмет и значение логики как науки  
2. Понятие как форма мышления; логические операции с понятиями
3. Суждение как форма мышления; виды суждений  
4. Виды сложных суждений, условия их истинности и ложности
5. Умозаключение как форма мышления; виды умозаключений
6. Основные законы формальной логики
7. Выводи из простых суждений: простой категорический силлогизм.
8. Выводы из сложных суждений: условно-категорический и разделительно-категорический силлогизм.
9. Индуктивные умозаключения  
  Всего:

Тема 1: Предмет логики.

1. Основные этапы развития формальной логики. Традиционная логика, современная логика. Классическая и неклассическая логика.

2. основные ступени познания. Особенность абстрактно-логического мышления. Понятие логического закона. Логическая правильность и истинность мысли. Логика как наука о формах и законах правильного мышления.

Тема 2: Понятие.

  1. Понятие как форма мышления. Основные приемы формирования понятия, отражение понятий в языке.
  2. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
  3. Виды понятий.
  4. Логические отношения между понятиями.
  5. Обобщение и ограничение понятий.
  6. Определение понятия как логическая операция. Реальные и номинальные определения.
  7. Виды реальных определений. Виды номинальных определений. Приемы, заменяющие определения.
  8. Неявные определения.
  9. Структура, виды и этапы построения явных определений. Правила явных определений. Ошибки, возможные в явных определениях.

10. Деление понятия как логическая операция. Структура деления. Деление по видоизменению признака. Дихотомическое деление.

11. Правила деления. Ошибки, возможные в делении.

12. Понятие в классификации. Естественные и искусственные классификации.

Тема 3: Суждение.

  1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
  2. Атрибутивные, экзистенциальные и реляционные суждения. Простые и сложные суждения.
  3. структура и виды реляционных суждений. Основные виды двучленных отношений.
  4. Структура и виды атрибутивных отношений.
  5. Понятие о категорическом суждении. Виды категорических суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.

Тема 8. Выводы из сложных суждений.

  1. Умозаключения из суждения с отношениями.
  2. Чисто-условное умозаключение, его структура и аксиома. Условно-категорические умозаключения, его модусы и правила.
  3. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы и правила.
  4. Условно-разделительное умозаключение, его виды и правила.

Учебно-научно-производственный комплекс

«социология, психология и социальная работа»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

О.Т. Коростелева

Логика

 
  Тема 4: Виды сложных суждений. - student2.ru

Барнаул 2002

Содержание:

Организационно-методический раздел. 3

Тематический учебный план. 4

Контрольные вопросы.. 7

Литература: 8


Организационно-методический раздел

Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальности «социология» и «психология») во II семестре.

Цель курса: Сформировать базовые знания о законах и формах правильного мышления, а также необходимые навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Достижение цели ориентировано как на общегуманитарное развитие личности студента, так и на приобретение профессиональных навыков будущих социологов и психологов.

Задачи:

1) Рассмотреть понятия, суждения и умозаключения как формы мышления, сформировать навыки оперирования ими.

2) Дать представление об основных законах формальной логики, показать связь между ними.

3) Проанализировать мыслительные формы и операции, используемые в работе практического социолога.

Формой проверки усвоения знаний является зачет, состоящий из теоретической и практической частей (ответа на один из теоретических вопросов и решения логической задачи).

Тематический учебный план

Курса «ЛОГИКА»

№ п/п Тема занятий Количество часов
лекции семинары
1. Предмет и значение логики как науки  
2. Понятие как форма мышления; логические операции с понятиями
3. Суждение как форма мышления; виды суждений  
4. Виды сложных суждений, условия их истинности и ложности
5. Умозаключение как форма мышления; виды умозаключений
6. Основные законы формальной логики
7. Выводи из простых суждений: простой категорический силлогизм.
8. Выводы из сложных суждений: условно-категорический и разделительно-категорический силлогизм.
9. Индуктивные умозаключения  
  Всего:

Тема 1: Предмет логики.

1. Основные этапы развития формальной логики. Традиционная логика, современная логика. Классическая и неклассическая логика.

2. основные ступени познания. Особенность абстрактно-логического мышления. Понятие логического закона. Логическая правильность и истинность мысли. Логика как наука о формах и законах правильного мышления.

Тема 2: Понятие.

  1. Понятие как форма мышления. Основные приемы формирования понятия, отражение понятий в языке.
  2. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
  3. Виды понятий.
  4. Логические отношения между понятиями.
  5. Обобщение и ограничение понятий.
  6. Определение понятия как логическая операция. Реальные и номинальные определения.
  7. Виды реальных определений. Виды номинальных определений. Приемы, заменяющие определения.
  8. Неявные определения.
  9. Структура, виды и этапы построения явных определений. Правила явных определений. Ошибки, возможные в явных определениях.

10. Деление понятия как логическая операция. Структура деления. Деление по видоизменению признака. Дихотомическое деление.

11. Правила деления. Ошибки, возможные в делении.

12. Понятие в классификации. Естественные и искусственные классификации.

Тема 3: Суждение.

  1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
  2. Атрибутивные, экзистенциальные и реляционные суждения. Простые и сложные суждения.
  3. структура и виды реляционных суждений. Основные виды двучленных отношений.
  4. Структура и виды атрибутивных отношений.
  5. Понятие о категорическом суждении. Виды категорических суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.

Тема 4: Виды сложных суждений.

  1. Конъюнктивные и дизъюнктивные суждения.
  2. Импликативные, рапликативные и эквивалентные суждения.
  3. Отношения между категорическими суждениями по истинности. «Логический квадрат».
  4. логические отношения между сложными суждениями.

Тема 5: Умозаключение.

  1. Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения. Классификация умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии: необходимые и вероятностные.
  2. Достоинтсва и недостатки дедуктивных и индуктивных умозаключений. Правила умозаключений по аналогии.

Наши рекомендации