Тема 4: Виды сложных суждений.
Учебно-научно-производственный комплекс
«социология, психология и социальная работа»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
О.Т. Коростелева
Логика
Барнаул 2002
Содержание:
Организационно-методический раздел. 3
Тематический учебный план. 4
Контрольные вопросы.. 7
Литература: 8
Организационно-методический раздел
Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальности «социология» и «психология») во II семестре.
Цель курса: Сформировать базовые знания о законах и формах правильного мышления, а также необходимые навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Достижение цели ориентировано как на общегуманитарное развитие личности студента, так и на приобретение профессиональных навыков будущих социологов и психологов.
Задачи:
1) Рассмотреть понятия, суждения и умозаключения как формы мышления, сформировать навыки оперирования ими.
2) Дать представление об основных законах формальной логики, показать связь между ними.
3) Проанализировать мыслительные формы и операции, используемые в работе практического социолога.
Формой проверки усвоения знаний является зачет, состоящий из теоретической и практической частей (ответа на один из теоретических вопросов и решения логической задачи).
Тематический учебный план
Курса «ЛОГИКА»
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
лекции | семинары | ||
1. | Предмет и значение логики как науки | ||
2. | Понятие как форма мышления; логические операции с понятиями | ||
3. | Суждение как форма мышления; виды суждений | ||
4. | Виды сложных суждений, условия их истинности и ложности | ||
5. | Умозаключение как форма мышления; виды умозаключений | ||
6. | Основные законы формальной логики | ||
7. | Выводи из простых суждений: простой категорический силлогизм. | ||
8. | Выводы из сложных суждений: условно-категорический и разделительно-категорический силлогизм. | ||
9. | Индуктивные умозаключения | ||
Всего: |
Тема 1: Предмет логики.
1. Основные этапы развития формальной логики. Традиционная логика, современная логика. Классическая и неклассическая логика.
2. основные ступени познания. Особенность абстрактно-логического мышления. Понятие логического закона. Логическая правильность и истинность мысли. Логика как наука о формах и законах правильного мышления.
Тема 2: Понятие.
- Понятие как форма мышления. Основные приемы формирования понятия, отражение понятий в языке.
- Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
- Виды понятий.
- Логические отношения между понятиями.
- Обобщение и ограничение понятий.
- Определение понятия как логическая операция. Реальные и номинальные определения.
- Виды реальных определений. Виды номинальных определений. Приемы, заменяющие определения.
- Неявные определения.
- Структура, виды и этапы построения явных определений. Правила явных определений. Ошибки, возможные в явных определениях.
10. Деление понятия как логическая операция. Структура деления. Деление по видоизменению признака. Дихотомическое деление.
11. Правила деления. Ошибки, возможные в делении.
12. Понятие в классификации. Естественные и искусственные классификации.
Тема 3: Суждение.
- Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
- Атрибутивные, экзистенциальные и реляционные суждения. Простые и сложные суждения.
- структура и виды реляционных суждений. Основные виды двучленных отношений.
- Структура и виды атрибутивных отношений.
- Понятие о категорическом суждении. Виды категорических суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.
Тема 8. Выводы из сложных суждений.
- Умозаключения из суждения с отношениями.
- Чисто-условное умозаключение, его структура и аксиома. Условно-категорические умозаключения, его модусы и правила.
- Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы и правила.
- Условно-разделительное умозаключение, его виды и правила.
Учебно-научно-производственный комплекс
«социология, психология и социальная работа»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
О.Т. Коростелева
Логика
Барнаул 2002
Содержание:
Организационно-методический раздел. 3
Тематический учебный план. 4
Контрольные вопросы.. 7
Литература: 8
Организационно-методический раздел
Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальности «социология» и «психология») во II семестре.
Цель курса: Сформировать базовые знания о законах и формах правильного мышления, а также необходимые навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Достижение цели ориентировано как на общегуманитарное развитие личности студента, так и на приобретение профессиональных навыков будущих социологов и психологов.
Задачи:
1) Рассмотреть понятия, суждения и умозаключения как формы мышления, сформировать навыки оперирования ими.
2) Дать представление об основных законах формальной логики, показать связь между ними.
3) Проанализировать мыслительные формы и операции, используемые в работе практического социолога.
Формой проверки усвоения знаний является зачет, состоящий из теоретической и практической частей (ответа на один из теоретических вопросов и решения логической задачи).
Тематический учебный план
Курса «ЛОГИКА»
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
лекции | семинары | ||
1. | Предмет и значение логики как науки | ||
2. | Понятие как форма мышления; логические операции с понятиями | ||
3. | Суждение как форма мышления; виды суждений | ||
4. | Виды сложных суждений, условия их истинности и ложности | ||
5. | Умозаключение как форма мышления; виды умозаключений | ||
6. | Основные законы формальной логики | ||
7. | Выводи из простых суждений: простой категорический силлогизм. | ||
8. | Выводы из сложных суждений: условно-категорический и разделительно-категорический силлогизм. | ||
9. | Индуктивные умозаключения | ||
Всего: |
Тема 1: Предмет логики.
1. Основные этапы развития формальной логики. Традиционная логика, современная логика. Классическая и неклассическая логика.
2. основные ступени познания. Особенность абстрактно-логического мышления. Понятие логического закона. Логическая правильность и истинность мысли. Логика как наука о формах и законах правильного мышления.
Тема 2: Понятие.
- Понятие как форма мышления. Основные приемы формирования понятия, отражение понятий в языке.
- Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
- Виды понятий.
- Логические отношения между понятиями.
- Обобщение и ограничение понятий.
- Определение понятия как логическая операция. Реальные и номинальные определения.
- Виды реальных определений. Виды номинальных определений. Приемы, заменяющие определения.
- Неявные определения.
- Структура, виды и этапы построения явных определений. Правила явных определений. Ошибки, возможные в явных определениях.
10. Деление понятия как логическая операция. Структура деления. Деление по видоизменению признака. Дихотомическое деление.
11. Правила деления. Ошибки, возможные в делении.
12. Понятие в классификации. Естественные и искусственные классификации.
Тема 3: Суждение.
- Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
- Атрибутивные, экзистенциальные и реляционные суждения. Простые и сложные суждения.
- структура и виды реляционных суждений. Основные виды двучленных отношений.
- Структура и виды атрибутивных отношений.
- Понятие о категорическом суждении. Виды категорических суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.
Тема 4: Виды сложных суждений.
- Конъюнктивные и дизъюнктивные суждения.
- Импликативные, рапликативные и эквивалентные суждения.
- Отношения между категорическими суждениями по истинности. «Логический квадрат».
- логические отношения между сложными суждениями.
Тема 5: Умозаключение.
- Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения. Классификация умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии: необходимые и вероятностные.
- Достоинтсва и недостатки дедуктивных и индуктивных умозаключений. Правила умозаключений по аналогии.