Глава 2. Методологический аппарат педагогического исследования
Для того, чтобы начать разработку исследования важно знать основные положения, характеризующие дипломную, курсовую работу, реферат как квалификационную научную работу, и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная практика написания данных работ, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде всего недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.
Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности [2].
Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
В структуре методологического познания объединяют четыре уровня:
· философский,
· общенаучный,
· конкретно-научный и
· технологический.
Философская степень методологии составляет общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Немного расшифруем, что же такое категориальный аппарат? Прежде чем говорить о категориях педагогики, необходимо обратиться к словарю и определить, что включает в себя понятие категория с точки зрения философии. Категория (от греч. kategoria – «высказывание; признак») – предельно общее понятие. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т. е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания (Философский словарь. М., 1990. С. 123). Своя система категорий присуща каждой конкретной науке.
В педагогической науке категориями отмечают основные понятия, которые выражают научные обобщения [12].
Таким образом, категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Разработка категориального аппарата имеет принципиальное значение для педагогики, так как содержание понятий раскрывает определенный взгляд на педагогическую реальность и степень ее изученности [11].
Общенаучный уровень – в его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Представим некоторое пояснение общенаучному уровню.
Итак, общенаучный уровень – это прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и педагога-практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования [9].
Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Технологический уровень составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в общую картину научного знания. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Любое педагогическое исследование проводится на основе специальной программы, которая включает в себя два раздела:
1 раздел - обоснование актуальности темы, формулировка научной проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, обоснование методов и баз исследования;
2 раздел - разработка стратегического плана исследования, плана и методики проведения, констатирующего и формирующего экспериментов.
Результаты исследования должны обладать научной новизной и практической значимостью.
Логика исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, прогностического [9].
Логика исследования
Эмпирический этап Получение функционального представления об объекте и выдвижение гипотезы исследования (сбор эмпирических материалов) |
Гипотетический этап Разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность (обработка и анализ эмпирических материалов) |
Теоретический этап Преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем (выдвижение теоретических положений и теорий) |
Прогностический этап Разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать его развитие в новых условиях (разработка научно-методических рекомендаций) |