Понятие о логической форме мышления. Введение. Предмет и задачи логики

Введение. Предмет и задачи логики

Вопросы

1. Ассоциативное и дискурсивное мышление.

2. Понятие о логической форме мышления.

3. Понятие о логическом законе.

4. Мышление и язык.

5. Отношения, изучаемые формальной логикой.

6. О пользе изучения логики.

Ассоциативное и дискурсивное мышление.

Слово «логика» ( от греч. «логос» - слово, мысль разум) знакомо каждому более-менее образованному человеку. Обычно этим словом характеризуют рассуждения человека, который убедительно обосновывает свои утверждения, безукоризненно и безошибочно доказывает свою правоту. Если же кто-то невнятно, путано, противоречиво излагает свои мысли, то о нем говорят, что его трудно понять, так как в его рассуждениях отсутствует логика. Как видим, в данном случае слово «логика» употребляется для обозначения определенного, последовательного, непротиворечивого и доказательного мышления. Можно говорить, что если мышлению принадлежат перечисленные свойства, то оно логично.

Обычно под мышлением понимают поток образов сознания, который протекает непрерывно во время нахождения человека в бодрствующем состоянии. Если же ближе присмотреться к этому потоку, то можно заметить, что он протекает неодинаково в зависимости от психического состояния человека, который мыслит. Если мы не обременены никакими заботами, пытаемся просто отдохнуть, мысли текут непроизвольно, без усилий, в сознании всплывают образы прошлого, мечты, фантазии и т.п. Отдельные элементы этого потока сознания, как правило, не имеют существенных связей между собой, они всплывают из памяти по ассоциации. Поэтому такой способ мышления мы называем ассоциативным мышлением.

Совсем иной характер приобретает течение мыслей, когда нам приходиться решать какой-то вопрос, задачу или проблему, принимать какое-то ответственное решение, доказывать кому-нибудь истинность своего ут­верждения или резонность своего предложения. Тогда отдельные мысли связываются между собой таким образом, что принятие одной из них ведет к принятию другой, одна мысль не просто всплывает по ассоциации из другой, а вытекает из нее «принудительно», по необходимости. Например, если мы соглашаемся с утверждением о том, что все учителя являются об­разованными людьми, то вынуждены согласиться и с утверждением о том, что ни один необразованный человек не является учителем.

Способ думанья, при котором отдельные мысли связываются между со­бой таким образом, что из одних мыслей вытекают другие, и эта связь мыслей завершается каким-то итогом, называется дискурсивным мышлением.

В отличие от ассоциативного мышления, которое не подчинено ка­кой-либо цели и поэтому протекает хаотично, неупорядочено, дискурсив­ное, будучи нацеленным на решение какой-то задачи, не является хаотич­ным, мышление представляет собой ограниченный во времени фрагмент потока сознания, который характеризуется тематической завершенностью.

Формой выражения дискурсивного мышления является рассуждение, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных мыслей о каком-либо предмете или действии, завершающееся выводом или принятием решения. Логическим содержанием рассуждения является обоснование вывода или принимаемого решения.

Предметом логики является не мышление как таковое, а те связи и отношения между мыслями, которые придают мыслительному процессу упомянутые выше свойства - определенность, последовательность, непротиворе­чивость и доказательность. Поэтому логику можно предварительно опреде­лить как науку о связях и отношениях, лежащих в основе целостных структур мышления, называемых логическими формами.

Понятие о логической форме мышления.

Логическая форма - это мыслительная структура, в которой отдельные элементы мысли связаны строго соответствующим образом в единую целостность. Логические формы откладываются и выявляются в языковых конструкциях, строение которых не зависит от содержания выраженных в них мыслей. Например, «Все люди – математики» и «Все озера – естест­венные водоемы» представляют собой одинаковые грамматические конструк­ции, хотя в каждом из них речь идет о разных объектах – людях и озе­рах. Логике нет дела до того, что первое предложение несет в себе лож­ную информацию, а второе - истинную. Она показывает только, что подоб­ные схемы «Все А есть В», наполненные конкретным содержанием, имеют свойство выражать либо истину, либо ложь.

Наши рекомендации