Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор
КОЧЕТОВСКАЯ Е.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И
ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Норильск, 2009 г.
Печатается по решению Ученого Совета Норильского филиала АОУ ВПО ЛГУ им. Пушкина
Составитель: Кочетовская Е.В., кандидат психологических наук, доцент;
Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор
Кафедры педагогики и психологии Военно-космической
академии им. А.Ф. Можайского
В методических рекомендацияхпредставлены требования по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ по психологии.Изложены требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы, к представлению её результатов и их оформлению. Рассмотрены основные вопросы, связанные с написанием теоретической и описанием эмпирической частей исследования. Представлен порядок защиты дипломных работ и критерии их оценки.
Методические рекомендацииадресованы студентам очного и заочного отделений факультета психологии и педагогики ЛГУ им. Пушкина, обучающихся по специальности 020400 «Психология».
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
1. | Этапы выполнения курсовых и дипломных работ . . . . . . . . . . . . | |
2. | Структура и содержание исследовательской работы . . . . . . . . . . | |
3. | Подбор и изучение литературы по теме исследования . . . . . . . . | |
4. | Написание теоретической части исследования . . . . . . . . . . . . . . . | |
5. | Планирование и проведение эмпирической части исследования | |
6. | Описание эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
7. | Оформление исследовательской работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
8. | Защита дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
9. | Критерии оценки работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Введение
Выполнение курсовых и дипломных работ является одним из важных этапов в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Работа над курсовыми и дипломными проектами требует от студента не только прочного усвоения фундаментальных теоретических знаний, но и творческого подхода к решаемым эмпирическим задачам, формирования представлений об организации исследовательской деятельности. Выступая одной из форм научно-исследовательской деятельности, подготовка курсовых и дипломных проектов предполагает углубление и расширение знаний студентов, овладения приёмами самостоятельного исследования, его планирования, анализа полученных данных, формирование умений решать научные и практические задачи путём научного поиска и анализа.
Работа над курсовыми и дипломными проектами должна способствовать систематизации, закреплению и расширению теоретических и практических знаний у студентов по приобретаемой специальности, создавать возможность для применения этих знаний при решении конкретных практических задач в области психологии.
Данные методические рекомендации составлены на основе анализа выполненных студентами квалификационных работ на кафедре психологии и педагогики, с учетом анализа замечаний, отмечаемых в рецензиях преподавателей и отзывах научных руководителей. Для оптимизации самостоятельной работы студентов над исследовательскими проектами дипломных и курсовых работ и были составлены данные рекомендации.
Планирование и проведение эмпирической части
Исследования
Важной частью исследовательской работы студента является эмпирическое исследование. Оно может быть направлено на сбор и анализ данных по проблеме, может включать разработку методики в области психологии, направленную на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения.
Курсовой и дипломный проект предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объём определяется количеством испытуемых, которые были обследованы; количеством использованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обработки и анализа полученных данных. Все это должны учитывать студент и научный руководитель при планировании исследования, аттестационная комиссия при оценке работы. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.
Важным моментом в эмпирическом исследовании является определение выборки испытуемых. Необходимо учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, индивидуально-психологические особенности испытуемых, состояние здоровья и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Существует множество конкретных приёмов формирования выборки, которые необходимо учитывать при организации эмпирического исследования (В.Н. Дружинин, 2008; В.В. Никандров 2007).
Выборка должна представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, в случае экспериментального исследования важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп (критерий внутренней валидности).
Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек.
Опираясь на методы математической обработки данных, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 могут быть статистически значимы (а = 0,05).
Если же для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить, лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, как рекомендует Л.В. Куликов, целесообразно увеличение количества испытуемых, по крайней мере, на 5-10%, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты и т.д.).
Сбор эмпирического материала представляет собой ответственную часть научно-исследовательской работы. Необходимо предусмотреть, чтобы испытуемые были доступны для контакта с ними в условиях, необходимых для изучения.
Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства для непосредственной эмпирической работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители. А для сохранения валидности экспериментального исследования необходимо контролировать действия артефактов.
Студент должен уметь установить такой доверительный контакт с испытуемым, при котором может быть получена достоверная информация. Необходимо соблюдать нормы профессиональной этики психолога и использовать процедуры контроля влияния личности испытуемых и личности исследователя (студента) на проведение исследовательской работы.
Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей техникой сбора эмпирических данных, детальное знание методики, которая используется. В ходе работы студента могут ожидать некоторые разочарования, поскольку добиться идеальных условий исследования часто не удается. Как правило, реальные обстоятельства корректируют планы и исследовательские процедуры. Первое пробное исследование позволяет выявить недостатки его проектирования. Этот этап научной работы обычно называют пилотажным. Его данные, позволяющие усовершенствовать программу и методику исследовательского проекта, часто не включаются в общую выборку при обработке данных, поскольку они получаются в несколько других условиях.
Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для оценки достоверности выводов, как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием только таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов.
Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных достаточно важная и ответственная задача. И делать это лучше ещё на этапе планирования исследования. Необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Можно обращаться к уже разработанной классификации эмпирических задач и адекватных для их решения методов математической статистики (А.Н. Кутейников, 2008; А.Д. Наследов, 2007; Е.В. Сидоренко, 2004).
При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных, например, возраст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие.
Для студентов может представлять трудность выделение переменных в работах по практической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) ограничены. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, – все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное – иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.
При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.
Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объёмах выборки испытуемых, используемых обычно в курсовой или дипломной работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5-10 испытуемых.
Большинство психологических работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия. Так, во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.
Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.
Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краснела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий х2 Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода – результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (А.Н. Кутейников, 2008; Е.В. Сидоренко, 2004).
Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.
Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера.
Методы математической обработки данных важно использовать и для анализа результатов опытной практической психологической работы. Для обоснования ее эффективности полезно использовать конкретные психологические и поведенческие показатели испытуемых «до» и «после». Выбору их важно уделять особое внимание. Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность выводам работы.
Оформление исследовательской работы
Автор курсовой или дипломной работы отвечает не только за содержание, но и за грамотность и аккуратность оформления исследовательской работы.
Текст работыдолжен быть набранна компьютере на одной стороне стандартного листа формата А-4 (210 × 297). Оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства: печатается шрифтом «Times New Roman», размер шрифта – 14, выравнивается по ширине, расстояние между строками - 1,5 интервала.
Текст работы следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое – 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. При таких параметрах каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-70 знаков в строке (без пробелов), 28-30 строк на странице.
Каждая новая глава и другие структурные элементы работы: введение, заключение, список литературы, приложения (кроме параграфов, входящих в состав глав) – начинаются с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», следует располагать в середине без точки и без кавычек, печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивать, отделять от текста расстоянием равным одной пропущенной строке. Слова в заголовках не переносятся, точка в конце заголовка, располагаемого в середине страницы, не ставится. Заголовки параграфов печатаются полужирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца отделяются с двух сторон расстоянием равным одной пропущенной строке. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Нумерация страниц исследовательской работы сплошная. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы или в правом верхнем углу. Нумерация начинается со второй страницы – «Содержание».
Приложения помещают после списка источников литературы в порядке их упоминания в тексте. Приложения нумеруются (если их несколько) последовательно арабскими цифрами, сквозной нумерацией (Приложение 1, 2, 3). Страницы в приложениях не нумеруются. Каждое приложение необходимо выполнять на отдельном листе. Приложения не засчитываются в заданные объёмы исследовательской работы.
В научно-исследовательских работах студентов обычно приводится фактический и цифровой материал. Наглядность ему придаёт использование формул, таблиц, иллюстративного материала (схем, графиков, диаграмм, рисунков и др.).
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер размещается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула, то её не нумеруют. Пример 1: расчет значения критерия Н:
(1)
где N – общее количество испытуемых в объединенной выборке;
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – сумма рангов по каждой группе.
Пример 2: расчет по критерию U Манна-Уитни:
(2)
где n1 – количество испытуемых в выборке 1;
n2 – количество испытуемых в выборке 2;
nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;
Тх – большая из двух ранговых сумм.
При наличии в научно- исследовательской работе большого количества цифрового материала, а также при необходимости его сопоставления и выводов определенных закономерностей материал оформляют в виде таблиц.
Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная – по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются. Например:
Таблица 1.
Сравнение интенсивности психологических защит в группах испытуемых
Механизм психологической защиты | Испытуемые с низкой склонностью к аэрофобии n=30 | Испытуемые с аэрофобией n=30 | t | ||
среднее | Ст. откл. | среднее | Ст. откл. | ||
Отрицание | 5,8 | 7,1 | 1,63 | 2,79** | |
Проекция | 9,2 | 9,5 | 2,5 | 0,5 | |
Замещение | 3,4 | 7,1 | 2,8 | 0,12 | |
Подавление | 1,9 | 6,8 | 1,7 | 1,8 | |
Интеллектуализация | 8,5 | 1,6 | 7,6 | 1,8 | 2,01* |
Регрессия | 5,1 | 2,7 | 7,2 | 2,3 | 3,1** |
Компенсация | 2,1 | 8,7 | 2,6 | ||
Реактивное образование | 5,4 | 2,1 | 4,6 | 2,1 | 1,42 |
* p < 0,05 ** p < 0,01
Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку.
Таблицу следует размещать так, чтобы читать её можно было без разворота работы. При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф повторяются. Основной заголовок таблицы не повторяют, а над ней размещают слова «Продолжение таблицы…» с указанием её номера.
Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы как диаграммы, гистограммы,а также различныеграфики. Их следует располагать в работе в черно-белом исполнении непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или в приложении, если в указанном месте они не помещаются. В приложениях допускается цветное исполнение.
Необходимо опираться на рекомендации по построению диаграмм и графиков (Л.В. Куликов, 2001):
· График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
· График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
· На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.
· Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.
· Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).
· Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма – это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс).
Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначения. Между таблицами, рисунками и текстом должны быть пробелы равные примерно пропущенной строке. Пример 1:
Рис.1. Соответствие склонностей и способностей
к определенному типу профессий на начало и конец исследования
Пример 2:
Рисунок 2. Распределение показателей уровня самооценки испытуемых
На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так всё видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.
Если делается ссылка на таблицу, можно использовать следующие выражения: «в соответствии с данными, представленными в таблице 5…», «результаты, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что ...», или приводится ссылка в скобках (Таблица 5).
При ссылках на рисунки пишется: «на рисунке 5 показано (приведено, представлены)....», «как представлено на рисунке 6 ...», «что и отражено на рисунке ...» или дается ссылка в скобках (Рис. 3). Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6).
При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, представлена в приложении 2», или приводится ссылка в скобках (Приложение 2).
При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например, «в двух случаях из девяти» (неправильно – «в 2 случаях из 9»), Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например, «45 испытуемых» (неправильно – «сорок пять семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения точки не ставятся (миллиметр – мм). Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в 20 случаях из 100» (неправильно – «в 20-ти случаях из 100»).
Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, то падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «и» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» – «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).
Список литературыв научно-исследовательской работе представляет собой отражение тех источников, которыми пользовался автор при её написании. Список литературы должен содержать библиографическое описание всех источников, упоминаемых в тексте, а также тех, которые были использованы автором в процессе подготовки работы, но не нашли своего непосредственного отражения в тексте.
Оформление списка литературы осуществляется алфавитным способом.При этом способе группировки фамилии авторов и заглавия (если автор работы не указан или авторов более трех) располагаются в алфавитном порядке и нумеруются.
Если в списке литературы есть работы авторов-однофамильцев, порядок расположения источников зависит от инициалов авторов. Например:
Петровский А.В. Основы теоретической психологии. – М.:ИНФРА, 1998. – 525с.
Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. – 1975.- №3. – С. 26-37
При наличии работ одного автора в списке их обычно располагают в соответствии с годом издания, начиная с более раннего. Например:
Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 172 с.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 205 с.
В выходных данных принято сокращать названия городов : М. – Москва; Л. – Ленинград; СПб. – Санкт-Петербург; К. – Киев; N.Y. – New York (Нью-Йорк); Р. – Paris (Париж); L. – London (Лондон); В. – Berlin (Берлин). Названия остальных городов указываются полностью. Например:
Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по нематематическим специальностям / А.Н. Бородин. - СПб.: Лань, 2006. – 254 с.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза //Сибирский психологический журнал. – Томск, 1998. – Вып. 8-9. – С.7-15
Примеры библиографического описания
Книга одного, двух, трёх и более авторов
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 528с.
Статьи из журнала, газеты
Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики //Психологическая наука и образование. 1997. - №2. - С. 11-20
Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. – № 3. – С. 69 – 73.
Статьи из сборника
Ковалевская М.К., Матрусов И.С. Содержание обучения географии // Совершенствование содержания обучения в школе. – М., 1985. – С. 208 – 224.
Головина Г.М. Метематические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. Сборник научных трудов / Под ред. М.Р. Гинзбург. – М., 2003. – 135 с.
Описание диссертации
Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Дис. …д-ра. психол. наук. – М., 1996. – 190 с.
Описание автореферата диссертации
Петухова И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей: Автореф. дис…. канд. психол. наук. – М., 1976
Материалы конференций, съездов (тезисы)
Баланёв Д.Ю. Особенности компьютеризации психодиагностики детей дошкольного возраста // проблемы устойчивого развития общества и эволюции жизненных сил населения Сибири на рубеже XX – XXI веков. Тезисы докладов международной конференции. – Барнаул, 1999. – С. 287-295
Дроздова А.И. Управление образовательным процессом в современном вузе: Материалы III региональной научно-методической конференции. Красноярск, 2001. – С. 88 –94
Интернет ресурсы
Крейк Ц.В. Персоналии в психологии [Электронный ресурс] / Электрон. ст.. – Режим доступа к журн.: http//phder.ifmo.ru/optics/spirkina/optiki/fizort/htm
Законодательные материалы
Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 19 с.
Российская Федерация. Законы. О ветеранах: федеральный закон от 12.01.1995 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – С. 21-58.
Защита дипломной работы
Предварительная подготовка студента к защите научно-исследовательской работе включает:
· составление текста или развёрнутого плана выступления перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК);
· изготовление иллюстративных материалов, используемых в процессе защиты работы. В качестве иллюстративного материала рекомендуется использовать схемы, графики, таблицы и др.. Также во время своего доклада на защите можно демонстрировать презентацию, выполненную с помощью пакета Power Points.
· подготовку ответов на замечания, содержащиеся в рецензии
Процесс защиты научно-исследовательской работы включает:
· выступление студента на заседание ГАК, содержащее обоснование выбора темы, её актуальности; краткий обзор состояния рассматриваемой проблемы, цели, задачи работы; краткое изложение выводов по теоретической части, описание полученных эмпирических результатов, выводы и перспективы практического использования полученных результатов; для сообщения студенту отводится не более 10 минут.
· ответы студента на вопросы членов ГАК и других заинтересованных лиц, присутствующих на защите;
· отзыв научного руководителя (в нём характеризуются деловые и личностные качества студента, а не только содержание исследования);
· заключение рецензента;
· ответы студента на замечания рецензента, обоснование своей позиции по тем вопросам, в трактовке которых студент не согласен с замечаниями рецензента;
· свободная дискуссия по содержанию работы;
· заключительное слово студента;
· решение членов ГАК об оценке работы.
Решение комиссии об оценки работы принимается после выступления всех студентов и основывается на анализе представленной работы, доклада студента, его ответов на вопросы, с учетом отзыва и рецензии.
Литература
1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход / под ред. Н.М. Борытко – Волгоград: ВГИПК РО, 2005. – Ч.2. – 132 с.
2. Ганичева А.В. Математика для психологов: учебное пособие / А.В. Ганичева, В.П. Козлов. М., Аспект Пресс, 2005. – 239 с.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Издательство «Питер», 2008.- 320 с.
4. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. - М: МПСИ, Флинта, 2003. – 335 c.
5. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2007. – 128с.
6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. - -256с.
7. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: «Ось-89». - 1997
8. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001
9. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. – СПб.: речь, 2008. – 172с.
10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб., Речь, 2007. – 392с.
11. Никандров В.В. Экспериментальная психология – Изд. 2-е, дополненное. - -СПб.: Речь, 2007. – 512 с.
12. Поварова И.А., Гончарова В.А., Иванова Е.А. От курсовой к диплому: требования к научно-исследовательской работе студентов, обучающихся по специальности «Логопедия»: Методическое пособие для студентов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 251с.
13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., Речь, 2004. – 249 с.
14. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 528с.
Приложение 1
Таблица 1.
Приложение 2
Образец оформления титульного листа курсовой работы
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ государственный университет
имени А.С. ПУШКИНА
Заполярный филиал
Кафедра п