Пик интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня. Более того, закономерно­сти развития мышления определяют в значительной мере осо­бенности функционирования и развития других психических процессов. Поэтому некоторые авторы полагают, что именно в этот период интеллектуальные возможности человека дости­гают своего максимума.

Мнение ученых --------------------------------------------------------------------

Отечественный психолог Я. Л. Пономарев (1976), рассматрива­ющий творческий процесс как результат взаимодействия разных



Глава 2

Особенности развития когнитивной сферы подростка




Пик интеллектуального развития - student2.ru Пик интеллектуального развития - student2.ru уровней интеллектуальной деятельности, считает, что ник интел­лектуального развития достигается уже в 12 лет. Однаки это не означает, что ребенок достиг пика интеллектуальной производи­тельности и тиорчества. По мнению Пономарева, кульминация творческой продуктивности наступает много позже, так как вц-сокая продуктивность невозможна без солидногобагажа зналий, Жизненного(ишта, целеустремленности и ряда других качеств, которыми еще не обладает подрос гене

Другие авторы склонны полагать, что пик творческих по­тенций, как ипик интеллектуального развития, наступает зна­чительно позже.

Существует еще одна точка зрения, которая основывается на утверждении о невозможности привязать закономерности интеллектуального развития к биологическому возрасту, по­скольку творческие способности человека, как и его интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельно­сти. Сторонники данной позиции не подвергают сомнению пра­вомерность стадиального подхода к развитию интеллекта, пред­ложенного Ж. Пиаже, и установленную им последовательность стадий.

Во-первых, овладение определенными мыслительными операциями невозможно отделить от процесса обучения: рабо­ты известных отечественных психологов П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др. показали, что при соответствующем обуче­нии уже третьеклассники способны реитть абстрактные алгеб-раическиезадачи.

Во-вторых, существует широкий диапазон индивидуаль­ных различий: одни люди обладают гипотстико-дедуктивным мышлением уже в 10-11 лет, другие неспособны к нему и бу­дучи взрослым; значительная часть взрослых не справляются с задачами, правильное решение которых, по мнению Ж. Пиаже, свидетельствует о достижении стадии формально-операцион­ного мышления.

В-третьих, некоторых исследователей смущает мысль Ж. Пиаже о том, что качественное развитие интеллекта завер­шается уже к началу юности (на рубеже 15 лет). Они выска-зыиают предположение, что за стадией решения проблем, которой завершается модель Пиаже, следует еще одна ста­дия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы.





Основные свойстваданной стадии интеллектуального раз­вития заключаются в возможностипроявления нестандартного подхода к уже известным проблемам; в умении иключать част­ныепроблемы в более общие, родовые; в способности постами i ь плодотворные вопросы даже на основе плохо сформулированных задач и т. д. (Арлин А., 1975).

Исследования

Экспериментальным подтверждением того, что интеллектуаль­ноеразвитие человека достигает своего пика в болеепозднее вре­мя, чем возраст 12-15 лет, могут служить целенаправленные п многолетние исследования, проводимые сотрудниками Воешю-медицинский академии. Суть данных исследований заключалась в оценке интеллектуального развития подростков и юношей, обу­чающихся в военно-учебных заведениях (суворовские училищаи кадетские корпуса, высшие военные училища и т. д.). Возрастобслелуемой группы — 11-19 лет. В ходе исследования оценива­лись эффективностьлогического мышлен ия, способность к ариф­метическому счету, намять, пространственное восприятие и др. Как показали проведенные исследования, пик развития психи­ческих познавательных процессов (в рассматриваемойвыборке) приходится на возраст18-19 лет.

Наши рекомендации