Пик интеллектуального развития
Интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня. Более того, закономерности развития мышления определяют в значительной мере особенности функционирования и развития других психических процессов. Поэтому некоторые авторы полагают, что именно в этот период интеллектуальные возможности человека достигают своего максимума.
Мнение ученых --------------------------------------------------------------------
Отечественный психолог Я. Л. Пономарев (1976), рассматривающий творческий процесс как результат взаимодействия разных
Глава 2
Особенности развития когнитивной сферы подростка
уровней интеллектуальной деятельности, считает, что ник интеллектуального развития достигается уже в 12 лет. Однаки это не означает, что ребенок достиг пика интеллектуальной производительности и тиорчества. По мнению Пономарева, кульминация творческой продуктивности наступает много позже, так как вц-сокая продуктивность невозможна без солидногобагажа зналий, Жизненного(ишта, целеустремленности и ряда других качеств, которыми еще не обладает подрос гене
Другие авторы склонны полагать, что пик творческих потенций, как ипик интеллектуального развития, наступает значительно позже.
Существует еще одна точка зрения, которая основывается на утверждении о невозможности привязать закономерности интеллектуального развития к биологическому возрасту, поскольку творческие способности человека, как и его интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельности. Сторонники данной позиции не подвергают сомнению правомерность стадиального подхода к развитию интеллекта, предложенного Ж. Пиаже, и установленную им последовательность стадий.
Во-первых, овладение определенными мыслительными операциями невозможно отделить от процесса обучения: работы известных отечественных психологов П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др. показали, что при соответствующем обучении уже третьеклассники способны реитть абстрактные алгеб-раическиезадачи.
Во-вторых, существует широкий диапазон индивидуальных различий: одни люди обладают гипотстико-дедуктивным мышлением уже в 10-11 лет, другие неспособны к нему и будучи взрослым; значительная часть взрослых не справляются с задачами, правильное решение которых, по мнению Ж. Пиаже, свидетельствует о достижении стадии формально-операционного мышления.
В-третьих, некоторых исследователей смущает мысль Ж. Пиаже о том, что качественное развитие интеллекта завершается уже к началу юности (на рубеже 15 лет). Они выска-зыиают предположение, что за стадией решения проблем, которой завершается модель Пиаже, следует еще одна стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы.
Основные свойстваданной стадии интеллектуального развития заключаются в возможностипроявления нестандартного подхода к уже известным проблемам; в умении иключать частныепроблемы в более общие, родовые; в способности постами i ь плодотворные вопросы даже на основе плохо сформулированных задач и т. д. (Арлин А., 1975).
Исследования
Экспериментальным подтверждением того, что интеллектуальноеразвитие человека достигает своего пика в болеепозднее время, чем возраст 12-15 лет, могут служить целенаправленные п многолетние исследования, проводимые сотрудниками Воешю-медицинский академии. Суть данных исследований заключалась в оценке интеллектуального развития подростков и юношей, обучающихся в военно-учебных заведениях (суворовские училищаи кадетские корпуса, высшие военные училища и т. д.). Возрастобслелуемой группы — 11-19 лет. В ходе исследования оценивались эффективностьлогического мышлен ия, способность к арифметическому счету, намять, пространственное восприятие и др. Как показали проведенные исследования, пик развития психических познавательных процессов (в рассматриваемойвыборке) приходится на возраст18-19 лет.