Развитие мышления-в юношеском возрасте
С завершением подросткового возрастаи переходом в юношеский возраст прежде всего отмечается прогрессирующее развитиетеоретического мышлении. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они еще с большей легкостью,чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту детей младшего возраста.
К старшему школьному возрасту дети усваиваютмногие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированностьу них теоретического, или словесно-логического, мышления. Одновременно продолжается интеллектуализация всех остальныхпознавательных процессов.
Главная тенденцияразвития когнитивной сферы может
быть охарактеризомана как продолжающееся рвВИИТИ*общих
и специальных способностей детей на базе основныхведущих
видов деятельности: учения, общения и груда. у
шеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не только нового интеллектуального качества,но и соответствующей потребности. Все чаще ребята начинают вести споры об отвлечен пых предметах, о которых они ничего не знают, например об устройстве мироздания. |
Продолжающееся а юно-
Абстрактно-логическое -------
— вид мыслительного процесса, в котором используютсяопределенные понятия. |
(понятийное) мышление
Психолого-педагогическое консультирование
На уроках старшие школьники часто пытаются вызватьучителя наразговор о не имеющих ничего общего Стемой занятияфилософских проблемах, от которых досадливо отмахиваются взрослые. Предложите детям обсудить эти проблемы после уроков па
специально Организованномдиспуте, постарайтесь пронести его в неформальнойобстановке, на природеили зачаепитием. Такие «праздные»споры и «философствование» раздражают учителей и родителей, но эти отвлеченные рассуждения, скорее всего, гак же необходимы подросткам,как бесконечные «почему?» —
ДОШКОЛЬНИК»!.
Для многих детей абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ограничений, кроме логических.
Ж.-Ж. Руссо писал: «Любовь к воображаемым предметам и легкость, с которой я заполнял ими свой внутренний мир, окончательно отвратили меня от всего окружающего и определили мою склонность к одиночеству, оставшуюся у меня с этих пор навсегда». Причем увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами. Так, Р. Роллан вспоминает: «Самым реальным в моей жизни были мечты, мечты, исполненные трепетного страха (они посещалименя часто, слишком часто для моего возраста), мечты о нежности, мечты-упования, и очень рано... явились мечты о славе, героической и литературной...»
Половые различия —-----------------------------------------------------------
В юношескомнозрасте начинают наиболее отчетливо проявляться особенности мышления, обусловленныеполовыми различиями. Так, по мнению И. С. Копа, «склонность к абстрактному мыш-лешш типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этомвозрасте лучше учатся и превосходи! мальчиков по успеваемости,их познавательные интересы менее определенны и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные, задачи. Художественно-гуманитарныеинтересы превалируют у них над естественнонаучными. Что же касается мечтательности,тоона связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями» (Кон И. С, 1989).
Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта и нтеллсктуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизированное™ взглядов и подходов,адекватной оценки своих возможностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень ВВоихзнаний, особенно умственных возможностей.
Глава 2
Особенности развития когнитивной сферы подростка
-— Дивергентное мышление — особый вид мышления, который предполагает, чти на один и тот же вопрос может быть множество одинаково ттрави. п.мых II равноправных ответов.Принято считать, что.поi нилмышления является одним hj компонентов творчеп ua. |
— Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существу ет лишь одно правильное ре шение проблемы. В некото рых сЛучаях данное понятие используется как синоним "Консервативного», или «ри гидного», мышления. |
Вместе с тем в этом возрасте появляется немало безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не лающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не пол силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки.