Развитие мышления в подростковом возрасте

'Особеннозаметные изменения происходят В развитии мышления.

Мышление является высшим психическим познаватель­ным процессом. Суть данного процесса заключается в порож­дении нового знания, на основе творческого отражения и пре­образования человеком действительности.

Мышление, как и любой психический познавательный про­цесс, имеет свои специфические характеристики и признаки (рис.2.1).



Глава 2

Особенности развитии когнитивной сферы подростка




Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Теоретическое мышление------

— один иЭ видов мышления, который направлен на от­крытие законов, свойствобъектов. Данный иид мыш­ления обычно отличают от мышления практического.

Логическое мышление

— вид мыслительного про­цесса, в котором используют­ся логические конструкции и готовыепонятия.

.'В подростковом возрасте прежде всего продолжает разви­ваться теоретическое мышле­ние. Используемые в младшем школьном возрасте операции Становятся формально-логиче­скими операциями, родросток в состоянии достаточно легко аб­страгироваться от конкретного, наглядного материала и рассуж­дать словесно. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опро­вергать, что свидетельствует о приоритетном развитей Унего логического мышления.

использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности воз­никают не сами но себе, а формируются и развиваются в про­цессе школьного обучения, при овладении знаковыми система-. ми, принятыми во многих современных науках.

Таким образом!одной из наиболее существенных особен­ностей подросткового возраста является то, что в процессе обу­чения ребенок осваивает на логическомуровне все мыслитель­ные операции J Поэтому неслучайно, характеризуя данную ста­дию развития мышления, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью разви­тия мышления в этомвозрасте является то, что постепенно от­дельные умственные операции превращаются в единую целост­ную структуру.

Исследования



Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru Особенности мышления подростка по сравнению с младшим школьником

Систематическая классификация основны» видов ощущений

Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru В отличие от младших ШКОЛЬНИКОВ,у ребенка, достигшего под­росткового возраста, проявляется способность оперировать ги­потезами при решении интеллектуальных задач. Причем, стал­киваясь с необходимостьюрешить задачу, которая длянего яв­ляется новой, в большинстве случаев подросток стремится

Дистантные

Зрительные

Слуховые

Обонятельные

Контактные

Вкусовые Температурные

Тактильные Осязательные

Органические

Ощущения движения Ощущения равновесия

Рис. 2.1.Характеристики мышления

ощущении Ощущения боли

В ходе'своих исследований Ж. Пиаже предпринял попытку про­анализировать процесс решения подростками сложных мысли­тельныхзадач. С этой целью он проаел следующий эксперимент: детямбыло предъявлено пять сосудовс бесцветнымижидкостя­ми и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, котораядаст желтую окраску. Если лети младшеги нозраста смешивали жидкости в случайном порядке, методом проб и ошибок, топодростки действовали по-другому. Они по­пытались рассчитать возможные комбинациисмешения жидко­стей. После чет выдвигалигипотезы о возможных результатах ипланомерно их проверяли. Проведя практическую проверку сво-их Предположений,они получали результат, который был зара­нее логически обоснован.

(Следующая особенность развития мышления подростков заключается в способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суж­дениях. Благодаря этому у детей подросткового возраста отме­чается возникновение интересовк разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, полити­ческим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обоб­щенный взгляд на мир,т. е. у них происходит становление ми­ровоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.



Глава 2

Особенности развития когнитивной сферы подростка




                       
  Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru   Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru   Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru   Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru   Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru
            Развитие мышления в подростковом возрасте - student2.ru
 
 
 
 
 

------ Мнемонические приемы — специальные приемы, со­знательно используемые субъектом для эффективно­го запоминания, и воспроиз­ведения информации.
Мнемические-------------------- процессы — совокупность процессии, обеспечивающихфункцио­нирование механизмовпамя­ти: запоминание, воспроиз­ведение ипр.


Наши рекомендации