Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка

Баланс корково-подкорковых отношений изменяется в пубер­татном возрасте в сторону подкорковой активности, что приво­дит к преобладанию возбуждающих влияний и ослаблению тор­мозных процессов. Это объясняет поведенческие проявления начального подросткового периода: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражи­телям. Появляется широкая генерализация возбуждения — ре­акции сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков). Млад-



Глава 1

биологические особенности развития




                                     
    Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru   Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru   Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru   Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru   Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru
              Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru
              Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru
 
 
 
 
 
      Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru
 
 
  Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru
    Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru
 
    Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru
 
 
    Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru

---------------------- Акселерация — ускорение роста и полово­ го созревания детей и подро­ стков по сравнению с пред­ шествующими поколениями.
Ретардация

шим подросткам свойственны двигательная расторможенность, неусидчивост ь, экзальтирован ность, раздражимость, агрессив­ность. Поскольку ослабевают корковые функции, то страдает вся система произвольной регуляции поведения. Снижение произвольного контроля проявляется не только в невозможпо-. сти подростка совладать со своим доведением, но и в особенно­стях его внимания, восприятия, памяти, вербальных функциях, мышлении. Младшие подростки недостаточно /шффоренциро-ванно воспринимают поступающую информацию, испытывают трудности в поддержании произвольного внимания, состояния бдительности. Увеличивается время ответной реакции. Речь под­ростков часто замедляется, она становится краткой и стереотип­ной. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства, одышки являются показателями уси­ления подкорковых влияний и ослабления тонуса коры голов­ного мозга (Хрипкова А. Г., 1978).

Таким образом, в раннем подростковом возрасте наблюда­ются явления регресса мозговой организации, обусловливаю­щие особенности подросткового поведения.

Индивидуальные особенности

Существуют значительные индивидуальные и межполовые раз­личия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период^Стремительнос изменение тела подрост­ка требует смены представлений о своей телесности, он боль­ше не может ориентироваться на старую схему тела. Управле­ние движениями предполагает новую настройку мозговых ме­ханизмов регуляции движений в соответствии с меняющимися размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.

В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка — дисморфофобия. У мальчиков тревогу вызывает их рост, у девочек — общее телосложение, которое должно соответствовать принятым стандартам. Ино­гда вполне понятные опасения могут перерасти в болезненные, навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта.

Акселерация и ретардация

Интересной особенностью стадии отрочества является тенден­ция к ускоренному развитию в более ранние сроки но сравне-

иию с предыдущими поколениями. Эта тенденция прослежи­вается на протяжении нескольких столетий в ряде благополуч­ных стран. Американский ученый Джон Коулман указывает на то, что средневековые доспехи, которые носили в Европе, мог­ли бы быть в пору современному американскому мальчику 10-12 лет. Сегодня мужчины в среднем носят обувь 39-42-го раз­мера, тогда как обувь, которую носили их дедушки, в среднем была 36-го размера. Следовательно, прогресс общества, улуч­шение структуры питания, развитие медицины, улучшение ус­ловий жизни людей сказывается на скорости и тенденции фи­зического развития человека (Баттерворт, Харрис, 2000).

Однако индивидуальный темп пубертатного развития мо­жет быть более ранним — тогда говорят об акселерации, или более поздним — тогда говорят о ретардации.

Телесное.и психическое развитие связано не прямо, а опосредованно. Телесные осо; бенности могут влиять на пове­дение подростка следующим образом:

— более поздняя закладка органа и замедленное его раз­витие у потомков по сравне­нию с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез.

1. Относительная зрелость, рост, телосложение непосред­ственно влияют на соответству­ющие физические возможности. Имея преимущества в росте, силе и весе, мальчик-акселерат

в течение ряда лет достигает большего успеха в спорте, физи­ческих занятиях по сравнению со сверстником-ретардантом.

2. Зрелость и внешность имеют определенную соци­альную ценность, вызывая у ок­ружающих положительные чувства и повышенные ожидания. Однако они не всегда оправдываются. Высокий мальчик с пло­хой координацией движений не сможет быть хорошим спорт­сменом или продемонстрировать физические умения и навы­ки. Это может вызвать разочарование окружающих и сформи­ровать неуверенность в своих силах у рано развившегося подростка.



Глава 1

Биологические особенности развития




Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru 3. Дети-ретарданты лучше усваивают социальные отноше­ния, поскольку, не имея преимуществ в физическом развитии, стремятся компенсировать их более интенсивным развитием своих способностей, тонким пониманием социального мироус­тройства.

Исследования

Мальчики-ретарданты чаще акселератов испытывают чувствонеполноценности, считан себя отвергнутыми, непонятыми. Они в большей степени нуждаются в понимании и заботе родителей, но желание быть взрослым, независимым обусловливает амби­валентность их поведения — одновременное стремление к семье и к освобождению от внешнего контроля. Жалобы на неврологи­ческие проблемы у 13-летиих мальчиков-ретардантов больше (58%), чем у подростков со средним темпом развития (37%) и у акселератов (12%) (Реймшмитд, 1994). У девочек подобной зависимости не обнаружено.

Однако оценить более раннее развитие как благополучное нельзя. Г. Пескин (по: Реймшмитд, 1994) считает, что мальчи­ки-акселераты моложе психологически, чем мальчики-ретар­данты. Признание со стороны окружающих мальчиков-акселе­ратов, с одной стороны, снижает тревогу за себя и повышает самооценку, но одновременно формирует потребность в при­знании и зависимость от социальнойгруппы. Мальчики-ретар­данты лишены этого. Они могут решать свои проблемы более гибко. Следы этих различий обнаруживаются во взрослом воз­расте, после 30 лет. Так, у акселератов более высокие показате­ли по доминантности (стремлению быть лидером), социальной адаптации. Ретарданты имеют больше психоневрологических проблем, но являются «приземленными*, конформными, более тонкими и восприимчивыми, социально компетентными.

Резюме

Подростковый возраст — период перестройки всего организма. Рассмотренные закономерности биологических особенностей развития в подростковый период покалывают, что происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. Данный переходный процесс охва­тывает абсолютно все уровни биологической организации под­ростка — от изменения строения скелета, системы дыхания, кро-

нообрашепин, секреции желез, корково-подкорковых отношений до развитияновой репродук! инной системы, ее функционально­го и структурного обеспечения.

Подобная тотальная перестройка, особенно остро происходящая на первых стадиях отроческого периода, ослабляет старые сло­жившиеся устойчивые системы, что обусловливает рсч-рессшшые характеристики функционирования подростковогоорганизма. Эта перестройка повышаетвосприимчивость организма к дей­ствию разнообразных факторов среды и снижает его сопротив­ляемость (резистентное™).Отсюда представления об особой «хрупкости* подростка. Ранний подростковыйпериод как вре­менный регресс развития определяет вмногие психологические особенности подросткового поведения: эмоциональную неустой­чивость, раздражительность, утомляемость, ослабление внима­ния, восприятия, обработки информации, повышенную агрессив­ность, противоречивость потребностей и желаний. С другой сто­роны, социальные и культурные особенности могут либосмягчить трудностипубертатною периода, либо, напротив, заострить их. Если в обществе существуют культурные традиции, учитываю­щие особенности подросткового периода, то ЭТОспособствует благополучному протеканию пубертата, не оставляющего трав­матического следа и не влияющего па дальнейшее психическое здоровье человека.

Вопросы к главе

1. Мы узнали,что подростковый возраа является оптимальным для овладения сложными двкгат&льнымн навыками.Как вы ду­маете, какие виды спорта предпочтительны в этот период? И в каких видах спорта подростки способны достичь наивысших ре­зультатов?

2. Почему у мальчиков развивается брюшной, а у девочек— груд-нон тип дыхания?

3. Каким образом регресс в развитии мозговой организации (а именно: усиление подкорковой активности и замедлениечасто­ты альфа-ритма и тета-ритма) связан с музыкальными пристрас­тиями подростков?

Ключевые понятия и термины ----------------------------------------------

Половая зрелость Социальнаязрелость Психологическая зрелость Вторичные половые признаки



Глаза 1



Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка - student2.ru Тестостерон

Апдростерон

Эстрадная

Прогестерон

Гипоталамо-гинофизарная система

Дисморфофпбии

Акселерация

Ретардация

Глава 2

Наши рекомендации