Развитие мышления в подростковом возрасте
'Особеннозаметные изменения происходят В развитии мышления.
Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания, на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление, как и любой психический познавательный процесс, имеет свои специфические характеристики и признаки (рис.2.1).
Глава 2
Особенности развитии когнитивной сферы подростка
Теоретическое мышление------
— один иЭ видов мышления, который направлен на открытие законов, свойствобъектов. Данный иид мышления обычно отличают от мышления практического.
Логическое мышление
— вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовыепонятия.
.'В подростковом возрасте прежде всего продолжает развиваться теоретическое мышление. Используемые в младшем школьном возрасте операции Становятся формально-логическими операциями, родросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать, что свидетельствует о приоритетном развитей Унего логического мышления.
использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами но себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми система-. ми, принятыми во многих современных науках.
Таким образом!одной из наиболее существенных особенностей подросткового возраста является то, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическомуровне все мыслительные операции J Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в этомвозрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Исследования
Особенности мышления подростка по сравнению с младшим школьником
Систематическая классификация основны» видов ощущений |
В отличие от младших ШКОЛЬНИКОВ,у ребенка, достигшего подросткового возраста, проявляется способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь с необходимостьюрешить задачу, которая длянего является новой, в большинстве случаев подросток стремится
Дистантные
Зрительные
Слуховые
Обонятельные
Контактные
Вкусовые Температурные
Тактильные Осязательные
Органические
Ощущения движения Ощущения равновесия |
Рис. 2.1.Характеристики мышления |
ощущении Ощущения боли
В ходе'своих исследований Ж. Пиаже предпринял попытку проанализировать процесс решения подростками сложных мыслительныхзадач. С этой целью он проаел следующий эксперимент: детямбыло предъявлено пять сосудовс бесцветнымижидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, котораядаст желтую окраску. Если лети младшеги нозраста смешивали жидкости в случайном порядке, методом проб и ошибок, топодростки действовали по-другому. Они попытались рассчитать возможные комбинациисмешения жидкостей. После чет выдвигалигипотезы о возможных результатах ипланомерно их проверяли. Проведя практическую проверку сво-их Предположений,они получали результат, который был заранее логически обоснован.
(Следующая особенность развития мышления подростков заключается в способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересовк разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир,т. е. у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.
Глава 2
Особенности развития когнитивной сферы подростка
------ Мнемонические приемы — специальные приемы, сознательно используемые субъектом для эффективного запоминания, и воспроизведения информации. |
Мнемические-------------------- процессы — совокупность процессии, обеспечивающихфункционирование механизмовпамяти: запоминание, воспроизведение ипр. |