Влияние особенностей функционирования ЦНС на поведение подростка
Баланс корково-подкорковых отношений изменяется в пубертатном возрасте в сторону подкорковой активности, что приводит к преобладанию возбуждающих влияний и ослаблению тормозных процессов. Это объясняет поведенческие проявления начального подросткового периода: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения — реакции сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков). Млад-
Глава 1
биологические особенности развития
---------------------- Акселерация — ускорение роста и полово го созревания детей и подро стков по сравнению с пред шествующими поколениями. |
Ретардация |
шим подросткам свойственны двигательная расторможенность, неусидчивост ь, экзальтирован ность, раздражимость, агрессивность. Поскольку ослабевают корковые функции, то страдает вся система произвольной регуляции поведения. Снижение произвольного контроля проявляется не только в невозможпо-. сти подростка совладать со своим доведением, но и в особенностях его внимания, восприятия, памяти, вербальных функциях, мышлении. Младшие подростки недостаточно /шффоренциро-ванно воспринимают поступающую информацию, испытывают трудности в поддержании произвольного внимания, состояния бдительности. Увеличивается время ответной реакции. Речь подростков часто замедляется, она становится краткой и стереотипной. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства, одышки являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабления тонуса коры головного мозга (Хрипкова А. Г., 1978).
Таким образом, в раннем подростковом возрасте наблюдаются явления регресса мозговой организации, обусловливающие особенности подросткового поведения.
Индивидуальные особенности
Существуют значительные индивидуальные и межполовые различия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период^Стремительнос изменение тела подростка требует смены представлений о своей телесности, он больше не может ориентироваться на старую схему тела. Управление движениями предполагает новую настройку мозговых механизмов регуляции движений в соответствии с меняющимися размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.
В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка — дисморфофобия. У мальчиков тревогу вызывает их рост, у девочек — общее телосложение, которое должно соответствовать принятым стандартам. Иногда вполне понятные опасения могут перерасти в болезненные, навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта.
Акселерация и ретардация
Интересной особенностью стадии отрочества является тенденция к ускоренному развитию в более ранние сроки но сравне-
иию с предыдущими поколениями. Эта тенденция прослеживается на протяжении нескольких столетий в ряде благополучных стран. Американский ученый Джон Коулман указывает на то, что средневековые доспехи, которые носили в Европе, могли бы быть в пору современному американскому мальчику 10-12 лет. Сегодня мужчины в среднем носят обувь 39-42-го размера, тогда как обувь, которую носили их дедушки, в среднем была 36-го размера. Следовательно, прогресс общества, улучшение структуры питания, развитие медицины, улучшение условий жизни людей сказывается на скорости и тенденции физического развития человека (Баттерворт, Харрис, 2000).
Однако индивидуальный темп пубертатного развития может быть более ранним — тогда говорят об акселерации, или более поздним — тогда говорят о ретардации.
Телесное.и психическое развитие связано не прямо, а опосредованно. Телесные осо; бенности могут влиять на поведение подростка следующим образом:
— более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез. |
1. Относительная зрелость, рост, телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические возможности. Имея преимущества в росте, силе и весе, мальчик-акселерат
в течение ряда лет достигает большего успеха в спорте, физических занятиях по сравнению со сверстником-ретардантом.
2. Зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих положительные чувства и повышенные ожидания. Однако они не всегда оправдываются. Высокий мальчик с плохой координацией движений не сможет быть хорошим спортсменом или продемонстрировать физические умения и навыки. Это может вызвать разочарование окружающих и сформировать неуверенность в своих силах у рано развившегося подростка.
Глава 1
Биологические особенности развития
3. Дети-ретарданты лучше усваивают социальные отношения, поскольку, не имея преимуществ в физическом развитии, стремятся компенсировать их более интенсивным развитием своих способностей, тонким пониманием социального мироустройства.
Исследования
Мальчики-ретарданты чаще акселератов испытывают чувствонеполноценности, считан себя отвергнутыми, непонятыми. Они в большей степени нуждаются в понимании и заботе родителей, но желание быть взрослым, независимым обусловливает амбивалентность их поведения — одновременное стремление к семье и к освобождению от внешнего контроля. Жалобы на неврологические проблемы у 13-летиих мальчиков-ретардантов больше (58%), чем у подростков со средним темпом развития (37%) и у акселератов (12%) (Реймшмитд, 1994). У девочек подобной зависимости не обнаружено.
Однако оценить более раннее развитие как благополучное нельзя. Г. Пескин (по: Реймшмитд, 1994) считает, что мальчики-акселераты моложе психологически, чем мальчики-ретарданты. Признание со стороны окружающих мальчиков-акселератов, с одной стороны, снижает тревогу за себя и повышает самооценку, но одновременно формирует потребность в признании и зависимость от социальнойгруппы. Мальчики-ретарданты лишены этого. Они могут решать свои проблемы более гибко. Следы этих различий обнаруживаются во взрослом возрасте, после 30 лет. Так, у акселератов более высокие показатели по доминантности (стремлению быть лидером), социальной адаптации. Ретарданты имеют больше психоневрологических проблем, но являются «приземленными*, конформными, более тонкими и восприимчивыми, социально компетентными.
Резюме
Подростковый возраст — период перестройки всего организма. Рассмотренные закономерности биологических особенностей развития в подростковый период покалывают, что происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. Данный переходный процесс охватывает абсолютно все уровни биологической организации подростка — от изменения строения скелета, системы дыхания, кро-
нообрашепин, секреции желез, корково-подкорковых отношений до развитияновой репродук! инной системы, ее функционального и структурного обеспечения.
Подобная тотальная перестройка, особенно остро происходящая на первых стадиях отроческого периода, ослабляет старые сложившиеся устойчивые системы, что обусловливает рсч-рессшшые характеристики функционирования подростковогоорганизма. Эта перестройка повышаетвосприимчивость организма к действию разнообразных факторов среды и снижает его сопротивляемость (резистентное™).Отсюда представления об особой «хрупкости* подростка. Ранний подростковыйпериод как временный регресс развития определяет вмногие психологические особенности подросткового поведения: эмоциональную неустойчивость, раздражительность, утомляемость, ослабление внимания, восприятия, обработки информации, повышенную агрессивность, противоречивость потребностей и желаний. С другой стороны, социальные и культурные особенности могут либосмягчить трудностипубертатною периода, либо, напротив, заострить их. Если в обществе существуют культурные традиции, учитывающие особенности подросткового периода, то ЭТОспособствует благополучному протеканию пубертата, не оставляющего травматического следа и не влияющего па дальнейшее психическое здоровье человека.
Вопросы к главе
1. Мы узнали,что подростковый возраа является оптимальным для овладения сложными двкгат&льнымн навыками.Как вы думаете, какие виды спорта предпочтительны в этот период? И в каких видах спорта подростки способны достичь наивысших результатов?
2. Почему у мальчиков развивается брюшной, а у девочек— груд-нон тип дыхания?
3. Каким образом регресс в развитии мозговой организации (а именно: усиление подкорковой активности и замедлениечастоты альфа-ритма и тета-ритма) связан с музыкальными пристрастиями подростков?
Ключевые понятия и термины ----------------------------------------------
Половая зрелость Социальнаязрелость Психологическая зрелость Вторичные половые признаки
Глаза 1
Тестостерон
Апдростерон
Эстрадная
Прогестерон
Гипоталамо-гинофизарная система
Дисморфофпбии
Акселерация
Ретардация
Глава 2