Влияние средств массовой коммуникации на социализацию подростка

Э.В. Ювакаева

Оренбургский государственный педагогический университет

Научный руководитель: М.А. Петрунина, кандидат педагогических наук, доцент

Средства массовой коммуникации (СМК) мы рассматриваем как технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории [2].

Важно учитывать, что СМК как социальный институт способны влиять на большие группы индивидов, они играют большую роль в современном политическом процессе. Средства массовой коммуникации включают в себя газеты, радио, кино, журналы, телевидение, литературу, музыку и интернет, что находится в поле зрения современных подростков.

Средства массовой коммуникации обладают рядом основных функций, изучением которых занимались такие ученые, как В.П. Конецкая, И.П. Магай, К. Райт, С.Г. Коростенко, И.Д. Фомичева, Л.Н. Федотова, Л.Г. Свитич, Т.В. Науменко, С. Сиберт, Г. Лассуэлл, Е.П. Прохоров, У. Шрам и другие. На основе трудов данных ученых можно выделить ряд явных и латентных функций средств массовой коммуникации. Явными функциями являются следующие [1, 3]:

Информационная функция – основная функция СМК, которая заключается в предоставлении наиболее интересной информации в различных сферах деятельности – юридической, политической, медицинской деловой, научно-технической. Информация, которая добывается и передается СМК, как правило, включает не только нейтральное освещение тех или иных событий, но и дает оценку и включает его комментарий. На базе предоставляемой информации у граждан создается мнение о деятельности государства, политических партий, парламента, Государственной Думы и других политических институтов, культурной, экономической и иной жизни социума.

Культурологическая функция реализуется посредством того, что СМИ знакомят с достижениями искусства и культуры и тем самым решаются познавательные задачи. Также данная функция помогает осознанию социумом необходимости преемственности и сохранения культурных традиций и обрядов. С помощи средств массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями различных субкультур и культур. Это приводит к развитию эстетического вкуса, который помогает общему взаимопониманию, способствует снятию социальной напряженности, а также помогает интегрировать человека в общество.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности спорно. С одной стороны, СМК помогают знакомству широких масс с достижениями всемирного искусства, новейшими тенденциями и направлениями. Это явная заслуга средств массовой коммуникации. С другой стороны, низкое качество художественных и развлекательных программ, большие возможности их тиражирования воспитывают плохой вкус у потребителей массовой культуры.

Функция социализации помогает растущему человеку формировать нормы, ценности и образцы поведения, адаптирует личность к социальной действительности. Эта функция отчетливо проявляется в сообщениях гражданам знаний, которые позволяют адекватно организовывать и оценивать сведения, получаемые с помощью СМК. Средства массовой коммуникации, как известно, сопровождают человека в течение всего жизненного цикла, в большой мере это влияние (не всегда положительное) воспринимается в подростковом возрасте, когда интересы неустойчивы и ситуативны. При этом у подростка могут сформироваться неправильные способы оценки не только настоящего, но и будущего.

По утверждению А.В. Мудрика, СМК играют большую роль в развитии человека. Среди ученых ведутся споры по этому поводу. Например, о том, приносят вред или, наоборот, будут полезными новые виды коммуникации. Так, Платон говорил, что появление письменности приведет к оскудению творческих способностей [2].

Появление кино, радио, а затем телевидения всегда связывали с падением интереса к чтению. Это действительно так, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кино и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями. По мнению ученых, влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но все-таки оказывает положительное воздействие [2].

Поколение, воспитанное советским телевидением и впитавшее стереотип отношения к телевидению как информационному источнику и «серьезному» идеологическому, политическому институту, замещается новой генерацией телезрителей, сформированной в условиях другого общества и иного телевидения. Например, подростки чаще признают, что смотрят телевизор ради развлечения и отдыха. А среди зрителей старше 55 лет, составляющих основную аудиторию «мыльных опер», дневных ток-шоу, развлекательных шоу и юмористических концертов, по-прежнему значительно больше тех, кто отвечает, что смотрит телевизор, прежде всего, для получения информации – срабатывает стереотип.

Далее стоит отметить, что большой объем аудитории среди молодежи составляют интернет-пользователи. Ни для кого не секрет, что развитие всевозможных гаджетов и технических возможностей подталкивает подростков к частому посещению глобальной сети Интернет, что иногда превращается в зависимость. Эту зависимость называют Internet addiction (интернет-аддикт) [4]. Следует учитывать, что интернет-зависимость как психическое расстройство пока что не включено в официальную классификацию заболеваний.

Сейчас известно, что в развитых странах Интернет имеет огромное влияние на своих пользователей в силу общей доступности, высокой технологии для доступа к нему, хорошего качества работы поисковых систем. То есть получается, что люди, не выходя из дома, получают все ресурсы через Интернет.

Что касается радио, то социологические опросы показали, что в целом радио теряет популярность у россиян: доля прекративших слушать его регулярно растёт, слушающих – как прежде или снижается. Впрочем, снижается и доля слушающих их меньше – вероятно, за счёт увеличения не слушающих вовсе. Рейтинг радиостанций также меняется с завидным постоянством.

Иными словами, радио в России становится всё менее популярным, и слушают его чаще всего «по привычке», причём в большинстве случаев это касается развлекательных и музыкальных станций.

Подростки, как наиболее мобильные и восприимчивые ко всякого рода инновациям, больше других подвержены ценностным и ориентационным перестройкам. В некоторых случаях дистанция, разделяющая старшее поколение с молодым, является критической. Отсюда обостренный конфликт поколений.

Современные подростки вместе со всем социумом включены в новую реальность, которую они осваивают инстинктивно, часто при отсутствии целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в информационном обществе, как правило, берут на себя средства массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио, Интернет, мобильная связь. Сегодня они являются для молодого поколения привычной средой обитания и имеют большое влияния на процесс социализации личности.

Отнюдь не все, что передается СМИ, благоприятно влияет на подрастающее поколение. Повышенный коммерческий характер информационных источников старается вытеснить молодежную аудиторию с ее потребительскими интересами на периферию медиарынка. СМИ в большей степени утратили свою воспитательную функцию, обменяв ее на функцию развлечения и удовлетворения потребительских интересов. А ведь воспитание подрастающего человека является одной из главных задач любого общества.

Такое положение характерно не только для России. Анализ исследований заявленной проблемы позволяет утверждать, что подростки слишком увлеклись телевидением и Интернетом, перестали вести активный образ жизни, гордятся числом игровых побед, а не количеством настоящих медалей.

При рассмотрении особенностей влияния СМК на социализацию подростка, можно сделать вывод о том, что молодые люди, как наиболее мобильные и чувствительные к новшествам, больше других подвержены ценностным и ориентационным перестройкам.

В этой связи средства массовой коммуникации в большей мере утратили свою воспитательную функцию, заменив ее на функции развлечения: транслируемые передачи все чаще несут ложную, непроверенную интерпретацию, иллюстрируется тот образ поведения, который выгоден источникам информации. Все это позволяет констатировать, что в современных социокультурных условиях требуются кардинальные изменения в сфере СМК в целях воспитания детей и молодежи.

Список использованной литературы

1. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая – М.: Гардарики, 2014.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 223 с.

3. Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко. – М.: ОНИКС-ЛИТ, 2013.

4. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник / Ж.Т. Тощенко. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 640 с.

Наши рекомендации