Основные подходы к выполнению курсовых работ
Сасарина Е.Е.
Основные подходы к выполнению курсовых работ
студентами педагогического колледжа
учебно-методическое пособие
Рыбинск, 2008
Печатается по решению научно-методического
совета ГОУ ЯО Рыбинского педколледжа
Рецензенты:
Копотюк Ирина Геннадьевна,кандидат педагогических наук, директор ГОУ ЯО Рыбинского педколледжа
Пятницына Наталья Львовна, кандидат филологических наук, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ ЯО Угличского педколледжа
Сасарина Е.Е.Основные подходы к выполнению курсовых работ
студентами педагогического колледжа: учеб.-метод. пособие. – Рыбинск: ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2008. – 116 с.
Вопрос методического обеспечения самостоятельной работы студентов, регламентации процесса исследовательской деятельности, формулирования единых требований к написанию, оформлению и оценке курсовых проектов является актуальным в процессе выполнения курсового исследования. Данное учебно-методическое пособие направлено на рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов и познакомит их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению качества учебно-исследовательской работы студентов колледжа.
Материалы, представленные в пособии, адресованы студентам специальностей 050000 «Образование» и педагогам, осуществляющим руководство исследовательской деятельностью студентов.
© ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2008
© Сасарина Е.Е.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………….…….……..............................4
Глава I. Подготовительный этап выполнения курсовой работы……………….......8
1.1. Выбор научного руководителя………………………….………………………8 1.2. Выбор темы курсовой работы………………………………...…………….....11
1.3. Определение содержания, структуры и этапов выполнения
курсовой работы……………………………………….…….............................13
Глава II. Основной этап выполнения курсовой работы………………………..…….16
2.1. Написание основных элементов курсовой работы………..….........................16
2.1.1. Титульный лист и оглавление……………………..............................…16
2.1.2. Введение……………………………….…….……….…..........................17
2.1.3. Основная часть…………………………………..…………………….....23
2.1.4. Заключение, библиографический список и приложение……………....28
2.2. Оформление курсовой работы…………………….…………………….……..32
Глава III. Заключительный этап выполнения курсовой работы………………...…39
3.1. Подготовка к защите курсовой работы……………………....…………….....39
3.2. Процедура защиты курсовой работы………………….…………………....…42
Заключение………………………………………………...….…………………………....45
Библиографический список……………………….…….…………………..……………47
Приложение………………………………………………………………………………...49
Введение
Там, где господствует дух науки, творится великое.
Н.И.Пирогов
В настоящее время научно-технический и социальный прогресс, становление информационного постиндустриального общества оказывает мощное воздействие на сферу профессионального образования. На фоне этого глобального процесса усиливается исследовательский компонент в профессиональной деятельности специалиста. От современного педагога сейчас требуются не только фундаментальные знания, сформированные профессиональные умения, развитые творческие способности, но и овладение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных образовательных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе.
Сегодня системе образования требуется специалист–исследователь, инициативный, самостоятельно мыслящий и широко образованный, способный предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения, реализовать свой личный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества.
Шадрина Л.И. под учебно-исследовательской деятельностью понимает такую форму «…организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением студентами творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования» [31, С.28]: постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора соответствующего материала, его анализа, систематизации и обобщения.
Исследовательская работа один из способов формирования профессиональной компетенции специалистов в системе образования. Являясь эффективным средством развития творческого потенциала будущего специалиста, учебно-исследовательская деятельность, способствует появлению новых качеств - широты кругозора, видение проблем, определенную системность и логичность мышления, что пригодится в дальнейшей научной и педагогической деятельности, в общении, в быту и вообще в жизни. Она позволяет актуализировать знания, получаемые при изучении различных дисциплин учебного плана, сформировать умения работать с информацией, расширить способы деятельности. Она развивает научную активность студента, самостоятельность, контроль и самоконтроль, умение изучать и исследовать, сравнивать и анализировать, обобщать и систематизировать, делать выводы, сопоставлять и излагать мысли на бумаге, что, в конечном итоге, способствует повышению качества подготовки студентов, их конкурентоспособности в современной системе образования.
В период обучения студентов в колледже им предлагается выполнить разные виды учебно-исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов отличается определенным объемом и возрастающей по содержанию степенью сложности и обработки теоретических и практических материалов. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студента в период педагогической практики, третьи представляют собой результат творческого решения научной проблемы.
Овладение студентами исследовательскими навыками в процессе выполнения этих видов работ окажется полезным при обучении их на второй ступени непрерывного профессионального образования – в вузе, при обучении в аспирантуре и написании диссертационного исследования, при обобщении своего педагогического опыта в самостоятельной профессиональной деятельности, при подготовке к аттестации.
Осуществление учебно-исследовательской работы регламентируют государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования повышенного уровня, предусматривающие в учебных планах самостоятельную работу студентов. Приобщение студентов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения среднего профессионального образования, когда у них формируется теоретическое мышление. В современной практике среднего профессионального образования защита выпускной квалификационной работы студентами является обязательным требованием государственной итоговой аттестации. Поэтому возникает необходимость постепенной, углубленной подготовки всех студентов колледжа к организации и проведению психолого-педагогических исследований, что осуществляется благодаря преемственности в выполнении реферативной, курсовой и выпускной квалификационной работ, в ходе выполнения которых формируется система исследовательских умений и навыков студентов, направленных на совершенствование их профессиональной подготовки.
Бесспорно, осуществление учебно-исследовательской деятельности по различным вопросам и проблемам развития, обучения и воспитания представляет определенную сложность, прежде всего, при написании курсовой работы. Именно в процессе выполнения курсового проекта, в отличие от реферативной работы, студент учится подбирать необходимые методики, планировать и осуществлять практическое исследование, анализировать и делать выводы для последующей практической деятельности. Выполнение студентами курсовой работы является важным этапом их подготовки к осуществлению исследовательской деятельности на более высоком теоретическом и практическом уровне при написании выпускной квалификационной работы.
Однако наблюдения за учебно-исследовательской деятельностью студентов показывают, что исследовательские навыки у них сформированы слабо или они недостаточно владеют ими. Одной из причин, приводящих к возникновению затруднений в овладении исследовательскими навыками, мы видим в недостаточном методическом обеспечении учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа.
Проблемный анализ научно-методической литературы, показал, что, несмотря на достаточно большое количество изданий и публикаций, освящающих вопросы организации и осуществления исследовательской деятельности, вопросам выполнения курсовых работ – как первоначальному этапу овладения исследовательскими умениями и навыками, уделяется недостаточное внимание.
Преобладающая часть пособий и методических рекомендаций, посвящена вопросам выполнения диссертации. В доступном изложении раскрываются основные подходы к выполнению диссертационных исследований в работах А.М.Новикова и Ю.Г.Волкова. В пособии А.М.Новикова представлены подробные рекомендации начинающему педагогу-исследователю по проведению, написанию и защите диссертационной работы. В своем пособии профессор Ю.Г.Волков последовательно и доступно рассматривает вопросы подготовки, защиты и оформления диссертационного исследования.
Интересен опыт работы С.Д.Резника, представленный в методическом пособии, раскрывающем технологию защиты диссертации. Автор рассматривает такие немаловажные аспекты, как использование технических средств, этика поведения соискателя на заседании диссертационного совета, внешний вид соискателя. Однако, диссертация – это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. «Диссертация – особый научный и литературно-творческий жанр…» [8, С.4], который отличается от курсовой работы, как по объему, содержанию, так и по другим показателям.
Ануфриев А.Ф., рассматривая научное исследование – как особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве, в своей работе предлагает освоить форму научного произведения при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ. Автор придерживается мнения, что такой подход считается оправданным, поскольку различные виды научного произведения (курсовая, дипломная, диссертационная работы) имеют единый язык и различаются лишь объемом проделанный работы.
Действительно, основные подходы к выполнению различных видов исследований будут едины, и студентам будет полезно познакомиться с ними. Однако позволим не согласиться с мнением автора, поскольку научный стиль языка, не говоря уже об объеме и глубине исследования, подтверждении новизны получаемых результатов, имеют существенные отличия при выполнении курсовой и диссертационной работ. Тем более, что студенту, начинающему самостоятельную исследовательскую деятельность в рамках написания курсовой работы, трудно, а иногда и невозможно, проанализировать и выделить особенности того или иного вида учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ.
Для методического обеспечения учебно-исследовательской деятельности студентов необходимо создавать фонд научной и учебно-методической литературы, посвященной проблеме выполнения курсовых работ. К сожалению, большинство источников не освящают всю процедуру выполнения курсового исследования, начиная с выбора темы работы и заканчивая ее защитой. Чаще всего можно встретить методические указания, которые содержат краткие требования к содержанию, структуре и оформлению учебно-исследовательских работ студентов (В.Н.Белкина, Н.В.Елкина, Т.И.Тарабрина).
Осуществляя библиографический поиск и анализ научно-методической литературы, мы пришли к выводу о различной степени разработанности вопросов по данной проблеме. В учебном пособии Л.В.Бориковой и Н.А.Виноградовой предлагаются некоторые рациональные приемы, обеспечивающие успешное выполнение учебной и научно-исследовательской работы, причем авторы рассматривают отдельно каждый вид исследовательских работ. Широко освящены вопросы технологии работы с учебной и научной литературой в работах Л.В.Бориковой и Н.А.Виноградовой, достаточно внимания уделяется определению понятийного аппарата исследования (Н.Г.Жаворонкова, А.П.Щербак), рассмотрен уровень языка и стиля (Г.К.Волков), даны характеристики педагогических методов исследования (П.К.Петров), представлены рекомендации по оформлению материалов исследования (Н.Г.Жаворонкова).
Следует отметить, что в последнее время часто издаются учебные пособия, предназначенные для освоения формы научного произведения при выполнении исследовательских работ студентами разных специальностей. Так, например, А.Ф.Ануфриев раскрывает специфику проведения исследований юным психологам [3], П.К.Петров – студентам, интересующимся проблемами физической культуры [23].
Несмотря на положительные тенденции в методическом обеспечении учебно-исследовательской деятельности, остаются не раскрытыми такие важные вопросы как правила изложения теоретической и практической части исследования, не представлено рекомендаций по осуществлению анализа научной литературы. Не достаточно полно изложена процедура защиты курсовой работы и критерии оценивания выполненных работ.
По нашему мнению, заслуживают внимания методическое пособие «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа», подготовленное Т.Б.Захараш [14] и методические рекомендации «Как написать, оформить и защитить курсовую и дипломную работы» Е.Ю.Акимовой [1]. Авторы систематизировали и обобщили опыт работы по руководству исследовательскими работами студентов. В приложении содержатся материалы, помогающие обеспечить организацию деятельности студентов по освоению основ учебно-исследовательской деятельности.
Проблема методического обеспечения актуализируется и тем, что различные мнения и взгляды в выполнении исследовательских работ, представленные авторами учебно-методических пособий, приводят к тому, что как студенты, так и научные руководители, осуществляя исследовательскую деятельность и координируя ее выполнение, используют их, что в свою очередь препятствует осуществлению единого подхода и единых требований к выполнению студентами курсовой работы. Вследствие этого не только на защите, но и в процессе выполнения курсового исследования, возникает много дискуссий, споров и разногласий, когда каждый пытается отстаивать собственную точку зрения, аргументируя тот или иной подход ссылкой на какой-либо источник. Выходом из данной ситуации является проведение стандартизация методических материалов по организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, что и осуществляется в настоящее время в колледже.
В связи с вышесказанным возникает противоречие между необходимостью подготовки специалиста-исследователя, усилением исследовательского компонента в профессиональной деятельности специалиста и недостаточной разработанностью в научно-методической литературе процедуры выполнения всех этапов курсового исследования, проводимого студентами колледжа. В связи с этим актуальным является вопрос методического обеспечения самостоятельной работы студентов, регламентации процесса исследовательской деятельности, формулирования единых требований к написанию, оформлению и оценке курсовых проектов. Решение данного вопроса поможет обеспечить рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов, познакомит их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение исследовательской деятельности, будет способствовать повышению качества учебно-исследовательской работы студентов колледжа.
В данном учебно-методическом пособии представлен опыт работы педагогического колледжа по руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов в системе непрерывного педагогического образования. Материалы, представленные в пособии могут найти практическое применение в учреждениях среднего профессионального образования при организации и выполнении курсовых работ студентами педагогических колледжей.
Выбор научного руководителя
Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Согласно Рекомендациям по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов [21].
Выполнение студентами курсовой работы проводится с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· подготовки к итоговой государственной аттестации.
Выполнение курсовой работы способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:
· выбирать и обосновывать тему исследования;
· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;
· находить и применять соответствующие методики исследования;
· подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования;
· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;
· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;
· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;
· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;
· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.
Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.
Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями [19, С.26]. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична.Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. Работа выполняется в сроки с начала сентября по конец апреля текущего года обучения студента в колледже.
Обычно процесс психолого-педагогического исследования состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап
1. Выбор научного руководителя.
2. Определение и утверждение темы работы.
3. Определение характера и структуры работы.
4. Составление календарного плана выполнения работы.
Основной этап
1. Подбор литературы по проблеме исследования.
2. Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.
5. Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).
6. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.
7. Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).
8. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.
9. Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.
10. Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.
11. Формулирование основных выводов по результатам исследования.
12. Текстовое оформление работы.
13. Написание заключения и введения.
14. Составление и оформление библиографического списка.
15. Подготовка и оформление приложений.
16. Оформление титульного листа.
Заключительный этап
1. Подготовка публичного выступления с результатами исследования.
2. Защита курсовой работы.
После каждого этапа выполнения плана исследования студент может обратиться за консультацией к научному руководителю для дальнейшей корректировки работы.
Итак, последовательно рассмотрим процесс выполнения курсового проекта, который включает в себя взаимосвязанные и последовательные этапы исследовательской деятельности, каждый из которых решает свои специфические задачи.
Подготовительный этап выполнения курсовой работы начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования. Впрочем, первый шаг в выполнении курсовой работы может начинаться и наоборот: сначала студент выбирает тему будущего исследования, а потом определяет научного руководителя. В том и другом случае, выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту помощь в форме систематических консультаций и обсуждений результатов исследования.
Выбор научного руководителя – возможно, самый важный выбор, который предстоит сделать студенту. Взаимопонимание и деловой контакт между руководителем и студентом - залог успешного и плодотворного сотрудничества не только при написании курсовой работы, но и в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы.
Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами. Но не стоит соглашаться сразу – целесообразно сначала подумать, интересна ли именно Вам область, в которой работает данный педагог, стоит учесть, какие взаимоотношения сложились между вами на данный период времени, и готовы ли Вы к сотрудничеству и совместной работе. В-четвертых, студенты часто интересуются о том, как руководит работами тот или иной преподаватель, и советуются со студентами старших курсов к «кому лучше пойти». Однако в данном случае, возможно совершить ошибку, поскольку опыт взаимоотношений одних людей не всегда может быть использован другими. Здесь речь идет о личных качествах и предпочтениях. Например, если студент нуждался в поддержке и частых консультациях, но работал с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то время, то первый чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания. У предшественников взаимопонимание не сложилось, но если Вас устраивает такая форма отношений, то возможно работа будет плодотворной, а отношения деловыми и доброжелательными.
Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:
1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен[1] в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, С.775].
2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.
3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) [12, С.714].
Формы деловых взаимоотношений студенту предлагает научный руководитель, предоставляя ему свободу выбора.Первая форма предполагает, что студенту нужна постоянная поддержка и тесное общение с научным руководителем (особенно в начале работы), а руководитель, имея постоянную обратную связь, дает указания, направляет ход его научной работы. Есть студенты, которых угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше. Те могут выбрать вторую форму - студент имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, не указывает конкретно направление научных изысканий.
Помните, в ходе выполнения курсовой работы приобретаются не только навыки исследовательской деятельности, но и навыки общения. Осуществляя выбор научного руководителя, стремитесь к тому, чтобы общение в ходе исследовательской деятельности стало приятным и полезным как для Вас, так и для того, с кем Вы будете работать!
Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении курсовой работы представлены в прил. 1, 2. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент при выполнении курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы
Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной работы играет выбор темы предстоящего исследования. Тема отражает название того, чем собирается заниматься исследователь. Тема – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области [16, С.44].
Тематика исследовательской работы определяется в соответствии с присваиваемой студенту квалификацией. Если студенту присваивается только основная квалификация, то тематика курсовой работы определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию. Если студенту присваивается кроме основной еще дополнительная квалификация, то тематика работ по специальностям определяется содержанием образования, обеспечивающим основную и дополнительную квалификацию [22, С. 23].
По тематике учебно-исследовательские работы можно разделить на три группы [9]:
1. Историко–педагогические и историко–психологические работынаправлены на анализ психолого–педагогических подходов к той или иной проблеме в различные периоды становления и развития детской психологии и педагогики, обобщение педагогического опыта в предшествующие исторические эпохи.
2. Психологические работы направлены на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики развития того или иного психического явления, изучение социально–психологических вопросов развития ребёнка, психологических аспектов обучения и воспитания.
3. Педагогические работы связаны с анализом современного опыта работы дошкольных и школьных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, а также могут быть направлены на разработку программ, циклов занятий, игр и т.д.
Тематика работ, как правило, разрабатывается преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разработке тем. Темы работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.
Предложенные преподавателями колледжа темы курсовых работ обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий и согласуются с кафедрами различных факультетов ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, что обеспечивает преемственность и предоставляет возможность проводить исследование не только в колледже, но и в вузе, а возможно и написание диссертационного исследования.«Нельзя останавливаться на достигнутом – надо делать из него диссертацию» (Г.Костовецкий и О.Попов) [12, С.210].
С примерным перечнем тем курсовых работ для студентов разных специальностей можно познакомиться в информационно-методическом центре колледжа.
От правильного выбора темы исследования зависит успех всего дела. Для определения темы курсовой работы студенту необходимо знать, что:
1. Тема исследования должна соответствовать специальности и быть направлена на изучение особенностей работы с детьми в рамках получаемой квалификации.
2. При выборе темы работы, первоначально студент должен определиться с направлением исследования, т.е. с учебной дисциплиной, по которой будет проводиться исследование. Для студентов, обучающихся по специальностям 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное дошкольное образование, 050303 Иностранный язык, 050720 Физическая культура направлениями исследования являются педагогика, психология, частные методики; для студентов специальности 050202 Информатика – педагогика, психология, методика обучения информатике, общим основам информации, программированию, программному обеспечению ЭВМ.[2]
3. Следует учитывать возможности преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой и перспективы разработки темы на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому тема должна быть глубоко продуманной. Выпускная квалификационная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве составной части (главы, параграфа) выпускной квалификационной работы.
4. Тема работы должна быть актуальна и должна иметь теоретическую и практическую значимость. Студенческие исследования не претендуют на фундаментальные научные открытия, однако студент должен чётко представлять уровень достижений современной науки по исследуемой теме и направления её дальнейшего развития. Это необходимо для экспериментального поиска.
5. При выборе темы следует учитывать возможности и научно-практические интересы студента, а также глубину знаний по выбранному направлению исследования. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям юного исследователя. Естественно, если тема интересна, то студент больше увлечен ее изучением. А это значит, что в ходе работы больше рождается оригинальных идей и содержательнее получится работа.
Возможны различные варианты выбора темы работы. В первом случае студент выбирает тему работы из примерного перечня тем, которые представлены в информационно-методическом центре колледжа, во втором - научный руководитель советует студенту тему будущего исследования с учетом его пожеланий и интересов, в третьем - студент сам предлагает тему работы научному руководителю при условии обоснования целесообразности ее разработки. Следует заметить, что в отдельных случаях допускается выполнение исследования по одной теме группой студентов.
Для избежания ошибок в формулировке темы курсовой работы необходимо учесть следующие рекомендации:
1. Формулировка темы не должна быть многословной (не более 10 слов).
2. Нежелательно использовать в названии темы слова «роль», «значение», «особенности», которые нацеливают на исследование лишь актуальности проблемы; эти понятия могут быть включены в название одного из параграфов.
3. Тема должна звучать шире формулировки вопросов, рассматриваемых в программе учебных курсов, а также вопросов обозначенных в плане курсовой работы.
Важно помнить, что на заключительном этапе выполнения курсовой работы, необходимо обязательно проверить соответствие темы ее содержанию и в случае несоответствия внести корректировки в название темы работы до ее защиты. К сожалению, встречаются случаи, когда студентом проведена большая работа, изучено достаточное количество литературных источников, работа отличается грамотным стилем изложения материала, глубиной и обоснованностью выводов, но не соответствует утвержденной ранее теме. В данном случае решение об оценке за защиту курсовой работы принимают члены комиссии. Примерные темы курсовых работ по различным специальностям представлены в прил. 3.
Тема курсовой работы и научный руководитель закрепляются за студентом по его личному письменному заявлению, написанному по установленной форме и подданному в течение установленных сроков (до 30 сентября текущего года) заместителю директора по научно-методической работе, курирующему данный вид деятельности. Образец заявления представлен в прил. 4.
Поданные заявления рассматриваются и в случае необходимости корректируются заместителем директора по научно-методической работе, и утверждаются приказом директора образовательного учреждения.
Следует отметить, что утвержденная тема курсовой работы в процессе проведения исследования может корректироваться и дополняться. Изменение тематики курсовой работы производится по личному заявлению студента с обоснованием необходимости корректировки утвержденной ранее темы с обязательным письменным согласием научного руководителя не позднее, чем за два месяца до защиты курс