Методические рекомендации и указания по типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ) не предусмотрено

9. Материалы для самостоятельной работы обучающегося:

СРО – это особый вид учебной деятельности, направленный на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной отрасли науки.

СРО связана с реализацией практических задач, обеспечивающих развитие логического мышления, творческой активности. Исследовательского подхода в освоении учебного материала.

Как правило, СРО включает внеаудиторное время с участием преподавателя (СРСП) и внеаудиторное время без участия преподавателя (СРС).

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП): в неделю предусмотрено 3 СРСП, все они будут посвящены текущим темам лекционных и практических занятий. На СРСП студент может обратиться к преподавателю с возникшими по учебному курсу вопросами, с какими-либо затруднениями, возникшими в ходе подготовки к семинарским занятиям или при выполнении самостоятельных работ. При отсутствии либо решении возникших проблем, время, отведенное по расписанию для СРСП, будет использоваться для сдачи-принятия отчетностей по текущим лекционным темам. СПСР будет оцениваться в 0,5 балла в неделю

Самостоятельная работа студента (СРС): по курсу предусмотрено 45 самостоятельных работ: К каждому занятию (2 лекция и 1 семинар) предусмотрены самостоятельные работы (см. «График и содержание занятий»), студент выполняет все предусмотренные задания. Если названа только тема самостоятельной работы, а форма ее выполнения не указана (доклад, глоссарий.), то студент сам определяет форму выполнения самостоятельной работы, приемлемую, на его взгляд, для данного вопроса, темы. Каждая самостоятельная работа оценивается в баллах (1-8 неделя) и (9-15 неделя) (см. «Схема оценки знаний по дисциплине»). СРС оценивается в 0,5 балла в неделю.

Основные виды СРС:

- анализ статей выполняется письменно, выписываются только основные моменты, вносятся выводы и предложения, доводятся до сведения группы на СРСП

- конспектирование дополнительных вопросов:

выполняется в тетради; данный материал доводится до сведения группы на СРСП;

- доклад:

выполняется на листах формата А4, в объеме 3-4 напечатанных страницы (шрифт Times New Roman 14); должен содержать факты, отражающие современную действительность какого-либо явления: доводиться до сведения группы на СРСП;

- схема:

выполняется на листе (листах) формата А4, может быть выполнена на листе формата А3; схема должна иметь название, должна содержать не только сами термины, но и значения этих терминов;

- реферат:

выполняется на листах формата А4, в объеме не превышающем 20 напечатанных страницы (шрифт Times New Roman 14);

Обучаемые должны быть ознакомлены с тем, как можно написать реферат или оформить самостоятельную работу по праву. Такие требования формулируются заранее. Они могут быть записаны в специальную «Памятку»:

1. Определи цель написания реферата в соответствии с по­ставленной темой.

2. Составь план реферата.

3. Выбери необходимую юридическую литературу по теме, прочитай ее, выделив основные идеи, аргументы, выводы. На них сосредоточь внимание.

4. Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассмат­риваемых источников.

5. Проанализируй собранный материал, подумай и сделай обобщенные выводы.

6. Оформи реферат.

Преподаватель знакомит обучаемых перед началом исследовательской самостоятельной работы со структурой реферата, в которой могут быть выделены такие части:

1. План (или оглавление) с указанием страниц разделов.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщения.

6. Практическое значение реферата.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. по желанию.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

— ее актуальность. Связь с настоящим, значимость в будущем;

— новые, современные подходы к решению проблемы;

— наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

— противоположность бытовых представлений и научных дан­ных о конкретном законе или правовой норме;

-- личные мотивы и обстоятельства, которые способствовали появлению интереса к данной теме.

2. Основная часть:

— суть проблемы;

— обзор источников;

— собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

— основные выводы;

— результаты и личная значимость проделанной работы;

— перспективы продолжения работы над темой. Оформление списка использованной литературы:

1. Фамилия, имя, отчество автора.

2. Название книги.

3. Место издания.

4. Издательство.

5. Год издания.

Оформление ссылок на источники:

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски ука­зываются выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приве­денной цитаты в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и использованные страницы.

Оформление титульного листа:

1. Название учебного заведения.

2. Тема реферата.

3. Фамилия, имя автора.

4. Группа, специальность.

5. Ф.И.О. преподавателя, осуществляющего научное руко­водство.

6. Год написания реферата.

Сдача отчетностей по темам:каждый студент должен в течение семестра отчитаться по всем темам учебного курса.

По темам:

1. Понятие ювенального права.

2. Роль и место ювенальной юстиции в системе мер, обеспечивающих защиту законных прав и интересов несовершеннолетних.

3. История ювенальной юстиции.

4. Законодательство РК о правах ребенка.

5. Конфликты и социальные отклонения у несовершеннолетних.

6. Причины социальных отклонений у несовершеннолетних.

7. Роль общепревентивных мер в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних.

8. Меры по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

9. Динамика административных правонарушений среди несовершеннолетних.

10. Административно-воспитательные меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушениям.

11. Зарубежный опыт законодательного регулирования и работы административно-социальных служб по профилактике и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних.

12. Ювенальная юстиция зарубежных стран.

13. Специализация в системе социального контроля в пресечении противоправного поведения несовершеннолетних.

14. Суды (судья) по делам несовершеннолетних.

15. Перспективы создания ювенальной юстиции.

16. Стадии подготовки материалов, связанных с действием (бездействием) несовершеннолетнего.

до первого рубежного контроля.

По темам:

1. Особенности гражданского законодательства по отношению к несовершеннолетним.

2. Теоретические основы правового статуса малолетнего лица в уголовном судопроизводстве.

3. Дееспособность малолетних лиц в уголовном судопроизводстве.

4. Особенности содержания под стражей несовершеннолетнего.

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

6. Юридическая природа законного представительства в уголовном процессе.

7. Особенности реализации прав и обязанностей законными представителями малолетних лиц в уголовном судопроизводстве.

8. Порядок получения и фиксация информации, поступающей от малолетних лиц до возбуждения уголовного дела.

9. Получение показаний от малолетних лиц на предварительном расследовании.

10. Использование помощи специалиста по уголовным делам с участием малолетних лиц.

11. Производство по применению к малолетним лицам принудительных мер воспитательного воздействия.

12. Допрос малолетних лиц в суде.

13. Социальные службы по делам несовершеннолетних.

14. Задачи и цели социальных служб по делам несовершеннолетних.

15. Основания создания социальных служб по делам несовершеннолетних.

16. Структура социальных служб по делам несовершеннолетних.

Социальные службы по делам несовершеннолетних.

17. Задачи и цели социальных служб по делам несовершеннолетних.

18. Основания создания социальных служб по делам несовершеннолетних.

19. Структура социальных служб по делам несовершеннолетних.

20. Организации образования для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

21. Виды и требования, предъявляемые к организациям образования для детей- сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей.

22. Порядок приема, содержания и выпуска воспитанников.

23. Учебно-воспитательная работа и организация быта воспитанников.

24. Организация работы дошкольного отделения (группы).

25. Управление организацией образования.

26. Материальная база организаций образования, финансирование и отчетность.

27. Судебно-медицинская экспертиза спорного происхождения детей.

28. Индивидуальные программы реабилитации инвалида.

29. Порядок разработки ИПР.

30. Этапы разработки ИПР.

31. Реабилитационный прогноз.

32. Клинический прогноз.

33. Состав ИПР.

34. Порядок организация деятельности психолого-медико-педагогической консультации.

35. Общие положения.

36. Основные задачи ПМПК.

37. Порядок приема и обследование детей в ПМПК.

38. Организация и содержание работы ПМПК.

39. Управление ПМПК.

40. Порядок хранения и выдачи документации ПМПК.

41. Организация деятельности реабилитационного центра.

42. Организация деятельности центра.

43. Организация учебно-воспитательного процесса.

44. Участники образовательного процесса.

45. Управление центром.

46. Организация деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции.

До второго рубежного контроля.

Отчетности будут приниматься преподавателем во время СРС (с 14 -16ч, по вторникам, 407 ауд.). Отчетность может быть осуществлена в виде изложения студентом материала по теме либо в форме кратких ответов на вопросы преподавателя по отчитываемой теме, не только в устной форме, но и в письменной форме.

Глоссарий:

ребенок—лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия);

законные представители ребенка — родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, другие заменяющие их лица, осуще­ствляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, обра­зование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка;

ребенок, оставшийся без попечения родителей, — ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лише­нием их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объяв­лением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными),отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родите­лей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при
отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учрежде­ния, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;

ребенок-сирота —ребенок, у которого умерли оба или единственный родитель;

ребенок-инвалид—лицо в возрасте до восемнадцати лет, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболевани­ями, травмами, их последствиями, дефектами, приводящее к ограничению жизнедея­тельности и необходимости его социальной защиты;

опека — правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четыр­надцати лет;

попечительство— правовая форма защиты прав и интересов детей в возрас­те от четырнадцати до восемнадцати лет;

патронат — форма воспитания, при которой ребенок, оставшийся без попече­ния родителей, передается на воспитание в семью граждан по договору, заключаемо­му уполномоченным государственным органом и лицом (патронатным воспитате­лем), выразившим желание взять ребенка на воспитание;

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а
также процесс преодоления последствий психологической и (или) моральной травмы;

организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка, — это орга­низации, независимо от организационно-правовой формы осуществляющие социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогичес­ких, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение заня­тости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста;

государственные минимальные социальные стандарты—основные показа­тели обеспечения качества жизни детей, включающие в себя установленный государ­ством минимальный объем социальных услуг, норм и нормативов;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, жизнедеятель­ность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограничен­ными возможностями — деятельность организаций образования, социальной защиты
населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и
образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями усло­вия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на
создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

ребенок (дети) с ограниченными возможностями — ребенок (дети) до восемнадца­ти лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизне­деятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;

ребенок группы "риска" - ребенок (дети) до трех лет, имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

физический недостаток-стойкое нарушение развития и (или) функционирования
органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки;

психический недостаток- временный или постоянный недостаток в развитии и
(или) функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений;
нарушения речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения
мозга; нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость; задержку
психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении;

сложный недостаток—любое сочетание психического и физического недостатков;

тяжелый недостаток— психический и (или) физический недостаток, выраженный
в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе
специальными) образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются овладением навыками самообслуживания, элементарными зна­ниями об окружающем мире и простыми трудовыми навыками или узкой профессиональной подготовкой

раннее вмешательство (ранняя поддержка) — социальная и медико-педагогичес­кая коррекционная поддержка детей раннего возраста (до трех лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую психолого-педагогическую диагнос­тику, лечение, развивающее обучение;

социальная адаптация — активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей,
правили норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

социальная работа—деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семь­ям в реализации их социальных прав и гарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций, препятствующих их полноценному социальному функционированию;

скрининг — массовое стандартизированное обследование с целью выявления детей группы "риска";

медицинская и психолого-педагогическая диагностика — комплексная междисциплинарная оценка психофизического развития детей для выявления различных недостатков и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания;

медицинская реабилитация — комплекс медицинских мероприятий, направленных на учение, восстановление нарушенных или утраченных функций организма;

специальные образовательные программы— пограммы, предназначенные для обучения детей с ограниченными возможностями;

специальное образование — образование, предоставляемое детям с ограниченным возможностями с созданием специальных условий;

специальные образовательные условия — условия для получения специального
образования, включая технические и иные вспомогательные средства, а также медицин­ские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных
программ детьми с ограниченными возможностями;

специальные организации образования—организации, созданные для диагностики
и консультирования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: психолого-медико-педагогической консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педгогической коррекции, детские сады, логопедические пункты при школах и другие организации

специальные коррекционные организации—организации для детей с ограниченны­ми возможностями в развитии:

с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие);

с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие);

с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;

с нарушениями речи;

с умственной отсталостью;

с задержкой психического развития;

с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

психологическое обследование—определение особенностей психического состо­яния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностей

социальное обследование — определение степени социальной недостаточности,

которая должен быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильнос­ти, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;

медицинское обследование — определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции (функций) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограниче­ние жизнедеятельности детей;

педагогическое обследование—определение особенностей интеллектуального раз­
вития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образо­вания и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;

профессиональная диагностика — определение потенциальных возможностей
детей к усвоению и выполнению навыков трудовой деятельности или профессии с учетом
имеющегося психического и (или) физического недостатка;

индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможнос­тями— перечень медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры;

уполномоченный государственный орган (далее—уполномоченный орган) — цен­тральные исполнительные органы, осуществляющие руководство в области охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты населения.

реабилитационно-экспертная диагностика — оценка клинического прогноза, реабили­тационного потенциала, реабилитационного прогноза.

клинический прогноз — прогноз развития и исхода заболевания, последствий травм или дефектов, основанный на анализе клинико-функциональных данных, особенностей этиологии, патогенеза и течения заболевания, последствий травм или дефектов, привед­ших к ограничению жизнедеятельности, возможности эффективного лечения.

Клинический прогноз оценивается как:

благоприятный — полное выздоровление (полное восстановление) или компенса­ция нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности;

относительно благоприятный — неполное выздоровление с остаточными проявлениями заболевания, последствий травм или дефектов, уменьшение, стабилизация или частичная компенсация нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности;

неблагоприятный — невозможность стабилизации состояния здоровья, остановки
прогрессирования патологического процесса и уменьшения степени нарушения функций
организма и ограничений жизнедеятельности;

сомнительный — неясное течение болезни, последствий травм или дефектов.
Реабилитационный потенциал — комплекс биологических, психофизиологических и социально-средовых факторов, основанный на анализе характеристик здоровья (от пол­ного здоровья до выраженного нарушения функций), жизнедеятельности (от обычной до недееспособности, в том числе к трудовой деятельности) и социального положения (от обычной до полной зависимости от посторонних лиц). Реабилитационный потенциал оценивается как:

высокий — полное восстановление здоровья, всех категорий ограничений жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация).

удовлетворительный — умеренно выраженное нарушение функций организма, вы­полнение категорий жизнедеятельности возможно в ограниченном объеме или с помощью
технических вспомогательных (компенсаторных) средств, потребность в социальной
поддержке (частичная реабилитация — перевод инвалида из 1 или 2 группы в 3 группу
инвалидности);

низкий — выраженное нарушение функций организма, значительные ограничения в
выполнении большинства категорий жизнедеятельности, потребность в постоянной соци­альной поддержке (частичная реабилитация перевод из 1 группы во 2 группу инвалидности);

отсутствие реабилитационного потенциала — резко выраженное нарушение функ­ций организма, невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, потребность в постороннем уходе (реабилитация невозможна
стабильность инвалидности или ее утяжеление).

реабилитационный прогноз — предполагаемая вероятность реализации реабилитаци­онного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество. Реабилитационный прогноз оценивается как:

благоприятный — возможность полного восстановления нарушенных функций организ­ма и категорий ограничений жизнедеятельности, полной интеграции инвалида в общество;

относительно благоприятный — возможность частичного восстановления нару­шенных функций организма и категорий ограничений жизнедеятельности, при уменьшении
степени их ограничений или стабилизации, при расширении способности к интеграции и
переходу от полной к частичной социальной поддержке;

сомнительный — неясный прогноз;

10. Методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломных практик, формы отчетной документации не предусмотрено.

Наши рекомендации