Следов производственного происхождения
Объектами трасологического исследования нередко являются следы частей производственных механизмов (технологических процессов) на готовых изделиях или полуфабрикатах. Это следы на различных предметах, подвергавшихся механической обработке: давлению (проволока и изделия из нее — волочению, металлические форменные пуговицы — штамповке); резанию (воровской «инструмент», детали взрывных устройств, самодельного холодного оружия и др.); экструзии (полимерная пленка и изделия из нее, резиновые уплотнители для стекол транспортных средств и т. д.); каландрированию (пленка, изоляционные ленты и проч.); прессованию (обувь, шины, фарные рассеиватели, посуда и др.).
Исследование следов производственных механизмов проводится:
— при отождествлении таких традиционных трасологических
объектов, как обувь и шины, если отсутствуют явные признаки экс
плуатации;
— при установлении целого по частям (фарных рассеивателей,
проволоки, кабеля, полимерной пленки), когда исследуемые части
не имеют общего участка расчленения или линия разделения сла
бо выражена;
— при установлении места хищения изделий различного потре
бительского назначения, места изготовления предметов преступ
ной деятельности (оружия, взрывных устройств, воровского «инст
румента») возникает необходимость отождествления конкретных
механизмов (инструментов), с помощью которых изготавливались
исследуемые предметы;
— при установлении незаводской укупорки винно-водочной про
дукции, поддельных деталей для автотранспортных средств, кон
трафактных ауди- и компакт-дисков;
— при установлении общего производственного источника про
исхождения группы изделий (или их частей), изъятых в разных мес
тах, в разное время или у разных лиц.
Задачи, решаемые трасологами, в основном сводятся к следующему.
Диагностические— установление способа изготовления исследуемого изделия, определение назначения того или иного изделия.
Идентификационные— установление целого по части, когда отсутствуют (или слабо выражены) общие участки разрушения (расчленения) или разобщены части составных (сложных) изделий; установление общего (единого) производственного источника нескольких изделий (частей, заготовок); отождествление конкретного изделия, не имеющего характерных признаков эксплуатации, по его следам; отождествление конкретных механизмов (инструментов) по их следам на изготавливаемом (обрабатываемом) изделии.
Экспертиза следов производственных механизмов — это исследование в целях установления тождества (или его отсутствия) конкретного производственного механизма по его следам на изделиях, а также общего производственного источника частей воссоздаваемого целого.
При установлении тождества конкретного механизма по его следам экспертизой решается следующий вопрос:
— изготовлены ли изделия или полуфабрикаты, изъятые у оп
ределенного лица или в определенном месте, с использованием
конкретных механизмов, инструментов (пресс-форм, штампов, ка
ландров и т. п.)?
При установлении общего производственного источника экспертизой решаются вопросы:
— изготовлены ли изделия, изъятые у разных лиц или в разных
местах, с использованием одного и того же механизма (инструмента);
— изготовлены ли части предмета с использованием одного и
того же механизма (инструмента)? Составляли ли они ранее еди
ное целое?
Для установления тождества конкретного механизма по его следам на изделии на экспертизу направляют следующие объекты:
1. Механизм (техническое устройство) в целом, если это возможно, либо его рабочие части (матрицу, пуансон, профильную головку и пр.).
2. Изделия (продукты производства) со следами-отображениями
внешнего строения рабочих частей производственных механизмов
(инструментов).
3. Сравнительные образцы: изделия, изготовленные с помощью
проверяемого механизма в тот же период времени, что и иссле
дуемые изделия; экспериментальные изделия-образцы, получен
ные в условиях, максимально приближенных к тем, в которых изго
тавливались исследуемые изделия.
Для установления общего производственного источника на экспертизу направляют:
1. Изделия, изъятые у равных лиц или в разных местах.
2. Разрушенные (расчлененные) части простых изделий.
3. Разобщенные части составных (сложных) изделий или
комплектов.