Запорно-пломбировочных устройств

Экспертное исследование ЗПУ проводится в соответствии с ме­тодикой трасологического исследования следов орудий взлома, со всеми присущими ему методами, способами и приемами. Объекта­ми исследования при этом являются ЗПУ, снятые с хранилищ, их части и элементы, сравнительные образцы новых ЗПУ, реже — предполагаемые орудия взлома.

Экспертная практика свидетельствует, что чаще всего объек­тами такой экспертизы выступают запорно-пломбировочные уст­ройства «Спрут» и «Спрут-универсал». Этот факт объясняется их высокой надежностью и, как следствие, наибольшим распростра­нением для пломбирования подвижных хранилищ при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Специфичность объектов данной экспертизы определяет до­полнительные условия и требования к ее успешному проведению:

— необходимо предоставление на исследование всех конструк­
тивных элементов запорно-пломбировочного устройства;

— в постановлении о назначении экспертизы должен быть указан
способ снятия ЗПУ при комиссионной выгрузке груза (специальный
съемник, клещи-кусачки «Страж», перебивание, перерезание);

запорно-пломбировочных устройств - student2.ru запорно-пломбировочных устройств - student2.ru — если поставлен вопрос о возможности замены запорно-пломбировочного устройства или изменении контрольных обозна­чений (знаков), то должна быть представлена информация об их содержании в документах, сопровождающих груз.

Основными задачами, решаемыми экспертизой, являются чаще всего следующие:

1. Установление факта несанкционированного снятия ЗПУ. При
положительном решении должен быть установлен способ, а также
тип (вид) орудия или приспособления, с помощью которых снима­
лось ЗПУ.

2. Выявление факта соблюдения (или нарушения) правил нало­
жения ЗПУ.

3. Установление факта возможной подмены ЗПУ другим, с по­
ниженными охранными свойствами.

4. Установление принадлежности частей ЗПУ одному и тому же
его экземпляру.

5. Решение идентификационных задач.

На стадии предварительного исследования необходимо из по­становления о назначении экспертизы и других источников устано­вить ряд обстоятельств, сопровождавших наложение и снятие ЗПУ: объект, место, время и способ наложения ЗПУ, маркировочные обозначения и, самое главное, способ и средства снятия ЗПУ с ва­гона при комиссионной выгрузке товара.

На следующих стадиях нужно определить тип ЗПУ, взаимное соответствие цифровых обозначений на его частях, затем прове­рить соответствие его частей друг другу по конструкции, материалу, цвету, размерам, а также его соответствие установленным стандар­там — общая (суммарная) длина частей тросика или стержня.

Для решения вопроса о выполнении правил наложения ЗПУ проверяется материал стопорной проволоки в ЗПУ типа «Клещ», наличие внутри корпуса посторонних деталей и частиц и других признаков нарушения правил наложения ЗПУ (например, неполное запирание на 2-4 зубца ЗПУ «ЛаВР»).

Устанавливается соответствие признаков способа расчленения на обеих частях ЗПУ (перекус, перепил, термическое воздействие и т. п.), характер поверхности на каждой части — зернистость, сгла­женность и др. Формируется суждение о способе снятия ЗПУ и со­ответствие его указанному в постановлении о назначении экспертизы.

Установление факта и способа криминального снятия обычно не вызывает серьезных затруднений, так как конструкция большинства

ЗПУ практически исключает их снятие без образования видимых нарушений или разрушений.

Установление способа снятия и типа использованных для этого орудий и инструментов проводится по результатам анализа их следов, а также вида и характера преимущественных деформаций, полученных ЗПУ в процессе их снятия.

При решении идентификационных задач необходим экспертный эксперимент, направленный на получение сравнительных образцов — следов предполагаемых орудий снятия ЗПУ.

В тексте заключения должна обязательно содержаться следую­щая информация:

— описание ЗПУ, его составных частей, их признаки (материал,
цвет, размеры, характер поверхности);

— принадлежность (несоответствие) составных частей одному и
тому же типу ЗПУ;

— наименование частей ЗПУ должно соответствовать сущест­
вующим стандартам;

— тип ЗПУ со ссылкой на использованный справочный источник,
поскольку в постановлениях о назначении экспертизы нередко эти
данные отсутствуют или указаны с ошибками;

— количество частей (элементов) ЗПУ;

— суммарная длина частей ЗПУ (тросика, стержня и т. п.), на ко­
торые оно разделено;

— признаки, указывающие на способ и механизм разделения
(снятия) запорно-пломбировочного устройства с описанием их рас­
положения, выраженности, характера поверхностей разделения и т. п.

Вывод эксперта основывается на анализе и последующем со­поставлении всех обнаруженных в ходе исследования признаков и следов воздействия на ЗПУ.

Вывод о несанкционированном снятии ЗПУ возможен только то­гда, когда способ его снятия, однозначно установленный экспер­том, не совпадает со способом санкционированного снятия при комиссионной выгрузке груза, указанным в постановлении о назна­чении экспертизы, и признаки которого также обнаружены на элементах ЗПУ.

При отсутствии такой информации эксперт должен сделать вы­вод только о способе снятия ЗПУ. В противном случае выводы экс­перта, содержащие данные о времени и обстоятельствах снятия ЗПУ, следует признать ошибочными.

На практике эксперты нередко делают, например, такие выводы: «Запорное устройство было отперто путем выламывания стержня при комиссионной выгрузке», хотя способ «отпирания» ЗПУ при этой выгрузке в постановлении о назначении экспертизы не указан

и проверить соответствие признаков способа снятия невозможно.

Иногда встречаются случаи направления на трасологическую экспертизу простейших запорных устройств — закруток. Закрутка представляет собой отрезок проволоки длиной 250-260 мм и диа­метром 4-6 мм, концы которого продевают в отверстия дверных накладок вагона, выравнивают по длине и затем плотно скручивают между собой. Одновременно с закруткой на вагон навешивают пломбу.

В настоящее время закрутки используют при перевозке грузов, не представляющих какой-либо ценности (солома, отходы и пр.), либо просто для фиксации дверей пустых вагонов.

Способы санкционированного снятия закруток не определены, и практической разницы между ними и криминальным снятием закру­ток нет. Исследование закруток проводят в соответствии с методи­кой трасологической экспертизы следов орудий взлома.

Фототаблица должна содержать общий вид объектов исследо­вания, изображения поверхностей разделения ЗПУ, с четким выде­лением признаков, указывающих на способ его снятия, иллюстра­ции сравнительного исследования (при его проведении).

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимов А. М. и др. Криминалистическое исследование современ­
ных типов пломб и закруток железнодорожных вагонов. М., 1988.

2. Герасимов А. М. и др. Криминалистическое исследование пломб, ис­
пользуемых для опломбирования автотракторной и сельскохозяйственной
техники. М., 1985.

3. Зуев Е. И. Экспертное исследование железнодорожных пломб. М.,
1980.

4. Исследование импортных и отечественных специальных пломб //
Страничка криминалиста. М., 1994. Вып 8-9.

5. Криминалистическое исследование некоторых новых видов запорно-
пломбировочных устройств для вагонов и контейнеров. Волгоград, 1997.

6. Криминалистическая экспертиза. М., 1968. Вып. 6.

7. Пророков И. И. Криминалистическая экспертиза следов. Волгоград,
1980.

8. Правила пломбирования вагонов и контейнеров запорно-пломби-
ровочными устройствами (ЗПУ отечественного производства) // Страничка
криминалиста. М., 1999. Вып. 58.

9. Чугунов А. М., Морозов Б. Н. Запорно-пломбировочные устройства и их криминалистическое исследование. Саратов, 2001. 224

ГЛАВА 7

запорно-пломбировочных устройств - student2.ru ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Наши рекомендации