Белгородский государственный институт искусств и культуры

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

факультет социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности

кафедра издательского дела и библиотековедения

КУРСОВАЯ РАБОТА:

ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

для бакалавров профилей подготовки

Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации

Информационно-аналитическая деятельность

Менеджмент библиотечно-информационной деятельности

Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов

Направление подготовки

Библиотечно-информационная деятельность»

Белгород 2015

УДК 021.1

ББК 78.38

Авторы-составители: О.Ю. Мурашко, Г.Н. Тутаева

Рецензенты:

М.Ш. Григорьева, директор научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова

Г.А.Кулюпина, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения БГИИК, канд. филологических наук, доцент

Курсовая работа: требования по выполнению и оформлению / О.Ю. Мурашко, Г.Н. Тутаева.- Белгород: БГИИК,2015.- 21 с.

Учебно-методическое пособие «Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы» предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр»). В пособии освещены основные аспекты подготовки, написания, защиты курсовой работы, а также основные требования, предъявляемые к данному виду студенческого исследования.

Рекомендации соответствуют требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Положению об организации и защиты курсовой работы (проекта) БГИИК.

Обсуждены на заседании кафедры издательского дела и библиотековедения «__»_____2015 г. Протокол № ___
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ I Общие положения……………………………………………
РАЗДЕЛ II Основные этапы работы……………………………………
РАЗДЕЛ III Структура курсовой работы……………………………….
РАЗДЕЛ IV Оформление курсовой работы………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность», является самостоятельным научным исследованием, характеризующим уровень теоретической и профессиональной подготовки студентов по ряду дисциплин. Выполнение курсовых работ предусматривается учебным планом профилей подготовки «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации», «Менеджер информационной деятельности»,

«Информационно-аналитическая деятельность», «Технолог автоматизированных информационных ресурсов».

Для активного овладения знаниями в процессе внеаудиторной работы необходимо не только полноценное восприятие учебного материала, но и его творческое переосмысление, чему способствует выполнение курсовых работ по дисциплинам, обеспечивающим фундаментальную общепрофессиональную подготовку. Основная роль данного исследования заключается в том, чтобы обеспечить возможность студенту изучить научную проблему более детально, сосредоточить внимание на отдельном аспекте, сделать попытку сформулировать свои выводы, закрепить теоретические знания.

Курсовая работа является одним из видов контроля, позволяющая преподавателю оценить уровень знания студента, его научно-исследовательский и практический потенциал.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа – это планируемая внеаудиторная учебная и учебно-исследовательская студенческая индивидуальная (самостоятельная) деятельность, выполняемая при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя.

Целью выполнения курсовой работы является закрепление и систематизация знаний, полученных в процессе работы с конспектом лекции, материалом учебника, нормативных документов, использования дополнительной информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы, мультимедийные презентации), составления плана и тезисов ответов на контрольные вопросы, аналитической обработки текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.), подготовки рефератов, докладов, сообщений, составления библиографического списка и др.

Задачи выполнения курсовой работы:

- выработать у студентов навыки самостоятельной учебной и элементы научной работы;

- систематизировать и закрепить знания по дисциплине;

- овладеть методами проведения исследований для решения теоретических и эмпирических проблем библиотечного дела.

Курсовая работа согласно учебному плану второго курса обучения по дисциплине «Библиотековедение» носит преимущественно реферативный характер. Ее цель - освоение студентами методики реферирования, сопоставления различных точек зрения по проблеме, выбор одной из них - наиболее полно, по мнению студента, охватывающей проблему.

Последующие курсы обучения предполагают активное использование методов научно-исследовательской работы: проведение эксперимента, использование сравнительно-исторического метода, метода

библиографической эвристики и других методов для решения поставленных в курсовой работе задач.

Критериями выполнения работы являются показатели, свидетельствующие об умении студентов заниматься исследованием теоретических и практических проблем, формулировать и аргументировать выдвигаемые положения, делать теоретические выводы и обосновывать практические рекомендации по использованию материалов курсовой работы.

К примерным критериям можно отнести следующие:

- уровень освоения студентом учебного материала,

- умение использовать теоретические знания, умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования, выбор и обоснование методологии исследования),

- степень эрудированности в рассматриваемой области (владение дополнительным материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы).

- ориентация в документации, регулирующей деятельность российских библиотек,

- степень сформированности ОК и ПК,

- оформление текста курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа,

- использование научной стилистики изложения, вычитка работы, грамотная письменная речь.

РАЗДЕЛ II

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

Основные этапы подготовки курсовой работы:

- выбор и утверждение темы;

- разработка графика выполнения работы;

- изучение и анализ литературы;

- составление структуры курсовой работы;

- сбор и обработка полученной информации;

- написание первого варианта курсовой работы;

- доработка и представление окончательного варианта на кафедру;

- защита курсовой работы.

Выбор и утверждение темы

Основным условием выбора темы является ее актуальность и практическая направленность, недостаточная разработанность проблемы, возможность на базе приобретения первого опыта реферирования и исследования проблемы использовать полученные результаты в дальнейших исследованиях (научных статьях, докладах на конференциях и т.д.).

Студенты могут выбрать как темы предложенные преподавателем, так и сформулированные самостоятельно, в которых будут отражены аспекты, проблемы интересующие их в рамках научных направлений кафедры издательского дела и библиотековедения.

Окончательное решение принимается после согласования выбранной темы с руководителем - преподавателем кафедры.

Защита курсовой работы

Для сообщения при защите курсовой работы студенту предоставляется время в пределах 7 минут. В докладе должно быть отражено: наименование темы курсовой работы, ее актуальность, объект, предмет, цели и задачи, краткий анализ исследуемой проблемы, выводы и предложения. В выступлении при этом следует особо подчеркнуть, что лично сделано студентом, каков его вклад в исследование данной проблемы. Отдельно оценивается наличие наглядных материалов (мультимедийной презентации), иллюстрирующих содержание работы.

После доклада руководитель зачитывает отзыв на курсовую работу. Студент отвечает на замечания или вопросы преподавателя или присутствующей аудитории.

При выставлении оценки учитывается качество устного доклада студента на защите. Критериями оценки являются:

- актуальность темы;

- степень самостоятельности при проведении исследования и написания курсовой работы;

- эрудиция и широта кругозора;

- содержание курсовой работы;

- четкость изложения доклада при защите, грамотная устная речь;

- аргументированность ответов на вопросы;

- использование научной и профессиональной терминологии.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при полном несоответствии работы требованиям, предъявляемым к данному виду исследования.

РАЗДЕЛ III

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа традиционно имеет свою композицию. Структурными элементами являются:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

Титульный лист (см. прил. 2) является первой страницей курсовой работы и оформляется по определённым правилам. Содержит сведения: об авторе курсовой работы, ее теме, руководителе и др. Сокращения слов на титульном листе не допускаются.

Содержание (см. прил. 3) помещается на отдельном листе и включает в себя план курсовой работы, элементами которого являются: введение, основная часть (обычно несколько разделов или глав с разбивкой на параграфы), заключение, библиографический список и приложения с указанием на страницы в курсовой работе.

Введениекурсовой работы имеет обязательные структурные элементы.

Обоснование актуальности выбранной темы. Актуальность темы исследования может быть обоснована: ссылками на важность ее изучения для решения конкретных задач развития библиотечного дела, на необходимость обобщения накопленного опыта работы, обоснования и разработки проектов и программ, выводом о том, что, несмотря на имеющиеся исследования темы, наличие научных представлений о ней недостаточны для решения практических задач.

Степень научной разработанности темы. В курсовой работе должна присутствовать историография вопроса (кто из исследователей занимался разработкой данной проблемы, в каком аспекте и т.д.).

Определение объекта и предмета исследования.

Объект – это процесс или явление, породившие проблемную ситуацию.

Предмет - это то, что в границах объекта получает научное объяснение, или тот угол зрения («срез»), под которым изучается объект. Формулировка предмета исследования наиболее полно соотносится с формулировкой темы курсовой работы, а иногда они могут практически совпадать друг с другом.

Определение целей и задач курсовой работы. Цель курсовой работы представляет собой конечный результат, который стремится получить ее автор.

Система задач должна раскрывать содержание цели. Обычно для курсовой работы достаточно постановки двух задач. Как правило, формулировка задач соответствует формулировке глав (разделов)

Обоснование методов исследования. Методы исследования представляют собой систему способов достижения исследовательских целей. Иначе говоря, систему приемов и операций осуществления исследования и обработки его результатов. Например: библиографической эвристики, статистического и социологического анализа, сравнения, наблюдения, анкетирования, интервьюирования и т.д.

Основная часть курсовой работы представляет собой логически последовательное изложение проведённого исследования.

В первой главе курсовой работы, как правило, дается анализ проблемы, объясняется терминология, выявляется суть исследовательской позиции. Изначально следует попытаться осветить историю вопроса и степень разработанности темы. Для этого отмечают ученых, занимавшихся данной

проблемой, исследованные ими вопросы (какие наиболее глубоко, какие - остались нерешенными), позиции ученых, которые наиболее аргументированы и приемлемы для проводимого исследования. Целесообразно в процессе работы определить собственное суждение и дать свое определение явлениям, проблемам и т.п.

Во второй главе курсовой работы последовательно используются методы, выработанные применительно к исследованию конкретной проблемы. Во второй части работы обычно приводятся примеры из практической деятельности библиотеки.

Главы завершаются выводами.

Заключение подводит итог работы. В нём следует сформулировать основные выводы работы, которые не должны повторять текста выводов, содержащихся в ее разделах. Выводы заключения имеют характер завершающих обобщений. Выводы могут быть оформлены в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придаёт необходимую законченность изложению курсовой работы.

Библиографический список помещается после заключения и представляет собой перечень всех публикаций, не только цитированных, но и использованных при написании курсовой работы. Оформление библиографического списка должно полностью соответствовать ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (см. прил. 4).

Приложенияне входят в основное содержание курсовой работы. Нумерация приложений - самостоятельная. В приложения помещаются дополнительные материалы, которые предназначены для лучшего понимания содержания работы. Обычно к ним относятся:

- статистические таблицы;

- диаграммы;

- анкеты;

- копии документов;

- схемы, графики;

- иллюстрации к основному тексту работы.

РАЗДЕЛ IV

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

К оформлению курсовой работы предъявляются следующие требования:

Текст работы печатается с одной стороны белой бумаги формата А.4 (размер - 210х297 мм). Для печати используется редактор МS WORD, шрифт размером 14 пт. Тип шрифта – Times New Roman. Текст печатается через полуторный интервал (1,5). Следует строго выдерживать размер полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен пяти знакам. Заголовки разделов печатаются прописными буквами, подзаголовки - строчными. Точка в конце заголовков не ставится.

Вместе с бумажным носителем на кафедру обязательно представляется текст на электронном носителе (диске).

Объем курсовой работы может составлять 25 - 30 страниц.

Главы принято нумеровать римскими цифрами(I,II), параграфы (если они имеются в работе) - арабскими (например, параграф нумеруется так: 1.1. или 1.2. и т.д.).

Страницы нумеруются арабскими цифрами, которые проставляются в середине листа. Титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию, но не нумеруются.

При ссылке в тексте на какой-либо источник необходимо в скобках указать номер, под которым этот источник описан в библиографическом списке курсовой работы. Например: [23]. Если приводится цитата, после нее следует указать в скобках номер из библиографического списка и конкретную страницу цитирования. Например [10, с.270], где 10 – это номер источника в списке (см. прил. 5).

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Факультет социально-культурной и

информационно-библиотечной деятельности

Кафедра издательского дела и библиотековедения

______________________________

(название темы)

_____________________________________________________________

Курсовая работа

по дисциплине________________________________

Студентки группы____

______________________________

(ФИО)

Научный руководитель

________________________________

(ФИО, должность, степень, звание)

Белгород 2017

Приложение 2

Образец оформления оглавления курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………..  
1. 1. Социальная защита как современная отрасль социальной сферы общества………………………………………………  
1. 2. Особенности организации и функционирования социальной защиты населения в Белгородской области…………………………………………………….    
ГЛАВА II. БИБЛИОТЕКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………….  
2.1. Специфика работы библиотек с незащищенными слоями населения……………………………………………………  
2.2. Работа библиотек Белгородской области в системе социальной защиты населения……………………………  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………

Приложение 4

Оформление библиографического списка к курсовой работе

Порядок расположения источников

1. Конституция РФ

2. Законы РФ

2. Постановления Государственной Думы РФ

3. Указы Президента РФ

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ

5. Тематические сборники Правительства РФ

6. Нормативные правовые акты субъекта РФ

7. Постановления местных органов власти РФ

Далее использованные источники располагаются по алфавиту авторов или заглавий.

Библиографический список имеет сквозную нумерацию.

Примеры библиографических записей:

Книга одного автора

Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология /В. В. Семенов.- М.: Просвещение, 2000.-64 с.

Книга двух авторов

Полозова, Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова, - М.: Просвещение,2014.- 256 с.

Книга трех авторов

Агафонова, Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристь, 2002.-542 с.

Книга четырех и более авторов

Производственный менеджмент / С.Д. Ильенков, А.В. Бандурин, ГА. Горбовцов и др.; под ред. С.Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 583 с.

Официальные документы

Конституция Российской Федерации.- СПб.: Литера, 1999.- 48 с.

Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 1.

Стандарт

ГОСТ 7. 53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. - Взамен ГОСТ 7. 53-86; введ. 2002-07-01.- М.: Изд-во стандартов, 2002.-3 с.

Сборники

Устойчивое развитие региона: социально-экономические и политические аспекты: сб. науч. статей и метод.разработок - Белгород: Везелица,2002,- 135 с.

Проблемы экономического развития: сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.- 105 с.

Вопросы инженерной сейсмологии: сб. науч. тр.- Вып. 3 . - М.: Наука, 2001,- 137 с.

Электронный ресурс

Гостев, И. Информационное общество и информационное право Иллюзия и реальность рождения информационного права [Электронный ресурс] / И. Гостев. – Электрон.текст.дан. - Режим доступа: www.arh.ru/condortn/stat1.htm.

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр.- М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996.-1 электрон.опт.диск (CD).

Соcтавные части документов

Статьи из сборника

Гениева, Е.Ю. На пути к «открытому обществу» / Е.Ю. Гениева // Читающая Россия: Мифы и реальность : по материалам Российской научно-практической конференции.- Москва, дек. 1996 г.- М.: ЮНИТИ, 1997.- С.26 -31.

Езова, С.А. Использование анализа в воспитании культуры общения студентов / С.А. Езова // Культура и общество: возникновение новой парадигмы: тез. докл. Всес.науч. конф., Кемерово, дек. 1995 г.— Кемерово, КГИИК, 1995.- Ч.2.— С. 107—111.

Статьи из журнала

Вершинская, О.Н. Гуманитарный подход к проблеме информатизации /

О.Н. Вершинская // НТИ. Сер.2.- 1995.- №4.- С. 1 - 4.

Приложение 5

ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

Учебно-методическое пособие

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

факультет социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности

кафедра издательского дела и библиотековедения

КУРСОВАЯ РАБОТА:

ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

для бакалавров профилей подготовки

Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации

Информационно-аналитическая деятельность

Менеджмент библиотечно-информационной деятельности

Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов

Направление подготовки

Наши рекомендации