Учетов, их назначение и задачи

Раскрытие многих опасных преступлений, совершаемых одними и теми же лицами в различных регионах страны, либо в различных государствах (например, подделка ценных бумаг, убийства с использованием огнестрельного оружия и т.д.), практически невозможно без использования данных, содержащихся в криминалистическом учете того или иного вида.

Уже в глубокой древности, а также в средние века сущест­вовали различные способы и приемы регистрации как преступников, так и преступлений отдельных видов, похищенных вещей и т.п. По свидетельству немецкого криминалиста Р. Гейндля, в древние века лицо, совершившее преступление, подвергали различным неизгладимым меткам (например, отрезали пальцы рук карманного вора, половой член прелюбодея, руки буяна, язык клеветника). В средние века в Герма­нии у воров отрезали уши, у рецидивистов-разбойников – нос, у клятвоотступников – палец руки. В Индии применяли как членовреди­тельство, так и клеймение для установления и розыска преступни­ков. В частности, преступника лишали носа, ушей, рук, ног, а так­же применяли огневые клейма. Преступники, совершившие тяжкие преступления, например, убийство своего господина, отмечались выжженными изображениями человека без головы. Кровосмесителям ставили клейма с изображением "женских срамных частей". В Англии ворам ставили клейма огнем на руке. В Австрии на спине преступни­ка выжигали буквы, которые означали вид преступления и местность, где оно было совершено. Во Франции раскаленными буквами отмеча­лись приговоренные к галерам, бессрочные каторжники, подделывате­ли ценных бумаг, воры-рецидивисты. В Российской империи, куда входила территория Белоруссии, по сведениям историков (М.Н. Гернета, Н.Евреинова, Г.Котошина и др.), преступников также подвергали клеймению. Нап­ример, бунтовщикам отрубали руки и ноги, или пальцы на руках, или ставили клеймо на правой щеке со словом "Буки", т.е. бунтовщик. Ворам ставили на лоб клеймо со словом "Вор", которое затем заме­нили на слово "Кат". Причем буква "К" ставилась на лбу, буква "А" на правой щеке, а буква "Т" на левой щеке. Клеймению подвергались и другие преступники, например, бродяги, убийцы и пр.

Однако клеймение, как и членовредительство, оказалось мало­эффективным средством регистрации преступников. Оно не способс­твовало их исправлению, а зачастую толкало на новые преступления, ибо лицо оказывалось навсегда изгнанным из общества. Само клеймение и чле­новредительство противоречило буржуазным декларациям о свободе личности и ее неприкосновенности. Поэтому большинство государств вынуждено было отказаться от этих способов регистрации преступни­ков. На смену им приходят проводимые в местах лишения свободы так называемые "идентификационные пара­ды", в процессе проведения которых полицейские старались запомнить приметы внешнос­ти осужденных, а также опознать рецидивистов, назвавших о себе вымыш­ленные данные. Осужденных или арестованных на таких "парадах" выстраивали в ряд под номерами или водили вокруг полицейских.

Однако и этот способ оказался неэффективным, так как запом­нить и надолго удержать в памяти образы многочисленных преступни­ков оказалось невозможным. На смену "идентификационным парадам" пришел способ составления специальных реестров, в которые заноси­лись сведения о лицах, привлеченных к уголовной ответственности. Реестры велись по алфавитному принципу. Впервые такие реестры бы­ли введены во Франции, в парижской префектуре. Однако скоро все эти реестры превратились в объемные тома материалов, что значи­тельно осложнило работу по поиску в них сведений о проверяемых лицах. Да и сами преступники нередко сообщали о себе ложные данные.

С возникновением и развитием фотографии в целях регистрации стали применять фотографирование преступников. Создавались специ­альные фотоальбомы преступников, фотоснимки в которых также рас­полагали в определенном порядке. Вскоре эти фотоальбомы становились настолько громоздкими, что разыскать в них фотографию какого-то конкретного лица стало невозможно. Поэтому фотографический способ регистрации в качестве самостоятельного просуществовал тоже не­долго.

Значительным шагом вперед в деле регистрации преступников стал антропометрический способ, предложенный французским чиновни­ком полиции Альфонсом Бертильоном, названный позже в его честь "бертильонаж". Способ основан на том, что в мире нет двух иден­тичных людей, у которых бы совпадали все размеры частей тела. Од­нако и данный способ регистрации страдал определенными недостат­ками, и не в последнюю очередь – трудоемкостью всех необходимых измерений и сопоставлений.

На смену антропометрическому способу регистрации преступни­ков пришел дактилоскопический, введенный в действие впервые в 1894 году в странах Западной Европы (Англии, Германии и др.).

В Российской империи этот способ регистрации был введен в 1906 году. С середины 80-х годов ХХ-го столетия в ряде стран мира начали применять во­калографический способ регистрации преступников по голосу, а так­же учет преступников по запаху. На территории бывшего СССР пос­ледний способ регистрации преступников впервые применили в Юр­мальском ГОВД МВД Латвии в 1975 году.

Таким образом, регистрация преступников и иных объектов прошла в своем развитии долгий и нелегкий путь. В разные периоды своего существования она называлась по-разному: уголовная регистра­ция, криминалистические учеты, регистрация по способу или методу ее ведения и др. На сегодняшний день также имеются разные точки зрения на понятие и терминологию данной отрасли криминалистичес­кой техники.

Одни криминалисты называют эту отрасль "уголовная регистра­ция" (А.Ю. Пересункин. П.П. Цветков и др.), другие – "криминалисти­ческие учеты" (В.П. Абросимов, В.Г. Гайдаш и др.), третьи – о "криминалистическая регистрация" (А.М. Лантух, Р.С. Белкин, Е.П. Ищенко и др.), четвертые признают за данной отраслью двойное наз­вание – "криминалистические учеты (уголовная регистрация)" (А.И. Винберг, Н.С. Полевой и др.).

Криминалистическая регистрация – научно разработанная система собирания и учета данных о лицах, предметах и иных объектах, имеющих криминалистическое значение, т. е. значение для раскрытия и расследования преступлений.

Криминалистический учет – вид криминалистической регистрации, отличающийся по объему и характеру учитываемых данных и по процедуре учета.

Несмотря на разное толкование терминологии данной отрасли криминалистической техники, суть этих понятий можно свести к сле­дующему: Криминалистическая регистрация – это научно обоснованная специфическая деятельность органов внутренних дел, осуществ­ляемая на основании законов и подзаконных актов и заключающаяся в определе­нии, фиксации, сосредоточении, систематизации, хранении, выдачи и использо­вании в установленном порядке различных объектов, материально фиксированных отображений их признаков, или других сведений о них, либо информа­ции, имеющих криминалистическое значение в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Объектами криминалистических учетов являются: лица определенных категорий и сведения о них, (например, задержанные в качестве подозреваемых в совершении преступлений, склонные к совершению преступлений, обвиняемые, осужденные, скрывшиеся с мест совершения преступлений, без вести пропавшие, неизвестные больные); неопознанные трупы людей; похищенные, утерянные и выявленные объекты: огнестрельное оружие, предметы антиквариата, номерные вещи и т.д.; животные (похищенные, изъятые, бесхозные) и их трупы; различного рода следы (рук, ног, транспортных средств, орудий взлома и инструментов, применения огнестрельного оружия и т.д.); нераскрытые преступления (события, факты, обстоятельства, связанные с преступлениями); способы совершения преступлений; другие объекты и обстоятельства, имеющие значение для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Важной составной частью криминалистических учетов является регистрация признаков и свойств различных объектов.

Регистрация объектов криминалистических учетов заключается в фиксации сведений в различных учетных документах. Она должна производиться по признакам, которые хорошо выражены, редко встречаются и имеют относительно высокую степень устойчивости. Несоблюдение этих требований затрудняет последующее отождествление объекта или делает идентификацию невозможной.

В зависимости от признаков объектов, положенных в основу учета, его целей и задач, применяется различные способы регистрации:

- описательный (письменная фиксация сведений, признаков объекта, подлежащего регистрации);

- дактилоскопический (фиксация папиллярных узоров паль­цев рук живых лиц и трупов в виде их отпечатков на специальных бланках);

- изобразительный (фиксация признаков объекта, подлежа­щего учету, с помощью средств и методов фотографии, киносъемки, видеозаписи, посредством рисования, с помощью ЭВМ и иным путем);

- коллекционный (собирание и хранение объектов в натуре или в памяти научно-технических средств);

- комбинированный (применение нескольких способов фиксации объектов в различных комбинациях).

Разработанная классификация объектов позволяет быстро определять их групповую принадлежность для помещения регистрационных материалов на объекты одного рода и вида вместе, несмотря на разновременное их получение, и обеспечивает быстрое отыскание нужных сведений по их признакам.

В зависимости от характера, назначения криминалистически значимой информации, технических возможностей органами внутренних дел используются различные формы ведения криминалистических учетов. Наиболее распространенными из них являются: картотеки, журналы, списки, фототеки, фотоальбомы, видеотеки, коллекции, диски и дискеты для ЭВМ, автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматические базы данных (АБД).

Концентрация сведений об объектах, попадающих в учетные дан­ные, называется сосредоточением. Сосредоточение осуществляется на четырех уровнях:

- межгосударственном (учеты Интерпола, Межгосударственного информационного банка при ГИЦ МВД Российской Федерации, стран СНГ и Балтии);

- республиканском (в пределах Республики Беларусь);

- региональном (в пределах области, города);

- местном (в ГОВД, РУВД, РОВД, ОВДТ).

Систематизация заключается в размещении учетных документов в соответствии с научно разработанной системой, которая основывает­ся на классификации идентификационных признаков объектов учета. Система включает в себя различные виды криминалистических учетов, имеющих свои структуру, назначение и порядок ведения. В основу того или иного вида учета положены признаки, по которым можно осуществлять поиск криминалистически значимых объектов и последующую их идентификацию.

Криминалистические учеты ведутся главным образом органами внутренних дел и являются одной из важнейших функций их деятель­ности.

Криминалистические учеты очень разнообразны, однако они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, поэтому их следует рассматривать как единую систему. Криминалистические учеты могут быть систематизированы по различным основаниям.

Учеты подразделяют в зависимости от того, где они сосредоточены, на учеты информационно-аналитических центров (для ведения этих учетов не требуются специальные знания) и учеты экспертно-криминалистических подразделений (при регистрации объектов необходимы специальные знания в области криминалистики).

По характеру обработки криминалистически значимой информации учеты разделяют на автоматизированные банки данных (АБД), автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), и ручные картотеки.

По степени централизации выделяют централизованные, централизованно-местные и местные учеты. Учеты, сосредоточенные только в ГЭКЦ МВД, называют централизованными учетами. Учеты, которые ведутся на республиканском уровне и дублируются в регионах, называют централизованно-местными. Местные учеты ведутся на местах, и не дублируются в центральных органах.

В зависимости от целевого назначения учеты подразделяются на: оперативно-справочные; оперативно-розыскные и технико-криминалистические.

Оперативно-справочные учеты отличаются большими объемами массивов при относительно кратком (справочном) описании объектов учета. Основное их назначение – проверка наличия установочных сведений об объекте и его местонахождении на момент запроса.

Оперативно-розыскные учеты содержат больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной, функцию сравнения не только установочных данных, но и сходных внешних описаний лиц, предметов, вещей, изделий. Соответствующее описание объектов в них осуществляется непосредственно сле­дователями и работниками оперативных аппаратов. Фикса­ция объектов или их признаков не требует экспертно-криминалистических знаний.

В технико-криминалистических учетах информационные признаки объ­ектов выявляются, как правило, путем специальных исследований или экспертиз, и ведутся эти учеты только в эксперт­но-криминалистических подразделениях.

Организационные основы криминалистических учетов неразрывно связаны с правовыми, регламентирующими деятельность правоохранительных органов по организации и использованию учетов в борьбе с преступностью. Правовое обеспечение криминалистических учетов включает соответствующие правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах всех видов и уровней: Конституции Республики Беларусь, законах, указах Президента, постановлениях, приказах и инструкциях МВД, иных правоохранительных ведомств, международных договорах и соглашениях о правовой помощи между государствами.

Информация, содержащаяся в криминалистических учетах, имеет уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, административно-правовое и криминалистическое значение.

Научными основами ведения криминалистических учетов являются законы материалистической диалектики об индивидуальности объектов материального мира, об объективной связи явлений и предметов ок­ружающей действительности, об относительной устойчивости объектов материального мира. Теоретическую базу криминалистических учетов образуют также положения различных наук об окружающем материальном мире, прежде всего, кримина­листики (таких ее разделов, как габитоскопия, баллистика, трасология, криминалистическая фотография и др.), физиологии, психологии, антропологии, антропометрии, биологии, физики, химии, математики, различных технических наук и др.

Наши рекомендации