Агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире.
Тема 1. Познание мира
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания: познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив; все общество.
Объект познания: познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека); весь окружающий мир.
Результат познания – знание.
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире.
Скептицизм – не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Оптимизм – утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Познание имеет два уровня (две стороны) – чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
· Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
· Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
· Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
· Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
· Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
· Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное – умозаключение от частного к общему.
Дедуктивное – умозаключение от общего к частному.
Умозаключение – получаемое по аналогии.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (разум) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуальногоразвития человечества.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание | Рациональное познание |
· Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта · Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | · Опора на результаты чувственного познания · Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность, неполная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.
Различают следующие виды интуиции:
· Интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;
· Мистическая – связана с жизненным переживаниями, эмоциональным миром человека.
В интуиции четко и ясно осознаются лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т.е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.
В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
Эмоции – аффективная форма проявления моральных чувств.
Чувства – эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (любовь, ненависть)
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источником заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Ложь – это сознательное искажение образа объекта.
Виды знания
Наименование | Сущность |
Житейское | Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой. Сводиться к констатации фактов и их описанию |
Научное | Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы др. |
Практическое | Овладение вещами, преобразование мира |
художественное | Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии |
Рациональное | Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением |
иррациональное | Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, нпр,аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
личностное | Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.
Формы знания
наименование | Сущность |
Ненаучное | Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира |
Донаучное | Прототип, предпосылочная база научного знания |
Паранаучное | Несовместимое с имеющимся научным знанием |
Лженаучное | Сознательно использующее домыслы и предрассудки |
Антинаучное | Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности |
Тема 5. Научное познание
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
· Объективность добываемого знания;
· Развитость понятийного аппарата (категориальность);
· Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
· Проверяемость;
· Высокий уровень обобщения знаний;
· Универсальность;
· Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Уровни научного познания:
Эмпирический – выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
Теоретический – выявление фундаменталдьных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания: научный факт, эмпирический закон; проблема, гипотеза, теория.
Методы научного познания:
Эмпирические: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Теоретическое: единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация.
Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Структура теории
· Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и др.
· Идеализированный объект данной теории.
· Логика и методология, применяемая для построения теории.
· Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение | Эксперимент |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации огран-ти человеческих органов чувств | Создание необходимых условий; матер-ное воздействия на объект или условия; измерения с применением тех. Устройств. |
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Также неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обуславливают друг друга в процессе познания.
Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и др.
Абстракция – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают понятия и категории.
К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ».
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический метод | Логический метод |
Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления Описание исторического процесса во всем его многообразии, с учетом его неповторимых, индивидуальных особенностей | Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса. Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизводя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории |
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождение от абстрактного к конкретному.
Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее на научно-технический прогресс.
Важнейшие социальные науки
Наименование | Сущность | |
История | Наука, изучающая прошлое человеческого общества | |
культурология | Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре | |
политология | Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом | |
правоведение | Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности | |
социология | Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных | |
философия | Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. | |
экономика | Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности | |
эстетика | Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты | |
этика | Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. | |
Тема 1. Познание мира
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания: познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив; все общество.
Объект познания: познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека); весь окружающий мир.
Результат познания – знание.
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире.