Роль телевидения в профилактике насилия
Психологические исследования в области изучения влияния агрессии на экране на детей показали, что, с одной стороны, эффектами такого воздействия являются имитация насилия и преступных форм поведения, развитие толерантности к насилию в реальной жизни, импульсивность при решении возникающих конфликтов. В частности, было доказано [В. S. Centerwall, 1993; A. Dorr, Р. Kovaric, 1980; N. Signorielli, 1991], что насилие на телеэкране повышает вероятность проявления агрессивных черт у молодых людей, а также содействует возрастанию преступлений, связанных с насилием.
С другой стороны — жестокость на экране позволяет зрителям выплеснуть деструктивные импульсы в фантазиях и символических действиях вместо их реального применения (гипотеза «катарсиса»).
Исходя из этого, большинство психологов сходятся во мнении, что телевидение должно производить программы, специально ориентированные на различные возрастные группы детей. При этом считается, что тема насилия в данных программах должна быть сведена до минимума.
Однако существует и другая точка зрения. Есть опасения, что ненасильственный характер телевизионных программ, ориентированных на детскую аудиторию, может не вызвать интереса, так как многих детей привлекают именно действия агрессивного характера.
При создании образовательных программ следует использовать анимационные изображения, озвучивание негрубыми голосами, упрощение движений персонажей. Это уменьшит риск агрессивного воздействия передачи. Привычка смотреть образовательные программы способствует уменьшению уязвимости детей к насилию и использованию ими полученных знаний в более старшем возрасте.
Речь, которая используется в образовательных программах для дошкольников, должна быть рассчитана на ребенка (простые предложения, медленный темп, обрашение к изображенным объектам, частое повторение).
Создатели детских передач часто незаслуженно забывают аудиторию младших школьников. Программы для детей этого возраста практически не создаются, хотя этой группе телезрителей легче всего избежать агрессивных имитаций в поведении. Как уже отмечалось, данную возрастную категорию детей больше привлекают разнообразие сюжета и темп происходящих событий, нежели насильственные действия на экране. Они в большей мере ориентированы на силу, но на позитивную, а не насильственную.
Программы для подростков должны избегать мифов о насилии и представления агрессивного поведения как «прикольного», «крутого». Телевизионные программы, поддерживающие мифы о насилии, например, преподносящие жестокость как развлечение или как способ выделиться, должны быть ограничены. В программе не должно демонстрироваться жестокое поведение как способ воздействия или как способ привлечения внимания. Желательно, чтобы телепрограммы демонстрировали последствия жестокого обращения.
Из-за специфической уязвимости подростков и определенного интереса к тому, что связано с суицидами, необходима особая, тщательная подготовка программ на эту тему.
Очевидно, что при составлении телепрограмм все эти факторы не всегда учитываются. Таким образом, можно сказать, что телевидение вызывает к жизни больше агрессии, чем это свойственно природе ребенка.
ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНЫХ ВИДЕОИГР НА ДЕТЕЙ
РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ
С момента своего появления электронные игры неизменно остаются популярными среди детей и молодежи. Однако вместе с ростом их популярности возрастает и беспокойство со стороны родителей и педагогов по поводу пристрастия детей к играм агрессивного содержания.
Эффекты, вызванные жестокими видеоиграми
Вероятно, можно провести параллель и найти общее между эффектами от просмотра агрессивных телевизионных программ и от увлечения видеоиграми. Поэтому при рассмотрении влияния видеоигр с насильственным содержанием на агрессивность детей необходимо в большей мере опираться на результаты исследований эффектов телевизионного насилия.
Поскольку существуют данные об увеличении агрессивных реакций после наблюдения сцен насилия по телевидению от 3 до 15% и корреляции между визуальной включенностью и агрессивным поведением [С. S. Clark, 1993], многие сходятся во мнении, что видеоигры с элементами насилия приводят к негативным последствиям, формируя у игрока готовность к агрессивным действиям. Научные работы, основывающиеся на исследовании самих видеоигр, указывают на стойкую причинную связь между агрессивными играми и проявлениями агрессии у детей. Хотя в них признается и тот факт, что проведенных лабораторных исследований было недостаточно. Тем не менее они показывают, что существует некоторая тенденция к повышению агрессии после игры или наблюдения за агрессивной игрой. Однако в экспериментах, в которых пытались несколько иначе подойти к исследованию агрессии (например, через изучение готовности помочь или через наказания других людей), эта тенденция не была выявлена.
Как показывает ряд исследований, эффекты от увлечения видеоиграми могут быть как отрицательными, так и положительными.
Например, некоторые взрослые рассматривают видеоигры как выгодную альтернативу пассивному просмотру телевизионных программ.
Среди психологов имеются те, кто утверждает, что, играя в видеоигры, некоторые дети достигают такого уровня профессионализма, которого иначе не могли бы добиться в другом виде деятельности.
Однако большинство ученых считают, что активное участие детей в видеоиграх может в большей степени способствовать развитию детской агрессии, чем пассивный просмотр насильственных действий по телевидению.
Некоторые специалисты считают, что вовлеченность детей в видеоигры позволяет им участвовать в неком творческом диалоге [Е. F. Provenzo, 1992]. Видеоигры также могут быть использованы для развития речи у де- тей-аутистов и могут быть полезны в игровой терапии для детей с замедленным развитием [J. В. Funk, J. N. Germann, D. D. Buchman, 1997].
Другая проблема, которая не осталась незамеченной критиками видеоигр, состоит в том, что игры предполагают автономные действия, а не сотрудничество. Сценарий большинства игр основан на анонимном участии игрока, реализующего агрессивный акт против анонимного врага. Например, анализ десяти лучших видеоигр Nintendoпоказал, что они были спроектированы в расчете на автономные действия игрока, сражающегося один на один против злой силы [Е. F. Provenzo, 1992]. Такой конструктивный недостаток естьу большинства игр: они не рассчитаны на командные действия.
Социальное содержание видеоигр также может влиять на отношение детей к гендерным ролям. Так, например, в играх Nintendoженщины чаще представляются как жертвы нападений, чем как инициаторы действия. В играх превалируют мужские персонажи, большинство из которых занимают доминирующую, агрессивную позицию. Многие игры основаны на сценарии, в котором женщину похищают или ее надо спасти [Е. F. Provenzo, 1992].
В частности, связь видеоигр и поведенческой агрессии подтвердили результаты исследования, в котором сравнивали показатели уровня мотивации, враждебных чувств, агрессивных мыслей у играющих и наблюдающих.
за игрой молодых людей [S. L. Calvert, S-L. Tan, 1994]. Исследование показало, что люди, которые играли в жестокие компьютерные игры, отличаются повышенным сердечным ритмом, чаще жалуются на головокружение и тошноту, демонстрируют более агрессивные суждения непосредственно после игры в отличие от тех, кто не играл в агрессивные игры. Кроме того, изредка отмечалось появление мышечных и суставных болей, которые обычно проходили после прекращения чрезмерно долгих сеансов игры.
В другом исследовании определялось, есть ли какая-либо связь между такими характеристиками игры, как агрессивность—неагрессивность и такими личностными чертами учащихся, как импульсивность—рефлексивность [A. R. Irwin, А. М. Gross, 1995]. Было установлено, что молодые люди, играющие в агрессивные игры, по сравнению с играющими в неагрессивные игры демонстрировали более высокий уровень вербальной и физической агрессии по отношению как к неодушевленным объектам, так и к партнерам по игре. Более того, это поведение никак не было связано с рефлексивностью или импульсивностью.
Результаты другого сравнения эффектов от жестоких и нежестоких компьютерных игр показали, что дети, предпочитающие агрессивные игры, чаще других приписывают враждебные намерения другим людям [S. J. Kirsh, 1997].
Н. Шутт и ее коллеги [N. S. Schutte, J. М. Malouff, J. С. Post-Gorden, A. L. Rodasta, 1988] наблюдали за действиями 5—7-летних детей, которые играли в видеоигры агрессивного и неагрессивного содержания. Потом детям предложили поиграть, в комнате находилась кукла Boboи нейтральные предметы. После наблюдения за поведением детей в течение некоторого времени исследователи сделали заключение, что детское поведение во время игры определяется характером видеоигры, в которой они принимали участие. Было установлено, что дети, которые играли в видеоигру с агрессивным содержанием (восточные боевые искусства), ударяли куклу Boboболее настойчиво, чем те, кто играл в неагрессивную игру.
А. Ирвин и А. Гросс [A. R. Irwin, А. М. Gross, 1995] определили, что в зависимости оттого, в какую видеоигру играли 7—8-летние дети, они проявляли больше агрессивных реакций в других ситуациях. Было замечено, что дети, игравшие в видеоигру с элементами насилия, проявляли больше инструментальной агрессии в обычной игровой ситуации и больше открытой и межличностной агрессии во фрустрирующей ситуации взаимодействия со сверстниками, чем дети, игравшие в игру без элементов насилия.
Дж. Купер и Д. Маки [J. Cooper, D. Mackie, 1986] наблюдали за поведением 9—10-летних детей в игровой комнате после участия в агрессивной, неагрессивной или нейтральной видеоигре. Дети могли выбрать разнообразные игрушки, а также им предоставлялась возможность наказывать или вознаграждать другого ребенка, определяя меру наказания или вознаграждения.
Было обнаружено, что дети, которые играли или наблюдали за агрессивной видеоигрой, чаще выбирали агрессивные игрушки (например, стреляющий дротиками пистолет), чем другие дети. Девочки тратили больше времени на игру с агрессивными игрушками, чем мальчики. Вместе с тем экспериментаторы сделали вывод, что, хотя участие в видеоиграх и повлияло на последующую активность детей, видеоигры не оказывают никакого эффекта на общий уровень агрессии.
С. Лини М. Леппер [S. Lin, М. R. Lepper, 1987Jопросили 9—11-летних детей по поводу их увлеченности видеоиграми, восприятия собственной агрессивности, академических успехов и досуговой активности. Кроме того, были опрошены и учителя, которые оценивали компетентность детей, агрессивность, популярность, мотивацию и отношение к школе, симпатии к другим учащимся. В итоге была выявлена положительная корреляция между оценками детей, которые играли в агрессивные видеоигры, и оценками преподавателей их агрессивности и импульсивности. Также обнаружилось, что заядлые игроки в видеоигры были и заядлыми телезрителями и значительно хуже учились в школе.
Р. Кестенбаум и А. Вейнстейн [R. Kestenbaum, A. Weinstein, 1985], опросив 11—14-летних детей, обнаружили, что участие в агрессивных видеоиграх не влияет на усиление агрессивного поведения, углубление невротического состояния, увеличение стремления к социальной изоляции или ухода в фантазии. Вместо этого видеоигры оказывали на детей успокаивающий эффект.
Дж. Чемберс и Ф. Эскион [J. Н. Chambers, F. R. Ascione, 1987] наблюдали за 8— 13-летними детьми, игравшими в видеоигры с агрессивным либо социально одобряемым сюжетом или в обычную игру. При этом измерялся не уровень детской агрессии, а уровень социально одобряемого поведения, которое определялось как действия, приносящие пользу другому человеку без ожидания вознаграждения для самого себя. В ходе эксперимента каждому ребенку предлагалось пожертвовать монетку на нужды бедных детей. Было установлено, что дети, которые играли в видеоигру агрессивного содержания, более неохотно жертвовали деньги, чем дети, которые играли в игру с социально одобряемым сюжетом.
К. Андерсон и К. Дилл [С. A. Anderson, К. Е. Dill, 2000] установили положительную корреляцию между насилием в видеоиграх и агрессивным поведением у студентов колледжа. Те, кто играл в игру с элементами насилия, имели более агрессивные мысли и были более агрессивно настроены по сравнению с теми, кто играл в игру без элементов насилия.
Д. Скотт [D. Scott, 1995] предлагал студентам сыграть в чрезмерно агрессивную, умеренно агрессивную или неагрессивную видеоигру. До и после игры их просили заполнить опросник, который выявлял уровень их агрессии. Было определено, что мужчины и женщины, игравшие в умеренно агрессивную видеоигру, имели более низкий уровень агрессии после игры, чем те, кто играл в неагрессивную игру. Удивительно, но уровень агрессии у студентов, которые играли в чрезмерно агрессивную видеоигру, увеличился несущественно. Был сделан вывод об отсутствии взаимосвязи между насилием в видеоиграх и агрессивным поведением их участников.
М. Каламасом и С. Грубером [М. Kalamas, S. Gruber, 1998] были проведены исследования с использованием методики измерения электрокожно- го сопротивления, в ходе которых изучалась сила эмоционального и физиологического воздействия материалов агрессивного содержания. Данных о влиянии участия в агрессивных видеоиграх на электрокожную активность игроков получено не было. Вместе с тем было установлено, что сюжеты с насилием приводили к повышению электрокожного сопротивления, в отличие от нейтральных сюжетов. На основе этих данных констатировалась связь между насильственным сюжетом игры и агрессивным поведением. Однако эта связь зависела от личностных особенностей участников и происходящих в сюжете действий.
Гендерные различия
Гендерным различиям в игровых привычках было посвящено несколько исследований, которые показали, что мальчики играют в видеоигры чаще, чем девочки. Чтобы оценить игровые предпочтения мальчиков и девочек была разработана классификация видеоигр [J. В. Funk, D. D. Buch- man, 1994]. В классификацию вошли следующие категории: развлекательность, познавательность, насилие над выдуманным персонажем, насилие над человеком, неагрессивный спорт, агрессивный спорт.
Исследованиями было установлено [J. В. Funk, D. D. Buchman, 1994], что младшие подростки — и мальчики и девочки — предпочитают игры со сценами насилия. Но мальчики преимущественно выбирают игры с агрессивными спортивными состязаниями, в то время как девочки — игры с вымышленными, сказочными сюжетами насилия. Также исследование показало, что девочки больше мальчиков предпочитают познавательные игры. Однако и для мальчиков и для девочек при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту значимость обучающих игр понижается. В целом жестокие видеоигры популярны как среди мальчиков, так и среди девочек.
Изучение высказываний учащихся 4 и 5 классов по поводу видеоигр [J. В. Funk, D. D. Buchman, 1996] показало, что большинство опрошенных считают, что видеоигры хороши как для мальчиков, так и для девочек. Девочки осознают свои равные возможности в играх, и это свидетельствует о том, что пути социализации мальчиков и девочек становятся более похожими друг на друга.
Кроме того, было обнаружено [J. В. Funk, D. D. Buchman, 1994], что мальчики, отдающие явное предпочтение какому-либо виду агрессивнойвидеоигры (агрессивный спорт, воображаемое насилие, насилие над людьми), имеют низкий уровень компетентности в некоторых сферах жизнедеятельности. Например, в учебе, межличностном общении и поведенческих навыках. В другом исследовании [J. В. Funk, D. D. Buchman, 1996] изучалось, как привязанность к жестоким видеоиграм отражается на «Я»-концепции подростка. Оказалось, что привязанность к жестоким играм, привычка проводить много времени за компьютером для девочек (для мальчиков — в меньшей степени) связаны с низким уровнем доверия к себе и с Негативной «Я»-концепцией в целом.
Рис. 23. Общая модель аффективной агрессии: долгосрочный (А) и краткосрочный (В) эффекты влияния видеоигр агрессивного содержания [С. A. Anderson, W. Е. DeuserandК. М. DeNeve, 1995]
Также исследования показали, что мужчины играют в видеоигры чаще, чем женщины. Однако этот факт не является свидетельством врожденного мужского стремления стать свидетелем или соучастником насилия. Вероятнее всего, что мужчины просто находят в этих играх сильные образцы для подражания или идентификации [С. S. Clark, 1993].
Можно заметить, что в результатах приведенных выше исследований есть свои «за» и «против». Психологи больше склонны доверять экспериментальным исследованиям, однако возникает вопрос: всегда ли выявленная в лабораторных условиях агрессия будет проявляться в жизни и не зависит ли увеличение агрессии от различных случайных факторов (методики исследования, время участия в игре, сюжеты и правила видеоигр, особенности испытуемых и пр.)? Та же проблема достоверности возникает и при анализе результатов исследований, полученных на основании самоотчетов. Вместе с тем, проанализировав многочисленные исследования, К. Андерсон и его коллеги [С. A. Anderson, W. Е. Deuser, К. М. DeNeve, 1995] пришли к выводу о том, что увлечение видеоиграми агрессивного содержания может оказывать на человека как кратковременный, так и долговременный эффект (рис. 23).
Раздел 6
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ
Жестокое обращение с ребенком — достаточно распространенное явление. Оно может осуществляться как в явной, открытой (сексуальное, физическое насилие), так и в скрытой (психологическое насилие) формах. Наиболее часто жертвами насилия как со стороны взрослых, так и сверстников становятся [Н. В. Тарабрина, 2001]:
• дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;
• уличные дети;
• дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;
• дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
• дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности — психопатия, последствия органического поражения головного мозга и пр.) и физическими недостатками;
• маленькие дети в силу своей беспомощности.
ДЕТИ, ПОДВЕРГШИЕСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ
Обычно жертвами сексуальных действий становятся дети моложе 12 лет, но наиболее часто их возраст составляет 3—7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то есть вероятность, что даже если он что-то расскажет, его рассказу не поверят.
Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20— 30% девочек и 10% мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3-4 раза реже, чем над девочками. Как показывают различные международные психологические исследования, жертвами сексуального насилия в семье, как правило, бывают девочки. И хотя считается, что к насильственным действиям по отношению к детям прямо или косвенно причастны оба родителя, доля мужчин здесь составляет почти 95%.
В большинстве случаев насильники знакомы детям. И только 25% насильников — совершенно незнакомые люди. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% — более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки). Среди родственников наиболее часто насилие совершается отчимом, опекуном, реже — отцом, братом или дядей [Е. М. Черепанова, 1996]. Отчимы совершают сексуальное насилие в пять раз чаще, чем отцы.
Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку:
а) сексуальный контакт между взрослым и ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;
б) использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность;
в) сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослым в силу возрастных и физических особенностей.
Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий и дополняется, например, принуждением ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или к его собственному телу, принуждением ребенка к обнажению, вовлечением в оргии и ритуалы, которые сопровождаются сексуальными действиями. Вместе с тем не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновен ия.
Формы неконтактного сексуального взаимодействия с ребенком
К актам «безобидного», неконтактного сексуального взаимодействия с ребенком относят действия, которые нередко предваряют начало сексуального насилия.
• Взрослый делает сексуальные «намеки» ребенку: смущает, притесняет ребенка взглядами, высказываниями сексуального содержания.
• Взрослый ласкает, ощупывает, целует, ненароком касается интимных частей тела ребенка.
• Взрослый оголяет интимные части тела ребенка или рассматривает половые органы ребенка, иногда сопровождая эти действия мастурбацией.
• Взрослый подглядывает за ребенком во время раздевания, купания, в туалете.
• Взрослый показывает ребенку порнографию (книги, журналы или кино).
• Взрослый демонстрирует свое голое тело или половые органы ребенку.
• Взрослый побуждает ребенка раздеваться и/или мастурбировать.
Формы контактного сексуального взаимодействия с ребенком
К контактным формам сексуального насилия относятся следующие действия.
• Взрослый трогает интимные части тела ребенка.
• Взрослый побуждает ребенка касаться интимных частей его тела.
• Фроттаж (трение гениталиями о тело или одежду жертвы).
• Формы сексуального контакта с проникновением пальцами или другими объектами.
• Оральный секс (поцелуи, сосание, целование, облизывание, покусывание груди, куннилингус, фелляция, анилингус).
• Половой акт (вагинальное половое сношение, анальное половое сношение, половое сношение с животными).
Виды сексуальных действий
Сексуальные действия с детьми могут происходить при различных обстоятельствах.
Диодное сексуальное насилие. Наиболее часто встречаемый вид сексуального насилия, когда взаимодействуют два человека: ребенок и взрослый.
Групповой секс. Практикуется также достаточно часто. Как правило, в нем принимают участие либо несколько детей и взрослый, либо несколько взрослых и один ребенок. Такие действия могут быть внутрисемейными (например, в случаях полиинцеста) или внесемейными.
Сексуальное окружение. Дети также могут быть подвергнуты сексуальному насилию со стороны окружающих. Окружение изменяется в зависимости от ситуации, то есть оно может предполагать как участие только одного взрослого, который хочет получить сексуальное удовольствие, так и участие нескольких взрослых и детей, детскую порнографию и проституцию^. Burgess, 1984].
Сексуальная эксплуатация детей. Имеется в виду использование детей в порнографии и для проституции и все связанные с этим ситуации, когда ребенок может быть подвергнут сексуальному насилию.
Детская порнография. Видео- и фотосъемка может производиться как членами семьи, знакомыми детей, так и профессионалами для личностного пользования или торговли. Порнографическая продукция может также использоваться, чтобы инструктировать, соблазнить или шантажировать жертву.
Детская проституция. Принуждение к занятию проституцией может исходить от родителей, других близких родственников, знакомых ребенка или людей, которые осуществляют уход за ним. Более старшие дети, часто убегающие из дома, и/или дети, которые ранее подверглись сексуальному насилию, могут начать заниматься проституцией и без принуждения IK. С. Faller, 1988].
Ритуальное насилие. На этот вид детского сексуального насилия лишь недавно стали обращать внимание. К нему относят сексуальное насилие, которое допускается и совершается в рамках того или иного религиозного течения или обряда (например, сатанизм и др.).
На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между этими двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека, а также возможностью ребенка уйти из ситуации.
Индикаторы сексуального насилия
Можно выделить следующие индикаторы, говорящие о возможном сексуальном насилии в отношении детей и подростков.
• Реплики, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай.
• Рисунки на явно сексуальные темы.
• Сексуальное взаимодействие с другими людьми. Например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям (может свидетельствовать об идентификации с насильником), сексуальная активность в отношении сверстников (может указывать на то, что ребенок получает некоторое удовольствие от насильственных действий), сексуальные предложения или жесты старшим людям (может сигнализировать о том, что ребенок воспринимает и расценивает сексуальную активность как необходимый атрибут взросления).
• Сексуальные действия с животными или игрушками.
Чрезмерная мастурбация. Этот индикатор сексуального насилия следует использовать с некоторой долей осторожности, так как и взрослые, и дети время от времени занимаются мастурбацией, и эти действия не выходят за рамки нормального сексуального поведения. Поэтому мастурбацию ребенка следует квалифицировать как индикатор сексуального насилия, если мастурбация связана с повреждениями, ребенок занимается ею много раз в день и не может остановиться, использует различные предметы, издает стоны или сопровождает мастурбацию копулятивными фрикциями.
• Беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами (промискуитет).
• Сексуальное преследование девочек сверстниками или взрослыми.
• Занятие проституцией.
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее белье; боль или зуд в половой области; гематомы в области половых органов; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в животе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера; запоры; нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции; венерическая болезнь; беременность.
К поведенческим индикаторам относятся: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или уклонение от привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или в темноте; регрессивное поведение, включая сосание большого пальца, энурез, недержание кала; инфантильное поведение или другие проявления зависимости; признаки напуганности; страх перед людьми определенного типа; импульсивность, неусидчивость (более характерна для мальчиков), деструктивность; суицидальные попытки или рискованное поведение; жестокость к животным (более характерна для мальчиков); резкое изменение индивидуальноличностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушенность и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителем, взрослым; реверсирование роли в семье или псевдозрелость.
Для детей подросткового и юношеского возраста характерны нарушения пищевого поведения (булимия и анорексия); побеги из дома; токсикомания; попытки самоубийства и членовредительства; недисциплинированность; депрессия, социальная изоляция; асоциальное и делинквентное поведение.
Последствия сексуального насилия
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Реакции ребенка на совершенное сексуальное насилие могут быть самыми разнообразными.
Травматические стрессовые реакции. Страх и тревога могут быть как непосредственными, так и отсроченными реакциями на травму. Нарушение сна, плохой аппетит, психосоматические жалобы, всепоглощающая тревога являются отсроченными последствиями сексуального насилия. Дети часто распространяют свой страх не только на насильника, он проявляется в избегании других взрослых и лиц, пользующихся авторитетом. У некоторых жертв могут проявляться посттравматические стрессовые расстройства с типичными симптомами реинтерпретации и переосмысления травматического события, избегания ситуаций, ассоциирующихся с сексуальным оскорблением, сильного возбуждения и повышенной бдительностью, появлением ночных кошмаров, болезненной чувствительности. Кроме того, навязчивые воспоминания, часто с видениями в виде ярких вспышек и повторяющимися ночными кошмарами, касающимися событий, связанных с надругательством, вызывают у детей страх перед отходом ко сну.
Изучение последствий сексуального насилия, пережитого ребенком, требует учета его возрастных особенностей [F. Rowan, D. Foy, 1993; J. Goodwin, 1995]. В разные периоды жизни реакция ребенка на подобную травму проявляется по-разному.
Детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, инфантильные сексуальные игры.
У дошкольников на первый план также выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, спутанность чувств, чувства вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности), нарушения поведения (регрессивные реакции, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация) и в меньшей степени психосоматические симптомы.
У детей младшего школьного возраста чаще всего возникают амбивалентные чувства по отношению ко взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, а в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми.
Для детей 9—13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, однако могут добавляться также депрессия, чувство потери ощущений, а в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение.
Для подростков 13—18 лет характерны отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению ко взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, а в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость поведения.
Косвенными признаками, указывающими на наличие травматического опыта, может стать повышенная тревожность дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами, чего раньше не наблюдалось.
Подозрительность и недоверие. Детям, которые подверглись сексуальному насилию или оскорблению и тем самым испытали или пережили родительское предательство, очень трудно установить доверительные отношения со взрослыми, что существенно сужает круг их общения. Они больше не ожидают от своих родителей любви, признания, поддержки и помощи в самореализации. Они могут считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы, причем их подозрительность может распространяться на всех мужчин, а иногда и на женщин.
Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения потенциально опасными и непредсказуемыми.
Депрессия и суицидальное поведение. У детей, перенесших сексуальное насилие, наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью, тоской, грустью и неспособностью испытывать приятные ощущения, радость и наслаждение. Тяжелая депрессия, сопровождаемая чувством униженности, состоянием чрезвычайной уязвимости и ощущением вторжения в их личное пространство. У подростков, переживших сексуальное насилие, глубокая депрессия часто сочетается с суицидальным поведением. Аутоагрессивное поведение выражается в действиях, направленных на нанесение себе травм, попытках суицида и мыслях о суициде.
Чем тяжелее травма при сексуальном насилии, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия. У детей, подвергнувшихся сексуальным злоупотреблениям, в дальнейшем могут возникнуть серьезные эмоциональные нарушения.
Гиперсексуальность. У детей отмечается высокий уровень сексуального возбуждения, и они легко достигают оргазма. Они не способны отличать нежные и любовные отношения от сексуальных, иногда приобретают способность возбуждаться от одних физических прикосновений либо становятся чересчур замкнутыми и демонстрируют психологическую холодность. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию или вовлеченные в сексуальные отношения, часто прибегают к сексуальной самостимуляции — «вынужденной» мастурбации. В подростковом и юношеском возрасте они могут вести беспорядочную половую жизнь, пытаясь таким образом удовлетворить потребность в любви и комфорте.
Избегание сексуальных стимулов. Испытывая сильный страх по отношению к сексуальным стимулам, подвергшиеся сексуальному насилию дети могут начать избегать любых проявлений нежности, например ухаживаний или поцелуев, реагировать на такие проявления агрессивно, избегать близких отношений. Если домогательство исходило от мужчины, ребенок- жертва может бояться всех мужчин.
У людей, перенесших в детстве сексуальное насилие, часто отмечаются нарушения сексуальной жизни, выражающиеся в избегании сексуальных отношений и неспособности чувствовать радость и удовлетворение. По некоторым данным [Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, 2003], у 80%жертв инцеста имеются нарушения сексуального поведения, которые проявляются либо в торможении, либо, наоборот, в усилении сексуальной активности.
Нарушение половой идентификации. Часто сексуальное насилие, пережитое в раннем детстве, приводит к нарушениям сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок. Девочки могут предпочитать более маскулинное поведение, испытывать конфликт половой идентификации, что часто выражается в играх, в которых они изображают героев, обладающих мужскими качествами.
У девочек подросткового возраста, ставшими жертвами сексуального насилия в семье, отмечаются трудности в формировании стабильной женской идентификации, так как они скорее отождествляют себя со своим доминирующим отцом, чем с пассивной матерью, особенно если последняя публично подвергалась психологическому и физическому насилию. Эти девочки чу