Половозрастные особенности родителя, жертвы насилия

Поскольку все семьи существенно различаются по структуре, традициям, социальному положению, достатку, условиям проживания, трудно составить портрет родителя-жертвы.

Вместе с тем все же можно остановиться на некоторых закономернос­тях. В частности, было установлено, что единственный родитель в семье имеет больший риск быть подвергнутым насилию, чем родитель в полной семье. Средний статистический возраст родителей, подвергающихся наси­лию со стороны детей — 44 года [В. Cottrell, 1996, 2001]. Это противоречит распространенному мнению, что насилию подвержены прежде всего люди, ставшие родителями в слишком молодом возрасте.

Матери и мачехи (как в неполных, так и в полных семьях) в боль­шей мере рискуют стать жертвой насильственного поведения подростков. Причем и физически сильные (в меньшей степени), и физически слабые (в большей степени) матери могут быть жертвой насилия со стороны сына или дочери. Из-за того, что матери находятся в менее выигрышной, чем отцы, физической форме, они в меньшей степени способны дать отпор аг­рессивным подросткам, дисциплинировать их или защищать себя и млад­ших детей.

Отцы и отчимы также могут стать жертвой насилия, но, конечно же, не в такой степени, как матери и мачехи. Когда насилие возникает между детьми и их отцами, отцы часто реагируют ответной агрессией, и этот ин­цидент скорее квалифицируется как борьба, нежели как насилие.

Примечательно, что родители с физическими или психическими не­достатками чаще становятся жертвами насилия. Не остаются в стороне и другие члены семьи — младшие дети, старики, домашние животные. Как и при всех других формах насилия, семейное насилие направлено на лиц, которые воспринимаются агрессором как более слабые и уязвимые.

Родительские переживания, связанные с насилием

Все родители, подвергающиеся насилию, испытывают целую гамму различных эмоций: от страха за свою жизнь и опасения за безопасность ребенка до вины и стыда перед окружающими. Эти переживания часто оп­ределяют не только восприятие обстановки в семье, но и поведение роди­телей, формируя психологию жертвы.

Отрицание. Большинству родителей трудно признаться себе в том, что их ребенок может проявлять по отношению к ним насилие. Поэтому они могут первоначально просто отрицать проблему.

Ощущение фиаско, позора и вины. Многие родители чувствуют себя уг­нетенными и опозоренными из-за того, что не смогли создать семейное счастье. Они подвергают сомнению свои способности к воспитанию, муча­ются мыслями о том, что сделали все не так, как надо, и начинают считать себя неудачниками, плохими родителями. Многие родители чувствуют от­ветственность за своих детей. Но признавая, что главную роль в развитии ребенка играют родители, тем самым они обвиняют себя и во всех грехах

собственных детей. В результате родители часто и в самом деле принимают на себя полную ответственность за насильственные действия ребенка.

Изменение убеждения, что родители — единственный фактор влияния на ребенка, может стать позитивной перспективой, особенно для тех, кто переживает вину и позор по поводу действий их детей. Действительно, идея об исключительности родительского влияния на детей не только отрицает эффект других социальных воздействий на жизнь ребенка, но и возлагает на плечи родителей неимоверный груз ответственности. Парадоксальность ситуации состоит в том, что как только они начинают искать помощи у ок­ружающих, они часто натыкаются на обвинения, что еще больше усилива­ет чувство вины. Чувство вины и ощущение чрезмерной ответственности часто делают родителей невосприимчивыми к полезным советам и не поз­воляют предпринять эффективные шаги, чтобы справиться с трудностями в поведении детей [А.-М. Ambert, 1992, 1997].

Отчаяние и изоляция. В дополнение к чувству исключительной ответ­ственности, родители часто ощущают себя покинутыми и изолированны­ми. Они переживают безнадежность и беспомощность, потому что неспо­собны управлять ситуацией либо из-за физической опасности, либо из-за собственной эмоциональной нестабильности. Отчаяние из-за отсутствия гармонии в семейной жизни и ощущение изолированности в данной ситу­ации делает изменение убеждений еще более проблематичным.

Напряженность отношений. Проявление насилия со стороны подрост­ков может вести к выяснению отношений между родителями по вопросу воспитания детей, что часто сопровождается спорами и скандалами. Отно­шения между родителями в таких семьях настолько напряжены, что иногда приводят к разводу из-за поведения подростка.

Доверие. Почти все родители, подвергающиеся насилию, чувствуют себя неспособными доверять детям, особенно когда те остаются дома одни. Возвращаясь домой, родители чрезмерно беспокоятся по поводу очеред­ной конфронтации с ребенком. Кроме того, они сомневаются, будет ли ре­бенок вообще дома, боятся, что дом или имущество будут повреждены или что-то опять украдено.

Самая большая трудность состоит в том, чтобы изменить чувство инерции и безнадежность родителей, которая возникает из-за отчаяния. Родители агрессивных подростков часто выглядят либо эмоционально па­рализованными и бесчувственными, либо активными, выполняющими на­бор ритуальных действий, с помощью которых они беспомощно пытаются противостоять тирании собственных детей.

Здоровье. Стресс и напряжение при общении с агрессивными подрос­тками могут иметь негативные последствия для здоровья родителей, иног­да усугубляя имеющиеся проблемы, иногда создавая новые. Многие ро­дители прибегают к использованию лекарственных препаратов в надежде справиться со стрессом. Некоторые родители начинают употреблять алко­голь или наркотики.

Потеря. Когда по разным причинам подросток покидает дом (уход из дома, тюремное заключение и пр.), некоторые члены семейства испы­тывают сильное чувство потери. Они также могут горевать о нарушении целостности, разрушении единства семьи. Это особенно травматично для неполных семей, где подросток — единственный ребенок. В случаях, когда молодой человек имеет собственного ребенка, родители теряют не только сына или дочь, но также могут утратить контакты с внуком.

Сиблинги. Насильственные действия подростков могут распростра­няться и на других детей в семье и порождать опасения родителей за их безопасность. Некоторые родители обеспокоены, что такие действия, как употребление наркотиков или алкоголя, проституция, могут стать при­мером для подражания другим детям. Кроме того, фокусировка на агрес­сивном ребенке часто отнимает много времени и энергии родителей и тем самым отвлекает их внимание от других детей. В свою очередь, дети, обде­ленные вниманием родителей, чтобы получить это внимание, становятся агрессивными или депрессивными.

Другие межличностные отношения. Родительские и детские отноше­ния с друзьями и родственниками также могут быть пронизаны насилием. Подростки часто манипулируют другими членами семейства, убеждая, что их склонность к насилию — это ошибка родителей.

Работа. Стресс, вызванный насилием, распространяется и на занятия вне дома. Родители приносят свои беспокойство и тревогу на работу.

Волнение родителей, связанное, например, с переводом ребенка из школы в школу или с его побегом из дома, может помешать сконцентриро­ваться на работе. Их беспокойство относительно местонахождения ребен­ка, тревога за безопасность ребенка могут привести к безразличию и даже травматизму на работе.

Некоторые родители также обеспокоены звонками на работу из мили­ции или социальных служб, необходимостью выплачивать различного рода штрафы и компенсации за нанесенный ребенком ущерб.

Семейные факторы

Достаточно сложно однозначно определить причины, приводящие к насилию детей над родителями. Однако можно безошибочно назвать неко­торые из них.

Родительская власть (авторитет). Пожалуй, любая семья имеет потреб­ность в ясной структуре и определении лидеров. Родители, будучи ответствен­ными, понимают, что они имеют право устанавливать ограничения и говорить: «Это — мой дом, и вы не можете вести себя в нем как вам вздумается!» Неко­торые из них, боясь потерять любовь ребенка, устанавливают принудительные правила и стандарты поведения. Иногда родители так запуганы, что, стремясь избежать конфронтации, позволяют ребенку управлять в доме. Когда ребенок чувствует, что родители не в состоянии контролировать ситуацию в семье, ему приходится принимать на себя роль управляющего. Однако для большинства подростков это дополнительное бремя в борьбе за власть в семье.

Использование принудительных мер. Следует признать, что в жизни каж­дого подростка бывает период ненависти к любым правилам. Но родитель­ская работа и состоит в том, чтобы, несмотря на протесты с помощью огра­ничений и правил контролировать поведение детей. Иногда такие попытки родителей имеют успех. Однако при таком подходе некоторые дети стано­вятся более агрессивными и отказываются повиноваться до тех пор, пока родители не разъяснят, что такое поведение неприемлемо и именно поэтому они вводят некоторые ограничения.

Изменения в структуре семьи. В ситуации развода дети иногда злятся и обижаются на родителя, с которым они остаются жить (обычно на мать), за те изменения, которые произошли с ними в доме, в школе, в отношениях с друзьями или образе жизни в целом. Подростки иногда переживают от поте­ри внимания со стороны родителей, особенно когда у тех появляются другие партнеры. Когда мать — единственный родитель, подростки иногда сры­вают свой гнев на нее просто потому, что она рядом и «больше не на ком».

Социальная изоляция. Чувства изоляции и отчужденности от семьи, школы и общества — часто продукт современной «эмоционально холод­ной» цивилизации. Ощущение разъединенности делает большинство под­ростков более агрессивными.

Современный пресс необходимости зарабатывать деньги создает до­полнительное напряжение, вызывает семейные проблемы и заставляет родителей уделять все меньше времени на полноценное общение с ребен­ком. Когда дети маленькие, родители без труда справляются с бременем ответственности, но когда дети подрастают и достигают подросткового или юношеского возраста, это становится делать все труднее и труднее.

Подростки, чувствующие себя отчужденными от родителей, жаждут их внимания и поэтому могут использовать агрессию в качестве средства выражения фрустрации и гнева. В будущем такие подростки могут испы­тывать недостаток социальной зрелости, что часто приводит к разным формам асоциального поведения. Эти подростки нуждаются в постоянном руководстве и лидерстве взрослого.

Сопутствующие факторы

В современном обществе насилие и агрессия обычно используются для достижения каких-то определенных целей и поддержания контроля. Достаточно распространено мнение, что агрессия и насилие буквально пронизывают все сферы человеческой жизни. Действительно, в некоторых семьях или сообществах физическая и вербальная агрессия, эмоциональ­ное насилие — принятый метод воспитания и взаимоотношений. И про­должаясь в течение многих лет или поколений, этот метод, возможно, стал общепринятой моделью поведения.

Следование за образцом. Как уже отмечалось, некоторые склонные к насилию подростки сами были жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия или были свидетелями такого насилия по отно­шению к их родителям или сиблингам. Они могут использовать насиль­ственные паттерны поведения как способ взаимодействия с окружающими в случае потери власти и контроля.

К сожалению, часто подростки, столкнувшиеся с насилием, вместо того чтобы сосредоточиться на возмездии виновнику насилия, направляют агрессию на ни в чем не повинного родителя. Мальчики больше, чем де­вочки, имеют тенденцию идентифицироваться с отцами и, следовательно, с большей вероятностью будут заимствовать их черты [В. Cottrell, 2001]. Это может иметь серьезные последствия для мальчиков, ставших свидетелями насильственного поведения отцов по отношению к матерям. В этом иссле­довании доказывается, что комбинация отцовской агрессии, неадекватно­го дисциплинирования и негативного отношения к ребенку провоцирует возникновение у него агрессивного и делинквентного поведения.

Сексуальные стереотипы и насилие над женщиной. Несмотря на усилия правозащитных и феминистских организаций, до сих пор положение ве­щей остается неизменным: женщины все еще зарабатывают меньше, чем мужчины, они недостаточно представлены и имеют более низкий статус в институтах власти. В результате сложившихся гендерных предрассудков и продолжающегося насилия многие женщины испытывают недостаток до­верия к себе как к людям и как к родителям. Однако следует признать, что женщины, выполняя материнскую роль, все же в большей мере ответствен­ны за воспитание детей. Вместе с тем многие из отцов наравне с матерями обеспокоены агрессивностью детей и с готовностью разделяют ответствен­ность в поисках необходимой помощи, хотя при этом могут оставаться эмоционально холодными или даже агрессивными [В. Cottrell, 2001].

Многие исследования свидетельствуют о том, что мальчики-подрост­ки, склонные к агрессивному поведению, чаще, чем неагрессивные, были жертвой или свидетелем чрезвычайного физического насилия.

В последние годы и педагоги, и криминалисты отмечают увеличение распространенности агрессивного поведения среди девочек-подростков. Некоторые утверждают, что это результат протеста, когда молодые женщины восстают против традиционных представлений, в которых девочки изобра­жаются робкими, пассивными и испуганными существами. Действительно, многие молодые женщины хотят обладать властью и быть признанными, и в этом случае их гнев можно расценивать как оправданный и конструк­тивный, как ответ на социальную несправедливость и господство мужчин. Однако, их гнев иногда совершенно необоснован, а агрессия принимает раз­рушительный характер.

Некоторые психологи полагают, что девочки выражают ненависть hoотношению к матерям, считая их виновными в покорности насилию со сто­роны отца или отчима. Пассивность и перенесенные оскорбления сделали этих девочек осторожными, но при этом они часто подражают агрессивно­му поведению мужчин. Совершенно очевидно, что стратегия подчинения, которую женщины используют, чтобы справиться с насилием, — малоэф­фективна и часто ведет к дальнейшему преследованию.

Традиционно женщины всегда были и остаются более восприимчи­выми к чувствам и эмоциональным переживаниям окружающих. Многие подростки полагают, что им легче делиться переживаниями именно с ма­терями. Матерей они не так боятся, как отцов, которые, согласно их со­циальной роли, чаще реагируют более агрессивно на попытки подростка выразить свои чувства. В результате этого подростки могут выражать целую гамму чувств матерям, включая гнев.

Роль школы. Молодежь находится под большим давлением школьного окружения и сверстников. Школьная среда может быть насильственна и опас­на. Дети испытывают угрозу насилия или подвергаются насилию со стороны других учащихся. Угроза насилия и давление заставляют многих подростков чувствовать себя уязвимыми и понижает их чувство собственного достоинства. Они стремятся контролировать себя, чтобы избежать преследований или не показаться более слабыми перед соучениками. Преподаватели же часто сами чувствуют себя бессильными, когда сталкиваются с агрессией подростков.

Школьная жизнь часто организована таким образом, что не предпо­лагает никаких способов для разрядки напряжения, которое испытывают дети. Поэтому многие подростки выражают накопленные в школе гнев и агрессию дома или в других местах. Родители, которые подвергаются на­силию со стороны детей, редко, а чаще никогда не получают поддержку и помощь со стороны школы.

Употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания. Употребление ал­коголя и наркотиков напрямую коррелируют с насильственным поведе­нием подростков. Вместе с тем, хотя токсикомания не является причиной агрессивного поведения, ее нельзя назвать проявлением благополучного поведения. Кроме того, попытки родителей пресечь такое поведение, пусть даже с целью оказать помощь, могут встретить со стороны подростка до­статочно агрессивный отпор.

Серьезные психические расстройства. В некоторых редких случаях под­ростковое насилие может быть признаком серьезного психического расстройства. К сожалению, эти расстройства часто трудно диагностируемы.

Хотя такой диагноз может как-то объяснить некоторые особенности агрес­сивного поведения.

Вместе с тем постановка диагноза не должна поколебать убеждение ро­дителей, что в любой ситуации можно добиться того, чтобы дети относились к ним с уважением. Пока психическое заболевание ребенка окончательно не диагностировано, родители должны пытаться понять, что происходит с ребенком, и как-то изменить ситуацию. Больше всего изменить ситуацию родителям мешают чувство безнадежности и инерция, вызванные отчаян­ным положением. Как уже отмечалось, родители агрессивных подростков часто либо находятся в эмоциональном ступоре, либо выполняют набор действий-ритуалов, чтобы совладать с собственной беспомощностью.

Примечательно, что постановка медицинского диагноза часто прино­сит родителям облегчение, позволяя избавиться от чувства вины и порица­ний окружающих.

Менее серьезные психические расстройства. У некоторых подростков, склонных проявлять агрессию по отношению к родителям, диагностируют нарушения активности и внимания, поведенческие расстройства.

Методы воспитания. Многие современные родители направляют свою энергию на то, чтобы создать комфортные условия существования и сде­лать ребенка счастливым, вместо того чтобы развивать у него ответствен­ность. В результате у детей формируется образ родителей как людей, чья прямая обязанность — сделать их счастливыми. Иногда это заканчивается неэффективными и нездоровыми отношениями, в которых родители обра­щаются с детьми как с компаньонами или партнерами.

Борьба за права детей привела к неоднозначно позитивным послед­ствиям. С одной стороны, было признано, что дети имеют права, и они должны быть защищены, с другой — это привело к кризису лидерства и ру­ководства в пределах семьи.

Новая этика воспитания ребенка сместила акцент с необходимости структурирования и лидерства в семье на признание потребности детей иметь возможность выражать чувства и оценочные суждения. Доброта, мягкость и признание важности свободного выражения ребенком чувств стали основными принципами воспитания. Очень популярными стали следующие идеи, препятствующие чрезмерному родительскому контролю [J. Price, 1996].

• Дети должны иметь возможность совершать собственные ошибки.

• Дети, которых чрезмерно опекают родители, никогда не научатся от­ветственному поведению.

• Что бы дети ни делали — это их жизнь.

Детям нужно доверять, иначе рост внутренних ресурсов будет медленным, а творческий потенциал и стремление к самовыражению могут не развиться вообще.

• Дети должны иметь возможность самостоятельно принимать реше­ния.

• Эго ребенка не будет сформированным, если его право на частную жизнь будет нарушено.

• Использование наказания без предварительного предупреждения мо­жет иметь серьезные последствия.

Вместе с тем большинство родителей, педагогов и психологов, при­знавая необходимость соблюдения прав ребенка, сходятся на том, что дол­жен существовать некий баланс между правами детей и их обязанностями. Подростки должны нести ответственность за свои действия, хотя они и могут настойчиво сопротивляться этому, делегируя лидерские полномочия родителям. Взрослые же часто подвержены иррациональным убеждениям о собственной ответственности за мир, который они создали для своих детей.

Тема: СУПРУЖЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Любая может стать жертвой супружеского насилия. Супружеское насилие является существенной проблемой, о которой нужно говорить. По меньшей мере один раз в жизни одна треть женщин становится жертвой супружеского насилия. Каждый год, в Канаде осуществляется около 40 000 арестов в связи с супружеским насилием. В 80% случаев жертвами являются женщины. Тем не менее, трудно иметь чёткое представление о масштабах этого явления, так как не все преступления сообщаются в полицию.

Наши рекомендации