Сколько времени в день ты тратишь в среднем на выполнение всех домашних заданий?
а) три часа
б) два часа
в) один час
г) больше трех часов
д) меньше одного часа
3. Как обычно распределяется это время по учебным дисциплинам? (поставь приблизительно затрачиваемое время)
№№ | Учебная дисциплина | Время |
Оцени, пожалуйста, степень сложности для тебя домашних заданий и их объем по отдельным предметам.
№№ | Учебные дисциплины | Степень | |||||||
сложности задания | объемности задания | ||||||||
Сложно, не по силам | Посильное | Легкое | Большой объем | Не очень большой объем | Маленький, недостаточный объем | ||||
5. В какой помощи ты нуждаешься при подготовке домашних заданий?
№№ | Учебная дисциплина | Виды помощи |
Метод незаконченных предложений
Метод незаконченных предложений –разновидность письменного опроса, в ходе которого респонденты дописывают по своему усмотрению предложенные исследователями фразы.
Область применения метода незаконченных предложений:
· стимулирование процессов мышления, самоанализа, поиска;
· выяснение отношения, суждений, степени понимания участниками образовательного процесса сути различных педагогических и общественных явлений;
· получение дополнительных данных при применении других методов исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.).
Требования к применению метода незаконченных предложений:
· содержание предложения должно быть понятно опрашиваемым;
· содержание предложения должно быть связано с реальной жизнью респондентов, их опытом.
Содержание незаконченного предложения может быть различным в зависимости от поставленной исследовательской задачи. Например:
Цель исследования – изучить степень усвоения обучающимися различных этических понятий.
Варианты предложений: «Честный человек – это…», «Хороший друг – это…», «Новый русский – это…».
Цель исследования – выяснить характер оценки студентами деятельности педагогического коллектива.
Варианты предложений: «Наши преподаватели…», «Наш колледж…», «Наша группа…».
Цель исследования – выявление отношения к образовательному процессу (к своей деятельности, к себе и другим людям).
Варианты предложений: «В нашем колледже мне больше всего нравится (не нравится)…», «В людях я больше всего ценю…», «Мое самое лучшее качество…».
Цель исследования – изучение направленности и содержания учебных (внеучебных) интересов обучающихся и педагогов.
Варианты предложений: «В расписание занятий я бы включил…», «Если бы у меня было много свободного времени…», «Чтобы учиться было интересно…».
Методика проведения исследования:
· определение цели исследования и содержания вопросов;
· подготовка бланков ответов и помещения;
· создание у опрашиваемых эмоционального настроя, способствующего искренним и полным ответам;
· заполнение бланков ответов;
· сбор и обработка данных (выделение правильных и неправильных, полных и неполных ответов и т. д.);
· обсуждение итогов опроса, разработка, в случае необходимости, программ коррекционных мероприятий.
Метод экспертных оценок
По существу, это разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое. Использование этого метода требует ряда условий. Прежде всего, это тщательный подбор экспертов – людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке.
Существенное значение имеет также выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал измерения, что упорядочивает суждения и дает возможность выразить их в определенных величинах.
Зачастую бывает необходимо обучить экспертов пользоваться предложенными шкалами для однозначной оценки, чтобы свести к минимуму ошибки, сделать оценки сопоставимыми.
Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают близкие мнения, есть основания полагать, что они приближаются к объективным. Если же оценки сильно расходятся, то это говорит либо о неудачном выборе системы оценок и шкал измерения, либо о некомпетентности экспертов.
Разновидностями метода экспертных оценок являются: метод комиссий, метод мозгового штурма, метод Делфи, метод эвристического прогнозирования и др.
Тестирование
Эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского test – задача, проба). Тесты обычно задаются испытуемым либо в виде перечня вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо в виде задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо в виде каких-либо краткосрочных практических работ, например, квалификационных пробных работ в профессиональном образовании. Тесты различаются бланочные, аппаратурные (например, на ЭВМ) и практические; для индивидуального применения и группового. С методиками тестирования читатель может познакомиться в соответствующей психологической и педагогической литературе.
Сравнение
Сущность сравнения выражается в установлении сходства и различия при изучении условий, факторов, средств воспитания и развития черт личности, формирования умений и навыков, усвоения знаний.
Следует отличать сравнение от аналогии. При аналогии признак или свойство одного педагогического явления переносится на другое. Аналогия используется при решении задач, при доказательстве теорем, применении правил. При сравнении же устанавливается сходство или различие между явлениями и их признаками, определяются тенденции их развития.
Эффективность метода сравнения зависит от соблюдения следующих правил:
· необходимо сравнивать признаки, принадлежащие к одному классу, или аналогичные признаки разных классов;
· сравнение должно проводиться на базе количественных и качественных показателей;
· в сравнении должны использоваться только сравнимые величины.
В педагогическом исследовании мы имеем дело преимущественно с тремя видами сравнения:
· сравнение педагогических явлений по одному признаку;
· сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам;
· сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления.