Эмпирические методы-действия

К эмпирическим методам-действиям относятся: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент.

Обследование.

Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач. Синонимом слова «обследование» является «осмотр», что говорит о том, что обследование – это в основном первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и так далее Обследования, по отношению к учебному заведению, могут быть внешними и внутренними.

Внешние: обследование социокультурной и экономической ситуации в регионе, обследование рынка образовательных услуг и рынка труда, обследование состояния занятости населения и так далее Внутренние: обследования внутри учебного заведения – обследование состояния учебно-воспитательного процесса, обследования контингента учащихся и т. д.

Обследование проводится посредством частных методов эмпирического исследования: наблюдения, изучения и анализа документации, устного и письменного опроса, привлечения экспертов и так далее. Для проведения обследования внутри учебного заведения целесообразно использовать получившие широкое распространение в методической работе разнообразные диагностические методики, опубликованные в многочисленных методических рекомендациях. Кроме того, для проведения внутренних обследований зачастую бывает целесообразно пригласить стороннюю организацию или группу независимых экспертов, которые смогут нарисовать более объективную картину состояния дел в учебном заведении.

Любое обследование проводится по заранее разработанной подробной программе, в которой детально планируется содержание работы, ее методический инструментарий (составление анкет, комплектов тестов, вопросников, перечня подлежащих изучению документов и так далее), а также критерии оценки подлежащих изучению явлений и процессов. Затем следуют этапы: сбора информации, обобщения материалов, подведения итогов и оформления отчетных материалов. Причем на каждом этапе может возникнуть необходимость корректировки программы обследования, когда исследователь или группа исследователей, проводящих его, убеждаются, что собранных данных не хватает для получения искомых результатов, или что собранные данные не отражают полную картину.

По степени глубины, детализации и систематизации обследования подразделяют на:

− пилотажные (разведывательные) обследования, проводимые для предварительной, относительно поверхностной ориентировки в изучаемом объекте;

− специализированные (частичные) обследования, проводимые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемого объекта;

− модульные (комплексные) обследования – для изучения целых блоков, комплексов вопросов, программируемых исследователем на основании достаточно подробного предварительного изучения объекта, его структуры, функций и т. д.;

− системные обследования – проводимые уже как полноценные самостоятельные исследования на основе вычленения и формулирования их предмета, цели, гипотезы и так далее и предполагающие целостное рассмотрения объекта, его системообразующих факторов.

На каком уровне проводить обследование, в каждом конкретном случае решает сам исследователь или исследовательский коллектив в зависимости от поставленных целей и задач научной работы.

Мониторинг

Это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений. Мониторинг можно подразделить на внешний и внутренний. Для образовательных учреждений объемами внешнего мониторинга могут быть параметры (показатели) рынка образовательных услуг, рынка труда в регионе, динамика развития отраслей экономики в нем, платежеспособности населения и различных его категорий для прогнозирования возможностей развития платных образовательных услуг, трудоустройство выпускников и дальнейший их образовательный и профессиональный рост и так далее Объектом внутреннего мониторинга нередко выступает регулярное изучение отношения учащихся, студентов к своему учебному заведению, к условиям учебы и отдыха, к преподавателям, к образовательным программам и так далее Такое изучение проводится, к примеру, регулярно, не реже одного раза в семестр, анкетированием обучающихся. При проведении мониторинга используются и другие частные эмпирические методы: изучения документации (в том числе имеющейся статистики, ведомственных отчетов и так далее), экспертные оценки и т. п.

Наши рекомендации