Методика организации исследовательской деятельности

Дошкольники и младшие школьники только начинают овладевать исследовательской деятельностью. Выделяют три уровня исследовательской деятельности учащихся в зависимости от степени их самостоятельности в проведении исследования. Исследовательская деятельность младших школьников находится ниже первого уровня, т.е. на подготовительном уровне. В конкретном классе многое зависит от развития детей, от опыта их исследовательской деятельности, от изобретательности учителя и др.

Для того чтобы метод исследования стал единицей творческого обучения, необходимо «вплести его» в ткань процесса приобретения знаний.

Для знакомства с методикой проведения учебных исследований нужны 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования.

Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования:

· “подумать”,

· “задать вопросы самому себе”,

· “посмотреть в книгах”,

· “понаблюдать”,

· “посмотреть в компьютере”.

Учебное исследование младших школьников так же, как и исследования, проводимые взрослыми, включает в себя следующие этапы:

· Актуализация проблемы (выявить проблему и определить проблему будущего исследования).

· Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

· Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

· Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

· Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

· Определение последовательности проведения исследования.

· Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

· Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

· Подготовка отчета (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

· Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Эти занятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяют его кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем, развития способности к решению проблем, способности к самопознанию и индивидуальных самостоятельных исследований.

Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Представляем таблицы поэтапных действий по формированию исследовательской культуры школьников Файн Т.А.

Умение классифицировать

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Сравнивать и классифицировать игрушки, знакомые предметы, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. Учиться делать вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера. Отвечать на ряд вопросов по общей теме. На основе сопоставления несложных практических, наглядных, словесных объектов формулировать обобщения. Проводить простейшую группировку и систематизацию объектов и явлений. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем знакомиться с простейшими способами обобщения. Анализировать и сравнивать простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по итогам анализа сравнения Осуществлять весь комплекс действий, составляющий обобщение: проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы. Оформлять их в виде условной схемы, правильного умозаключения.

Умение сравнивать

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
Учить соотносить на однотипном материале два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить слоги и слова. Приводить сравнение на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличия или сходства) Сопоставлять противопоставлять по конкретным признакам два предмета, слова, предложения. Сравнивать информацию на слух, анализировать и сравнивать поступки героев из сказок. Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности. Уметь завершать суждения простым логическим выводом. Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности: определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличий и сходства; формулировка выводов. Проводить сравнение двух объектов с введением третьего. Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идет обобщение.
  Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство и отличие. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой.


Наши рекомендации