Методика организации исследовательской деятельности
Дошкольники и младшие школьники только начинают овладевать исследовательской деятельностью. Выделяют три уровня исследовательской деятельности учащихся в зависимости от степени их самостоятельности в проведении исследования. Исследовательская деятельность младших школьников находится ниже первого уровня, т.е. на подготовительном уровне. В конкретном классе многое зависит от развития детей, от опыта их исследовательской деятельности, от изобретательности учителя и др.
Для того чтобы метод исследования стал единицей творческого обучения, необходимо «вплести его» в ткань процесса приобретения знаний.
Для знакомства с методикой проведения учебных исследований нужны 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования.
Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования:
· “подумать”,
· “задать вопросы самому себе”,
· “посмотреть в книгах”,
· “понаблюдать”,
· “посмотреть в компьютере”.
Учебное исследование младших школьников так же, как и исследования, проводимые взрослыми, включает в себя следующие этапы:
· Актуализация проблемы (выявить проблему и определить проблему будущего исследования).
· Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
· Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
· Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
· Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
· Определение последовательности проведения исследования.
· Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
· Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
· Подготовка отчета (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
· Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Эти занятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяют его кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем, развития способности к решению проблем, способности к самопознанию и индивидуальных самостоятельных исследований.
Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Представляем таблицы поэтапных действий по формированию исследовательской культуры школьников Файн Т.А.
Умение классифицировать
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Сравнивать и классифицировать игрушки, знакомые предметы, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. Учиться делать вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера. Отвечать на ряд вопросов по общей теме. | На основе сопоставления несложных практических, наглядных, словесных объектов формулировать обобщения. Проводить простейшую группировку и систематизацию объектов и явлений. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем знакомиться с простейшими способами обобщения. Анализировать и сравнивать простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по итогам анализа сравнения Осуществлять весь комплекс действий, составляющий обобщение: проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы. Оформлять их в виде условной схемы, правильного умозаключения. |
Умение сравнивать
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
Учить соотносить на однотипном материале два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить слоги и слова. Приводить сравнение на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличия или сходства) | Сопоставлять противопоставлять по конкретным признакам два предмета, слова, предложения. Сравнивать информацию на слух, анализировать и сравнивать поступки героев из сказок. Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности. Уметь завершать суждения простым логическим выводом. | Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности: определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличий и сходства; формулировка выводов. Проводить сравнение двух объектов с введением третьего. Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идет обобщение. | |
Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство и отличие. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой. |