Семинар № 2 «Этика научных исследований»
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентом в ходе самостоятельного изучения материала темы; формирование этических навыков, необходимых в ходе ведения научного исследования, умения организовать свой научный труд, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
Время: 2 часа.
Форма проведения - «круглый стол». Кроме того, в ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».
Вопросы для обсуждения:
1. Этические основы научной деятельности (доклад студента и разбор) – 20 мин.
2. Основы организации научного труда (доклад студента и разбор) – 20 мин.
3. Плагиат и антиплагиат (преподаватель) – 30 мин.
4. Тестирование – 10 мин.
Основные понятия. Принципы и нормы научной этики. Нарушения научной этики. Основы организации научного труда. Правовые основы защиты интеллектуальной собственности. Авторское право. Плагиат и антиплагиат.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 2 «Этика научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.
Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Этические основы научной деятельности». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: понятие научной этики, нормативные документы, регулирующие этические нормы научного работника и научной деятельности, этические принципы и ценности научной деятельности, права и обязанности научных работников. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Основы организации научного труда». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: понятие организации научного труда, факторы, оказывающие влияние на эффективность научного труда, рекомендации по организации научного труда и отдельных видов научной деятельности, алгоритм организации научного труда. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
В ходе изучения третьего вопроса занятия преподаватель дает понятие плагиату, доводит и разъясняет требования на соблюдение авторского права в ходе литературного оформления результатов научного исследования. Также показывает практическое использование сети Интернет и компьютерных программ для проверки научного текста на плагиат, т.н. антиплагиат.
Рекомендуемая литература
Основная:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4. М., 2012.
Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2012.
Зеленков М.Ю. Этика научного исследования / http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.
Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.
Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.
Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
Дополнительная:
Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.
Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.
Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.
Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во «Знания», КОО, 2001.
Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.
Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.
Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.