По «основам научных исследований»

В первом разделе излагается основное содержание программы курса по «Основам научных исследований» для студентов специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» заочной формы обучения. В конце каждой темы даются вопросы для самостоятельной проверки знаний.

ТЕМА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Основные цели и задачи дисциплины, ее место в образовательной программе студентов специальности «Товароведение и экспертиза товаров».

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких общеобразовательных дисциплин, как «Химия», «Физика», «Биохимия», «Микробиология», базовых дисциплин по специальности: «Теоретические основы товароведения и экспертизы», «Товароведение и экспертиза однородных групп продукции», «Дегустационный анализ» и др.

Целью изучения дисциплины «Основы научных исследований» является ознакомление с основными понятиями в области научных исследований, изучение организации учебной исследовательской работы студентов (УИРС) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС), подготовка к оформлению отчетов по практике, выполнению курсовой и дипломной работ.

Задачи курса «Основы научных исследований»:

- ознакомиться с основными терминами и определениями, применяемыми в сфере научного исследования;

- изучить структуру и порядок научного исследования в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров, особенности исследования отдельных однородных групп пищевых продуктов;

- овладеть информацией о современных важнейших направлениях научных исследований в товароведении и экспертизе товаров;

- приобрести знания в области выбора темы, объекта и методов исследований;

- приобрести навыки работы с научной литературой;

- научиться, как правильно организовать и выполнить научный эксперимент;

- изучить особенности сбора информации в торговой организации, научиться анализировать и правильно оформлять результаты научного исследования.

1.2. Научное исследование: цели и задачи, предмет и объект научного исследования. Объекты научных исследований в области товароведения и экспертизы.

Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектомнаучного исследования является материальная или идеальная система. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.

Очень важно правильно выбрать объект научного исследования. Объектами исследования в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров могут быть:

ù образцы продовольственных товаров, отобранные в торговой организации (ТО), или образцы пищевых продуктов, отобранные у производителя (при проведении товароведной экспертизы продовольственных товаров);

ù ассортимент (торговый или производственный);

ù торговая организация или торговое предприятие (при изучении деятельности ТО, работы товароведа, других специалистов и т.д.);

ù потребители продовольственных товаров (при изучении спроса на тот или иной товар, потребительских предпочтений и т.д.);

ù сырье для производства пищевых продуктов (при разработке новых видов пищевых продуктов);

ù различные группы населения (при изучении фактического питания, при исследовании профилактической эффективности новых пищевых продуктов лечебно-профилактической направленности);

ù документы: нормативная документация, техническая документация, сопроводительные документы на продовольственные товары, протоколы испытаний проб (образцов) продукции и т.д.;

ù контролирующая организация, осуществляющая деятельность по обеспечению качества и безопасности продовольственных товаров (центры Госсанэпиднадзора, Торгово-промышленная палата, Государственная хлебная инспекция, Государственная ветеринарная инспекция, центры Стандартизации, метрологии и сертификации, Органы по сертификации продукции и услуг, Государственная налоговая инспекция, Государственный таможенный комитет, Аккредитованные испытательные лаборатории и т.д.).

Выбор объекта исследования зависит от темы исследования, поставленной цели и задач. Одним из основных требований, предъявляемых к выбору объектов исследования, является обеспечение их достаточной количественной и качественной представительности.

1.3. Классификации научных исследований. Основные виды научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Научные исследования классифицируют по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования. Рассмотрим две из них более подробно.

По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.

В области товароведения и экспертизы это могут быть исследования, связанные с повышением эффективности работы торгового предприятия, организации труда товароведов и других работников торговли, повышение культуры обслуживания и т.д.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки (рис. 1).

s Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.

К фундаментальным исследованиям в товароведении можно отнести изучение материальной природы товаров, исследование процессов; протекающих в товарах при хранении; изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на потребительские свойства товаров на всех эта-

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

по «основам научных исследований» - student2.ru по «основам научных исследований» - student2.ru по «основам научных исследований» - student2.ru

Фундаментальные   Прикладные   Разработки

по «основам научных исследований» - student2.ru по «основам научных исследований» - student2.ru по «основам научных исследований» - student2.ru

Поисковые исследования   Научно-исследовательские работы   Опытно-конструкторские работы

Рис. 1 . Классификация научных исследований по целевому назначению

пах товародвижения. Фундаментальные исследования в области экспертизы – это разработка научных основ товарной экспертизы, способов обнаружения фальсификации и т.д.

Фундаментальные исследования в товароведении часто проводятся на стыке с другими науками. Для товароведения продовольственных товаров это в первую очередь естественные науки – биохимия, химия, микробиология; а также экономика и другие науки.

s Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований – установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

- поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований;

- в результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.;

- целью опытно-конструкторских работ являются подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

s В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.

Учебная исследовательская работа студентов и научная исследовательская работа студентов в области товароведения и экспертизы в основном носит характер прикладных исследований или разработок. Прикладные исследования могут быть поисковыми (по установлению факторов, влияющих на товар на различных этапах товародвижения; могут быть направлены на отыскание путей создания новых технологий производства пищевых продуктов на основе результатов фундаментальных исследований и др.), научно-исследовательскими (направленные на создание новых технологий, опытных установок и т.п.). Разработки могут быть направлены на создание новых пищевых продуктов, технологий их производства; создание и утверждение нормативной документации на новые продукты, организацию выпуска опытной партии нового продукта и т.д.

1.4. Основные научные направления. Структурные единицы научного направления: комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы. Требования к теме научного исследования. Темы научного исследования в товароведении и экспертизе.

Каждую научно-исследовательскую работу (НИР) можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают: техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и т.п. направления с возможной последующей детализацией. Товароведение относится к направлению «Технические науки».

Структурными единицами научного направления являются: комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблемапредставляет собой совокупность проблем, объединенных единой целью; проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе. Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» в достижении цели. Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач.

К глобальным проблемам можно отнести проблему войны и мира. Национальные проблемы – это те, которые характерны для всей страны в целом: проблема безработицы, распространения наркомании, демографические проблемы (снижение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни) и т.д. Региональные проблемы для населения Кузбасса – экологическое неблагополучие, высокий уровень отдельных видов заболеваний (онкологических, патологии щитовидной железы) и т.д.

Отраслевые проблемы – те, которые можно отнести к отдельной отрасли промышленности, например, проблемы пищевой промышленности. Межотраслевые проблемы являются общими для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и др. Например, проблема качества и безопасности сырья для производства пищевых продуктов относится и к сельскому хозяйству, и к пищевой промышленности.

При выборе проблемы, с целью разрешения которой планируется выполнение научного исследования, важно уметь отличать научные проблемы отпсевдопроблем(мнимых, ложных проблем). Наибольшее количество псевдопроблем связано с недостаточной информированностью научных работников, поэтому иногда возникают проблемы, целью которых оказываются ранее полученные результаты. Это приводит к напрасным затратам средств и труда ученых.

Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследования по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы.

Под научными вопросами обычно понимают мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Направление исследования часто определяется спецификой научного учреждения, отрасли науки, в которых работает исследователь. Поэтому выбор научного направления часто сводится к выбору отрасли науки, в которой он желает работать. Конкретизация же направления исследования является результатом изучения состояния производственных запросов общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени.

При выборе проблемы и темы научного исследования сначала на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, устанавливается их актуальность.

Каждая тема исследования должна отвечать следующим требованиям: а) быть актуальной (актуальность - важность, необходимость скорейшего разрешения); б) иметь научную новизну (т.е. должна вносить вклад в науку); в) иметь практическую значимость; г) быть экономически эффективной. Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете или на значимости темы исследования для престижа отечественной науки.

Важной характеристикой темы является возможность быстрого внедрения результатов в производство. Особо важно обеспечить широкое внедрение результатов не только на предприятии заказчика, но, например, в масштабах отрасли.

Наши рекомендации