Имитация: моторная, 1-2 года
Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля и координации обеих рук, укрепление мускулатуры рук
Задание: открыть коробку или банку и взять оттуда какой либо предмет
Материал: обувная коробка, большая деревянная коробка, банка из-под кофе с пластмассовой крышкой, шкатулка, маленькие вознаграждения
Сядьте за стол, на пол или где-нибудь еще, где Вам с Андреем удобно сидеть. Возьмите одну из емкостей, привлеките к ней внимание Андрея словами: "Смотри сюда!" - и покажите ему также кусочки кекса. Потом медленно положите кекс в емкость и закройте его. Следите, чтобы Андрей видел Ваши руки и опять медленно откройте емкость. Сделайте удивленный вид и покажите кекс, находящийся там. Опять закройте емкость и дайтеееАндрею. Жестами покажите ему, что он должен ее открыть. Если он не понимает, что должен сделать, возьмите его руки и вместе откройте емкость. Когда он ее откроет, похвалите его и отложите емкость в сторону. Повторите это упражнение со всеми емкостями. Заметьте себе, какую он открывает легко, а какую с трудом. Если с какой-нибудь он не справляется, то замените ее. Здесь речь идет только о том, чтобы он научился открывать емкости различными способами.
Упражнение 101. Давать и брать
Тонкая моторика: хватание, 1-2 года
Координация глаз и рук: контроль, 1-2 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года
Учебная цель: брать и отдавать предметы, совершенствование образцов социального взаимодействия
Задание: взять из коробки 4 предмета и дать их другому лицу. Взять у другого лица 4 предмета и опустить их в коробку
Материал: 2 коробки среднего размера, 4 предмета разной величины и формы (например, кубик, бусы, ключ и расческа)
Сядьте с Толей напротив друг друга за стол и поставьте рядом обе коробки в центре. Положите 4 предмета в одну из коробок. Возьмите один из предметов и дайте его Толе. Скажите: "Возьми, Толя!" - и сделайте определенный жест. Если он не понимает, что должен делать, то возьмите его руку, вложите в нее предмет и помогите ему его держать. Затем скажите: "Вот сюда!" - и покажите ему пустую коробку. Подведите его руку ккоробке, помогите опустить предмет и похвалите его.
Повторяйте это упражнение, пока все предметы не переместятсяиз одной коробки в другую. Повторите упражнение и сокращайте свою помощь, пока он не будет брать и опускать все предметы. Когда он научится, поменяйтесь ролями. Укажите ему на один из предметов в коробке и скажите: "Дай мне его!". Протяните при этом к нему руку. Если он не реагирует, то оставьте руку протянутой, а другой помогите ему взять предмет и дать его Вам в открытую руку.
Когда он дал Вам предмет, положите его в коробку и похвалите ребенка. Продолжайте упражнение, пока он Вам не даст все предметы. Когда он овладеет обеими действиями, меняйте упражнение так, чтобы в один день он Вам предметы подавал, а в другой брал. Таким образом, он
должен следить за Вашими указаниями, чтобы понять, что он должен делать.
Упражнение 102. Нажимать кнопки
Тонкая моторика: оперирование предметами, 1-2 года
Координация глаз и рук: контроль, 1-2 года
Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля, направлять палец на цель
Задание: самостоятельно нажать на кнопку, чтобы достичь определенного действия
Материал: кнопки включения света, музыки, механические игрушки (например, прыгающий чертенок, музыкальная шкатулка, звонок вызова)
Сядьте с Барбарой за стол и положите перед ней игрушку. Привлеките к ней внимание и покажите, как нажать на кнопку. Подержите перед лицом Барбары указательный палец и поднесите его медленно к кнопке и нажмите ее. Нажимая, улыбайтесь, хлопая в ладони и выражайте свое удивление, чтобы показать, какое удовольствие приносит Вам это упражнение. Возьмите руку Барбары, подведите палец к кнопке и помогите ей нажать. Повторяйте упражнение многократно, но постепенно уменьшайте помощь, лишь слегка поддерживайте ее под руку, пока ей не понадобится помощь. Когда Барбара сможет нажимать кнопку без помощи, возьмите следующий, но похожий предмет и наблюдайте, сможет ли она нажать на кнопку без помощи, после того, как Вы ей покажете.
Упражнение 103. Снимать носки
Тонкая моторика: оперирование предметами, 1-2 года