Упражнение 91. Прыжки со скакалкой

Грубая моторика: владение телом, 5-6 лет

Учебная цель: лучшая координация восприятия и движения

Задание: прыгнуть 5 раз через медленно вращающуюся скакалку

Материал: скакалка приблизительно 1,20-1,50 м длиной

Привязать один конец скакалки к дереву или другому крепкому предмету. Встаньте с Томасом посредине скакалки и велите другому человеку размахивать скакалкой. Когда скакалка приближается к земле, говорите: "Прыгай!" - и поднимайте Томаса вверх, в то время как сами тоже прыгаете. Сначала сделайте только один прыжок, чтобы увеличить его безопасность. Постепенно уменьшайте свою помощь, когда он прыгает через скакалку, даже если он еще не улавливает верный момент. Когда он отваживается на самостоятельные прыжки, встаньте за скакалкой, но помогайте ему и дальше, говоря в нужный момент: "Прыгай!". Каждый раз записывайте, сколько прыжков он делает подряд.

Упражнение 92. Игра в "классики"

Грубая моторика: владение телом, 5-6 лет

Познавательная деятельность: понимание языка, 5-6 лет (на выбор)

Учебная цель: лучшая координация тела и контроль за равновесием; считать

Задание: игра в "классики"

Материал: мел или клейкая лента, мешочек с фасолью или плоский камешек

Мелом или клейкой лентой сделайте на полу клетки -"классики". Обратите внимание на то, чтобы квадраты были достаточно большими и можно было четко видеть линии. Сначала для Даши будет легче, если в квадратах не будет цифр. Покажите ей, как прыгать в отдельные квадраты одной ногой и в двойные квадраты двумя ногами. Если она без труда прыгает по клеткам туда и обратно, то обучите ее игре в "классики", используя мешочек с фасолью или камешек. Предложите ей бросить мешочек с фасолью в одну из клеток. Затем она должна перепрыгнуть клетку, в которой лежит мешочек с фасолью, в самом конце решетки повернуть и на обратном пути поднять мешочек. Если она начинает понимать и считать цифры, то пронумеруйте клетки. Пусть она прыгает в соответствующей последовательности клетки или же прыгнет в ту клетку, число которой Вы укажите.

Упражнение 93. Балансировать на балке - 2

Грубая моторика: владение телом, 5-6 лет

Тонкая, моторика: хватание, 1-2 года

Учебная цель: лучший контроль за равновесием

Задание: пройти по балке длиной 1,20 м и шириной 10 см, нести при этом несколько предметов

Материал: балансировочная балка (см. упр. 84), 2 коробки, 5 маленьких предметов (мяч, игрушка, кукла, чашка, губка)

Если Георг легко может пройти по балке, то научите его нести при этом предметы. Поставьте на один конец балки коробку с 5 предметами, а на другой конец - пустую коробку. Пусть Георг возьмет один предмет из первой коробки, пройдет по балке и положит его в другую коробку. Повторяйте это упражнение, пока Георг не перенесет все предметы из первой во вторую коробку.

Раздел 4. Тонкая моторика

Приобретению тонкомоторных навыков способствуют прежде всего такие упражнения, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев. Так как различные функциональные области находятся во взаимодействии, то и упражнения этой главы ставят требования к другим функциям: к готовности имитировать, воспринимать, владеть телом, а особенно к координации рук и глаз.

Тонкомоторные упражнения служат следующим основополагающим учебным целям:

· контролируемое движение рук и пальцев;

· самостоятельное хватание рукой;

· целенаправленное оперирование предметами;

· координированное использование рук.

Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода. Изучение функций ухода за собой, рисования, письма и других, необходимых в будущем для профессии навыков, зависит от хорошего контроля тонкомоторных двигательных процессов. Осознание управления движениями рук и пальцев - также необходимая предпосылка для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой. При овладении тонкой моторикой многие занятия будут меньше расстраивать и проходить приятнее как для ребенка, так и для взрослых.

Предлагаемые упражнения представляют собой лишь часть упражнений для различных уровней тонкомоторного развития, которые могут проводиться как в детских садах/школах, так и на дому.

Упражнение 94. Держать ложку

Наши рекомендации