Имитация и звукоподражание

Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поеха­ли с орехами, с орехами...» побуждают ребенка вслед за взрос­лым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов.

Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква, произносите междометия, отражающие эмоциональные со­стояния: ай-ап-ай, ох. Ребенок начнет заражаться обстанов­кой взаимодействия, повторять вслед за Вами. Желатель­но создать игровую ситуацию, в которой малышу захочет­ся повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что Вам холодно — бррр; укладывайте игрушки спать — бай-бай; кормите кукол — ням-ням; говорите по телефону — алло, динъ; играйте в прятки — ку-ку; с водой — кап-кап; в поезд­ку на машине или на поезде — би-би, my-my; предложите по­скакать на лошадке — но-но; походить как мишка — тпоп-тпоп. Хорошо, если ребенок будет вместе с Вами договаривать потешки: — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? —Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пи, изображает, как упало яичко — бах, как плачут баба и дед — ой-ой-ой.

Неговорящий ребенок, как правило, воспринимается ок­ружающими более младшим. В связи с этим, давая задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные зада­ния (проще тех, которые ребенок способен выполнить) могут раздражать, вызывать протест, тормозить развитие.

С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино» (когда почта­льон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихот­ворение Д. Хармса «Веселый старичок», в нем много звуко­подражаний: хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль ох! Ох!

ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК

Жил на свете старичок Раз, увидя, паука,

Маленького роста, Страшно испугался,

И смеялся старичок Но, схватившись за бока,

Чрезвычайно просто: Громко рассмеялся:

«Ха-ха-ха «Хи-хи-хи

Да хе-хе-хе, Да ха-ха-ха,

Хи-хи-хи Хо-хо-хо

Да бух-бух! Да гуль-гуль!

Бу-бу-бу Ги-ги-ги

Да бе-бе-бе, Да га-га-га,

Динь-динь-динь Го-го-го

Да трюх-трюх!» Да Буль-буль!»

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!»

(Д. Хармс)

Стихи

Заучивание стихов не только способствует формирова­нию ритмических способностей, но и стимулирует потреб­ность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующи­еся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обо­гащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.

Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм, пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.

ЗАДАНИЕ

Выучите стихи, которые Вы хотите разучить с ребен­ком, и повторяйте их на прогулке, в транспорте, в очереди и т.д.

МОЙ ЛЕВ Подарил мне папа Льва! Ох, и трусил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался!(Б.Заходер) КЕНГУРЯТА Носит Мама-кенгуру В теплой сумке Детвору. А ребятки-кенгурятки Целый день Играют В прятки. (Б. Заходер)
ДОМ ПОД КРЫЛЬЦОМ Под крыльцом построен дом — Лубяная крыша. Кто живет в домишке том? Ну, конечно, мыши! Из зерна они пекут Вкусные лепешки И мышонка берегут От соседки-кошки. (В.Левин) КУПИТЕ ЛУК Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку, Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку!   Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка. Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка. (Шотландская народная песенка, пер. И. Токмаковой)

Чтение

Попробуйте учить ребенка читать. Наши наблюдения показали, что обучение чтению почти никогда не вызывает негативных реакций. Скорей всего это связано с тем, что обу­чение чтению не ставит ребенка в ситуацию, когда взрослые ждут, чтобы он говорил. Предлагаемые ниже задания могут выполнять даже трехлетние дети. Единственное требование к ребенку — умение играть в картинно-предметное лото. В процессе обучения дети не просто учатся читать, они пыта­ются произносить те слова и слоги, которые им предлагают­ся для чтения. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для развития речи.

Начинать нужно с обучения глобальному чтению[2]. Ребе­нок должен научиться узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Для начала на­пишите на картонных карточках размером в треть тетрадно­го листа два-три коротких слова, обозначающих хорошо из­вестные малышу предметы. Например: ДОМ, МЯЧ, ХЛЕБ. Слова следует писать крупными печатными буквами, фло­мастером зеленого или черного цвета. На оборотной стороне карточек простым карандашом изображаются аналогичные предметы. Рисунки могут быть схематичными. В дальней­шем, когда ребенок научится узнавать слова, картинки мож­но будет стереть. Малышу сообщают, что написано на кар­точках, а затем просят: «Дай ДОМ», «Дай ХЛЕБ» и т.д. Если ребенок не справится с этим заданием, можно разрешить ему перевернуть карточку и посмотреть на картинку-подсказку. Со временем он научится находить нужные карточки без под­сказки, ориентируясь только на буквы. Количество карто­чек постепенно увеличивается, слова «удлиняются», вводят­ся слова, обозначающие действия, т.е. глаголы.

Дети с трудом усваивают звуковой состав слов, обозна­чающих действия. Предлагаем Вам воспользоваться пособи­ем «Лото-глаголы»[3], которое не только является продолже­нием программы по обучению глобальному чтению, но и по­может сформировать развернутое предложение.

ЗАДАНИЯ

v Составляйте книгу кулинарных рецептов. (Например: Салат: картофель, морковь, лук ...)

v Сделайте наклейки на банках с сыпучими продукта­ми.

v «В музее». Положите карточки с соответствующими названиями на предметы мебели.

v Делайте вывески: музей, почта, библиотека, театр и т.п.

v Наклейте в альбом фотографии близких ребенку лю­дей, подпишите их. Рассматривайте альбом вместе с ребенком. (Задание способствует развитию зрительного восприятия.)

Раннее обучение чтению не только стимулирует появление речи, но и улучшает внимание, облегчает произ­несение слов, приучает к более четко­му проговариванию их.

Фраза

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока сло­варь включает только слова-названия предметов. Овладение языком протекает в основном в виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребенок научился строить высказыва­ние, необходимо целенаправленно учить его словам-действи­ям, которые являются каркасом высказывания. Слова-ко­манды желательно превращать в двух-трехсловные предло­жения, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т.п.

Как только речь малыша пополнится двух-трехсловными предложениями, необходимо следить за правильным по­рядком слов, за появлением падежных окончаний и предло­гов.

ЗАДАНИЯ

v Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов:

стол — столы, гриб — грибы, кукла — куклы, собака — собаки, кошка — кошки, полка — полки, идет — идут и т.п.

v Упражняйте в употреблении уменьшительной фор­мы имен существительных:

нос — носик, рот —ротик, дом — домик, сад — садик, гриб — грибок, петух — петушок и т.п.

v Имитация и звукоподражание - student2.ru Расширяйте глагольный словарь:

входит — выходит, наливает — выливает, закрыта — открыта;

причесывает — причесывается, одевается — одевают;

рисует — нарисовал, пилит —распилил и т.п.

v Вводите в речь детей прилагательные:

большой — маленький, горький — сладкий, красная — красные и т.п.

v Обратите внимание на предлоги.

Сначала уточняются пространственные значения пред­логов, затем другие.

Занятия проводятся в форме игры в «Лото».

Игра сопровождается вопросами ведущего. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на дива­не? и т.п. Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем — полные ответы. На первых занятиях ведущим является взрослый, потом им может быть ребенок.

Дневник событий

Перед сном вспоминайте события прошедшего дня. Де­лайте небольшие зарисовки того, что произошло. Поначалу Вы можете изобразить двор, где гуляли, кого-то из знакомых, с кем встречались, покупки, которые приобрели. Рисунки могут быть примитивными, условными. Дети, как правило, не критикуют их. Хорошо, если ребенок сам захочет что-нибудь изобразить. Можно вырезать и наклеивать картинки, можно одним словом подписывать их. По мере овладения чтением подписи усложняются. В дальнейшем ребенок научится делать их сам. Ведение дневника поможет ребенку осознать свой жизненный опыт. Со временем у него может возникнуть потребность в ведении настоящего личного дневника. Если Вы на столько заняты, что не удается ежедневно посвящать дневнику несколько минут, заполняйте его в выходные дни, во время отпуска.

Стремитесь к тому, чтобы у ребенка были новые впечатления.

РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО...

У Вас появились

Наши рекомендации