Польза медитации для посвященного
На ранних стадиях Пути медитация является способом самоконтроля. Результатом медитации после приложения значительных усилий является успокоение тревожных мыслей, а сердце при этом обретает безмятежность, покой и, как следствие, близость к Богу.
Конечно, человеку, лишенному самоконтроля, медитировать в начале будет трудно. Но постепенно благодаря вниманию и помощи наставника эта трудность будет устранена.
Для начинающего, таким образом, результатом успешной медитации будет развитие самоконтроля, ведущее к обретению «целостного внимания» по отношению к Богу.
ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ СУФИЕВ
Медитация — одно из основных условий для достижения добровольной смерти, являющейся целью тариката, или Духовного Пути. Когда суфий достигает успокоения сердца и близости к Богу, он становится обладателем нафс-и мотмаене (успокоенное «Я»). На Божественный Зов: «О ты, душа упокоившаяся!» суфий теперь отвечает погружением в медитацию «Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство» (Коран 89:27,28). Шах Ни'матулла говорит:
Суфий в этом состоянии (хал) сосредоточивается на Божественных Дарах для получения благодатных дыханий Абсолютного Существа. Он отрекается от всего, что не есть Бог, и погружается в Океан Добротолюбия (Мохаббат). Он жаждет увидеть Возлюбленную, как сказано в Священном Предании: «Знаю, что жажда праведников увидеть Меня велика» и «Поистине, Я жажду их еще сильнее». Его сердце и дух (рух) , не плоть и кровь, рвутся день и ночь к тому, чтобы находиться в Божественном Присутствии. Дух суфия жаждет обрести вечную жизнь в Возлюбленной.
В результате медитации, таким образом, суфий постепенно отчуждается от мира «Я» и «ты». Он теряет даже ощущение медитации с ее остаточным привкусом двойственности. Бог заставляет суфия умереть и возрождает его к жизни в Себе самом.
Примечания:
[ 1 ] Слово «явление» здесь используется для перевода англ. «accident» — то, что не имеет собственного независимого существования, случайное, не субстанциональное; акциденция. (Примеч. переводчика.)
МОХАСЕБЕ
суфийский метод самоанализа
Образ существованья
К нам приходи,
Чтоб смыть существованья
Обманчивый, ущербный образ.
К нам приходи
Отринуть оба мира и в молчанье
Болтливых мыслей уничтожить голос.
К нам приходи
Стыдиться назойливого знанья
Цитат чужих, что засоряют разум.
К нам приходи
Забыть трусливое благоразумье,
В Неизреченность погрузиться разом.
К нам приходи,
И пусть зовут твои шаги безумьем
Все те, кому чужда познанъя радость.
К нам приходи,
Чтоб победить в себе раздумьем
Позорность ложной личности и «самость».
К нам приходи
Вкусить плодов от древа пораженья
Желаний праздных собственного «Я».
К нам приходи
Не быть рабом разлук и единений,
Единству Высшему все чувства отворя.
Простой песчинки мир не стоит бренный,
Есть только смены, остальное — тленно.
ВО ИМЯ ВЫСШЕГО СУДИИ
Не собрать нам фиников со взращенного чертополоха,
и не превратится в шелк начесанная нами шерсть.
Мы не вычеркнули свои грехи раскаянием
в главной бухгалтерской книге
и не вписали заслуг против преступлений,
заслуживающих высшей меры наказания.
Саади
Согласно словарю мохасебе означает подведение баланса или точность в расчетах. В суфийской терминологии мохасебе — это учет собственных поступков и помыслов на Пути к Богу, а также осознание того, что Бог взвешивает поступки человека.
В Коране есть много мест, указывающих, что Бог ведет учет совершённым действиям:
Если вы обнаружите то, что в ваших душах, или скроете это, Аллах взыщет с вас за это расчет (Коран 2:284).
О да, у Него власть, и Он — самый быстрый из производящих расчет (Коран 6:62).
Эти — для них награда их у их Господа. Поистине, Аллах быстр в расчете! (Коран 3:199).
... и бойтесь Аллаха, — поистине, Аллах скор в расчете! (Коран 5:4).
... Аллах воздал каждой душе то, что приобрела. Поистине, Аллах быстр в расчете! (Коран 14:51).
А у тех, которые не веровали, деяния — точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это — ничто, и находит у себя Аллаха, который полностью требует с него расчета. Поистине, Аллах быстр в расчете! (Коран 24:39).
На тебе — только передача, а на Нас — расчет (Коран 14:40).
Следующий отрывок из Корана ясно описывает мохасебе:
О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра (Коран 59:18).
По словам Пророка ислама:
Ведите учет своим действиям прежде, чем Бог подведет итог вашим действиям, взвешивайте себя прежде, чем вас взвесили, и умрите прежде, чем вы умерли.
Приводится в собрании хадисов «Ал-мен-хажо'л-кави»