Курсовой и выпускной квалификационной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Пермь
ПГГПУ
УДК
ББК Х
Рецензент:
Авторы - составители:
кандидат исторических наук, доцент Егоров К. Б., кандидат исторических наук, доцент, зав. каф. ПД и МПП Довгяло В. К., ассистент Асессорова А.В. (кафедра правовых дисциплин и методики преподавания права).
Методические указания и рекомендации по выполнению и оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы: Методические рекомендации / Сост. К. Б. Егоров, В.К. Довгяло, А.В. Асессорова; Перм. гос. гум-пед. ун-т. – Пермь, 2016.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование».
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано:
Дека факультета правового и социально-педагогического образования Коробкова В.В.
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № _______ «___» ________________2017г. Председатель УМК _____________ | Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № __1_____ «23» сентября______2017г. Зав. кафедрой ПД и МПП Довгяло В.К. | |
Утверждено: «___» ________________2017 г. Начальник учебно-методического управления __________________ |
I. Общие положения
Курсовая и выпускная квалификационная работа студентов факультета правового и социально-педагогического образования является самостоятельным научным исследованием.
Выполнение курсовой и выпускной работы представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах. При этом курсовая и выпускная работа является одной из форм контроля знаний студентов.
Основной целью выполнения студентом курсовой и выпускной работы является формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
В процессе выполнения курсовой и выпускной работы студентом должны решаться следующие задачи:
· формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
· овладение современной технологией поиска информации и методами ее обработки и использования;
· систематизация научных знаний;
· приобретение профессионально-значимых знаний, умений и навыков.
Студент выбирает тему курсовой и выпускной работы, ориентируясь на перечень тем, разработанных и утвержденных на кафедрах, руководствуясь при этом своими научными интересами и склонностями.
При этом нужно учесть, что на первом курсе все курсовые выполняются в рамках дисциплины «Теория государства и права», а на втором курсе – в рамках дисциплины «Гражданское право», на третьем – «Уголовное право» (в зависимости от направления подготовки курсовые работы могут быть на других курсах) .
Все вопросы, связанные с подготовкой, написанием и защитой курсовой и выпускной работы, студент выясняет у руководителя-консультанта из числа преподавателей кафедры.
Тематика курсовых и выпускных работ должна соответствовать предусмотренным во ФГОС задачам изучения данной дисциплины или области науки и подготовки специалистов этого профиля; соответствовать современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической (производственной) деятельности.
При выборе темы студент консультируется с научным руководителем, но вправе предложить и свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
3.Работа над темой выполняется последовательно по трем этапам: подготовительному, рабочему и заключительному.
На подготовительном этапе студент:
· определяет предмет и объект исследования, его цель, задачи, структуру и методы;
· осуществляет поиск необходимой информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, копирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария социологического исследования) и определяет ее объем;
· тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования;
· составляет план курсовой и выпускной работы.
На рабочем этапе студент:
· пишет черновой вариант работы;
· работает над выводами по главам;
· оформляет научно-справочный аппарат работы (сквозные ссылки, список литературы);
· обсуждает с руководителем подготовленный вариант и определяет свое отношение к рассматриваемым вопросам.
На заключительном этапе студент:
· дорабатывает материалы в соответствии с рекомендациями научного руководителя;
· оформляет окончательный вариант работы с учетом установленных требований;
· представляет работу научному руководителю для получения отзыва;
· сдает курсовую и выпускную работу на кафедру для представления к защите.
Курсовая и выпускная работа имеет следующую структуру:
· титульный лист (см. приложение);
· оглавление (см. приложение);
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· библиографический список;
· приложения (если предусмотрены).
II. Подготовка к написанию курсовой и выпускной квалификационной работы
Курсовая и выпускная квалификационная работа выполняется студентами в часы, отведенные на нее рабочей программой, а также в часы самостоятельной подготовки.
Подготовка к написанию курсовой и выпускной работы включает в себя несколько взаимосвязанных между собой стадий:
1) Выбор темы.
2) Разработка плана написания работы.
3) Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов по выбранной теме.
Для руководства выполнением курсовой и выпускной работы за студентом закрепляется научный руководитель, как правило, из числа профессорско-преподавательского состава кафедры.
С научным руководителем студенты должны согласовывать и обсуждать выбранную тему, план и содержание работы. Кроме того, научный руководитель оказывает студентам методическую помощь при подготовке к написанию и непосредственном написании работы, проверяет и рецензирует ее.
Выбор темы. Выбор темы для написания работы в рамках определенной дисциплины предполагает самостоятельность студентов, и зависит от уровня их понимания и осознания пройденного материала, а также от внутреннего интереса к тем или иным теоретическим или практическим проблемам, выделенным ими в ходе изучения теории государства и права.
Не допускается написание работы по одной теме несколькими студентами, обучающимися в одной учебной группе.
Разработка плана написания работы. Определившись с темой курсовой работы, студенты должны подготовить и согласовать с научным руководителем ее план.
План работы представляет собой определенный порядок, последовательность изложения материала обеспечивающий надлежащее раскрытие содержания объявленной темы.
План должен включать в себя:
- введение;
-наименование глав и параграфов теоретической части работы;
- заключение:
- библиографический список.
Важнейшими элементами плана являются наименования глав теоретической части работы, они должны соответствовать основным вопросам подлежащим исследованию в рамках объявленной темы. Если имеется необходимость, данные вопросы разбиваются на подвопросы, и, соответственно, главы разбиваются на параграфы. При этом план становится более содержательным, что позволяет логично и последовательно излагать материал и не уходить за рамки рассматриваемых вопросов.
В зависимости от варианта планирования теоретической части работы, планы можно условно классифицировать на:
а) общие - где указываются только наименования основных глав работы, без указания параграфов.
б) развернутые - где указываются не только наименования основных глав работы, но и параграфы.
Следует отметить, что при подготовке к написанию работы слушатели составляют лишь рабочий план, который в дальнейшем может подлежать некоторым изменениям и уточнениям, т.к. в процессе написания работы у автора могут возникать новые идеи по поводу ее содержания и объема.
Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов по выбранной теме. Данная стадия подготовки к написанию работы является наиболее трудоемкой и ответственной, т.к. именно на этом этапе студенты должны изучить и проанализировать большое количество учебной и научной литературы, необходимые нормативно-правовые акты, иные источники права, а также практику их применения.
Основными целями данного этапа являются:
- подбор литературы, которая будет использоваться при написании работы;
- изучение научных подходов к пониманию основных вопросов темы;
- выделение проблемных вопросов;
- формулирование основных теоретических и практических положений, выводов, соображений и рекомендаций.
При подборе специальной литературы следует изучить возможности библиотек по месту жительства, пользуясь при этом каталогами и картотеками. Но студенты не должны ограничиваться предлагаемым кафедрой списком источников, им необходимо проявлять инициативу, уметь находить новые, наиболее "свежие" работы отечественных и зарубежных авторов, использовать статьи, опубликованные таких в юридических журналах как:
«Государство и право», «Правоведение», «Философия права», «Правовая политика и правовая жизнь», «Российская юстиция», «Законодательство и практика», «Право и жизнь», «Юрист-правоведъ», «Профессионал», «Вопросы психологии», «Вопросы истории», «Вопросы экономики» и др.
Изданиями прошлых лет нужно пользоваться осмотрительно, имея в виду динамичность общественных процессов и развитие юридической науки.
При подборе, изучении и анализе материала рекомендуется выдерживать следующую последовательность:
а) исследование соответствующих учебников и учебных пособий по теории государства и права (альбомов-схем, и т.д.) - это позволяет повторить и закрепить имеющиеся знания по теме работы, сформировать необходимый минимум, базу знаний для дальнейшего исследования.
б) исследование научной литературы по выбранной теме (соответствующие монографии, публикации в журналах и газетах, и т.д.) - это позволяет выделить различные подходы к пониманию основных вопросов темы, выделить некоторые проблемные моменты, и на основе полученных знаний, определить собственную позицию, свое мнение в отношении исследуемых вопросов. При этом автор может поддержать одну из существующих точек зрения, либо обосновать и аргументировать собственные выводы.
При подборе литературы по теме работы рекомендуется использовать каталоги и картотеки библиотеки ПГГПУ:
- Алфавитный каталог - в данном каталоге перечень публикаций фиксируется в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов или по первым буквам наименований самих публикаций.
- Систематический каталог – в данном каталоге перечень публикаций фиксируется по отраслям знаний: теория государства и права, конституционное право, история государства и права, и т.д.
При работе с журналами рекомендуется изучать перечни статей опубликованных за год, которые приводятся либо в последнем (12-ом) номере соответствующего журнала за текущий год, либо в первом номере соответствующего журнала следующего года.
в) исследование нормативных актов, иных источников права относящиеся к теме исследования, и практику их применения - это позволяет на теоретическом уровне сформировать представление о фактической реализации теоретических положений разработанных юридической наукой, исследовать проблемные вопросы объявленной темы.
Результаты проведенного исследования рекомендуется обобщить в форме тезисов и логически скомпоновать их в соответствии с планом. После этого можно непосредственно приступать к написанию работы.
III. Содержание курсовой и выпускной квалификационной работы
Содержание работы должно быть равномерно распределено по главам и параграфам, всесторонне освещать все вопросы объявленной темы.
Как уже говорилось выше, работа выполняется в соответствии с планом, который должен включать в себя:
- введение;
-наименование глав и параграфов теоретической части работы;
- заключение.
Введение.Здесь обычно обосновываются актуальность выбранном темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.
Таким образом, введение - очень ответственная часть работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к работе рассмотрим более подробно.
Структура Введения предполагает следующие разделы (каждый из разделов введения выделяется жирным шрифтом без сквозной нумерации):
Введениесостоит из следующих компонентов:
1) актуальность темы,
2) степень изученности темы исследования,
3) цель и задачи исследования,
4) объект и предмет исследования,
5) источниковая база (или характеристика нормативно-правовой базы исследования)
6) методология исследования,
7) структура работы.
Введение представляет собой своеобразную вступительную статью, в которой автор должен обозначить избранную тему, обосновать ее актуальность, выделить цели предстоящего исследования, тезисно изложить известные научные подходы к пониманию данной темы и свое отношение к ним.
1. Актуальность темы исследования (теоретическая и (или) социально-практическая);
Актуальность определяется наличием проблемы исследования. Нужно стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и проблемная ситуация, и существующее в жизни противоречие, определяющее ее. При этом надо избегать постановки мнимых проблем, т.е. таких, которые не отражают реальной социальной ситуации либо давно решены. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме, о поиске способов приложения уже имеющихся знаний. Следствием же разработки научных проблем является получение нового знания, создание научной модели, объясняющей то или иное социальное явление.
Актуальность - обязательное требование к любой работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.
В применении к курсовой и выпускной квалификационной работе понятие "актуальность" имеет одну особенность. Работа, как уже указывалось, характеризует научную зрелость и профессиональную подготовленность студента. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной-двух страниц машинописного текста показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.
Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема - это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.
IV. Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы
Курсовая работа должна быть оформлена с соблюдением соответствующих требований:
1. Работа оформляется на бумаге формата А4. Текст выполняется на одной стороне листа. Страницы должны иметь поля: левое – 30мм, правое – 15 мм, верхнее – 20, нижнее – 20. Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра 2 и т.д. Номер страницы ставится внизу нижнего поля справа. Каждый раздел текста курсовой и выпускной работы начинается с новой страницы. Заголовок выделяется жирным шрифтом.
2. Титульный лист. При оформлении титульного листа необходимо указывать (приложение 1):
· наименование учредителя, вуза, кафедры, где выполнялась работа;
· название темы курсовой и выпускной работы;
· фамилия, имя, отчество и личная подпись студента;
· название факультета и номер учебной группы;
· фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность научного руководителя;
· отметка руководителя о допуске к защите;
· дата защиты, оценка (цифрой и прописью), подпись руководителя;
· город, год написания работы.
3. Параметры страницы, шрифт.
а) колонтитул от края: верхний - 1,25 см, нижний - 1,25 см;
б) первая строка абзаца (красная строка) отступ 1 см;
в) 1,5 строки межстрочного интервала в режиме текстового редактора Microsoft Word;
г) размер шрифта основного текста - 14 (Times New Roman);
д) размер шрифта подстрочного материала - 10 (Times New Roman).
Изменение номера шрифта допускается только при выделении соответствующих глав и параграфов по тексту работы, а также при выделении определений.
Нумерация глав и параграфов осуществляется в соответствии с ГОСТ
7.32-2001. Каждая глава имеет свой порядковый номер (обозначается арабской цифрой), который пишется после слова ГЛАВА без знака номера и без точки. Далее идёт заголовок главы. Точка в конце заголовка главы не ставится. Параграф внутри главы также нумеруются арабскими цифрами. Первая цифра обозначает номер главы, после неё ставится точка. Вторая цифра обозначает номер параграфа, точка после неё не ставится (1.1; 2.3 и т.д.), и далее следует заголовок параграфа. Точка в конце заголовка параграфа не ставится.
Например:
Глава 1. Теоретические основы семейного образования
1.1. Эволюция развития семейного образования.
1.2. Понятие и сущность семейного образования
Глава 2. Анализ нормативных актов, регулирующих семейное образование
2.1.
2.2.
4. Цитирование. Цитата– это дословное воспроизведение фрагмента какого-либо текста с обязательной ссылкой на источник.При цитировании соблюдаются следующие правила. Непосредственно сама цитата берется в кавычки и приводится в том виде, в каком она дана в первоисточнике. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается, если это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на место пропуска.
Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на соответствующий источник.
Пример оформления цитат со ссылкой в тексте работы:
В 1932 году Н. И. Озерецким была предложена типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители. Среди подростков, совершивших правонарушения, А. И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др., в свою очередь, выделяют следующие три типа: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный тип1.
__________________________________________________________
1Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. С.54.
5. Библиографические ссылки. Ссылка – это указание на источник приводимой информации (внешняя ссылка) или запись, связывающая между собой части документа – ссылки на главы, рисунки, таблицы, формулы, приложения и т.д. (внутренняя ссылка). Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Оформление библиографических ссылок должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
После порядкового номера ссылки указываются:
- фамилия и инициалы автора первоисточника (при ссылке на коллективный труд, по возможности, следует указать ответственного редактора произведения);
- название работы;
- географическое месторасположение (город) и название издательства, в котором была опубликована работа;
- год издания работы;
- порядковый номер той страницы произведения, на которую ссылается автор.
В зависимости от места расположения ссылки относительно основного текста, применяется один из трех способов оформления ссылок:
а) оформление ссылок внизу страницы основного текста работы (сноска или подстрочная ссылка). Сноски печатаются внизу страницы под чертой, и нумеруются арабскими цифрами, на каждой странице отдельно [В КУРСОВЫХ РАБОТАХ И ВКР – ССЫЛКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСТРАНИЧНЫЕ];
б) оформление ссылок списком в конце работы (затекстовые ссылки). При этом ссылки нумеруются арабскими цифрами, последовательно на всех страницах работы. Список ссылок дается перед списком использованной в работе литературы.
в) оформление ссылок внутри текста по ходу изложения материала (внутритекстовые ссылки). Такой способ применяется в случаях, если значительная часть ссылки органично вошла в основной текст работы, и не требует нумерации.
Ссылка на веб-страницу:
Поляков А.В. Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека: тезисы доклада. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1149038 (дата обращения 23.01.2015).
V. Подготовка к защите курсовой работы
Курсовая работа перед сдачей руководителю подписывается студентом. Если работа удовлетворяет требованиям, предъявляемым к курсовым работам, она допускается к защите, о чем руководитель делает соответствующую надпись на титульном листе.
По результатам проверки научный руководитель готовит отзыв, в котором указываются следующие сведения:
- соответствует ли содержание работы представленному плану;
- каково качество оформления работы;
- использовался ли в работе нормативный и монографический материал;
- имеются ли в работе самостоятельные выводы;
- каковы стиль и логическая последовательность изложения материала;
- положительные стороны работы;
- недостатки;
- вопросы, которые необходимо подготовить к защите;
- допущена ли работа к защите.
В случае, когда руководитель не допускает курсовую работу к защите, в экзаменационной ведомости студенту выставляется неудовлетворительная оценка.
Защита курсовой работы проводится до начала экзаменационной сессии.
Защита курсовой работы проводится в установленное деканатом время в виде публичного выступления студента перед специальной комиссией, создаваемой заведующим кафедрой, с участием руководителя работы.
В отсутствие последнего защита может быть проведена при условии представления руководителем письменного отзыва на курсовую работу.
VI. Методические рекомендации
обучающимся по подготовке к процедуре защиты и проведения защиты ВКР
(извлечение их программы государственной итоговой аттестациивыпускников направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Право» и 44.03.05. «Педагогическое образование», профиль «Право и Обществознание».)
Требования к структуре ВКР
Обязательными структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Основная часть
- Заключение (включает основные выводы и практические рекомендации)
- Библиографический список
- Приложения
Объем ВКР может быть в пределах 40-80 страниц стандартного печатного текста (без приложений).
Титульный лист и оглавление
Титульный лист оформляется в соответствии с примером, приведенном в Приложении. На нем должны быть указаны:
- название учредителя, вуза, факультета, кафедры, где выполнялась работа (вверху, в центре);
- название темы (посередине, в центре);
- фамилия, имя, отчество, личная подпись обучающегося (полностью, ниже названия, справа), специальность/направление подготовки (с указанием кода);
- фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность и личная подпись руководителя;
- информация о допуске работы к защите с подписью заведующего кафедрой;
- город, год написания работы (внизу, в центре).
Оглавление включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого раздела.
Пример оглавления приведен в Приложении.
Введение и его содержание
Во введении автор обосновывает тему исследования, кратко характеризуя современное состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, указывается актуальность и новизна работы, обосновывается необходимость ее проведения. Обозначаются цель, объект и предмет исследования. Исходя из исследовательских целей и предмета, формулируется рабочая гипотеза. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования, определяются методы их решения. Определяется теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов. Формы апробации.
В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы.
Основная часть
1. Содержание основной части состоит из двух-трех разделов и зависит от характера работы. В основной части должно быть представлено:
- обзор современных исследований по данной или близкой по тематике проблеме с обязательным указанием источника;
- раскрыто содержание выполненного исследования;
- анализ и обобщение имеющегося материала автором ВКР (данному разделу должно быть уделено основное внимание).
2. Характер ВКР зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Он может быть накоплен в результате эксперимента, сравнительного анализа объектов, изучения и обобщения историко-научного материала и т.д. Например, в реферативных работах дается авторское изложение изученного материала; в экспериментальных – описание хода эксперимента и полученных результатов. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.
3. Разделы основной части ВКР называются главами. Каждая глава может иметь небольшое по объему введение, отражающее цель излагаемого материала, и заключение с развернутыми выводами, подводящее итоги описанного в ней теоретического или практического исследования. В свою очередь, глава может состоять из меньших подразделов – параграфов, а параграфы – из пунктов и т.д.
4. Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который, как правило, соответствует одной мысли. Он состоит из одного предложения или нескольких, связанных между собой по смыслу, и выделяется абзацным отступом.
5. Заголовки, приведенные в оглавлении, должны в точности (без сокращений и изменений формулировки) повторять заголовки разделов и подразделов. Заголовки оглавления (содержания), введения, глав основной части, заключения, библиографического списка, приложений образуют первую ступень, параграфов – вторую и т.д. Заголовки одинаковых ступеней располагают в оглавлении на одном уровне. Названия разделов и подразделов формулируются кратко и четко, в них следует отразить основное содержание соответствующего раздела. При этом в названиях параграфов не следует повторять то, что нашло отражение в названии главы.
Пример оформления основной части и библиографического списка приведен в Приложении.
Заключение
1. Заключение ВКР представляет собой краткое последовательное, логически стройное изложение полученных и описанных в основной части результатов, выводов исследования, построенных на анализе соотношения полученных результатов с общей целью и конкретными задачами исследования и имеющимися в соответствующей литературе положениями, данными, фактами.
2. Число выводов не должно быть большим, обычно оно определяется количеством поставленных задач, так как каждая задача должна быть определенным образом отражена в выводах.
3. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключался главный смысл работы, какие новые научные задачи встают в связи с проведенным исследованием и его результатами, обозначить перспективы дальнейшей работы. В заключение уместно включить практические предложения и рекомендации, которые выходят за рамки основного текста ВКР.
Библиографический список
2. Библиографический список размещается после текста работы и предшествует приложениям. Библиографический список является обязательной составной частью выпускной квалификационной работы. В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.
3. Объем библиографического списка к ВКР не может быть менее 30 источников, при этом общие справочные издания (энциклопедии, словари и т.п.) не могут составлять более 10% от общего объема, учебники и учебные пособия также не могут составлять более 10% от общего объема библиографического списка. Исключение составляют работы, связанные с непосредственным анализом специфики содержания справочных и учебных изданий, например исторические или филологические работы. Рекомендуется до 2/3 библиографического списка представить публикациями, выполненными за последние 5 лет.
4. Представляется единый библиографический список к работе в целом. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.
5. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала без разделения на части по видовому признаку (например: книги, статьи).
6. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему).
7. При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд. При этом библиографические записи на иностранных европейских языках объединяются в один ряд и располагаются после русскоязычных. Затем все библиографические записи в списке последовательно нумеруются, представляя единую числовую последовательность русскоязычных и иностранных источников.
8. Библиографические сведения в списке оформляются по единым правилам в соответствии со стандартом библиографического описания и ссылок в Российской Федерации ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
9. Требования к оформлению ВКР
Тексты ВКР оформляются в соответствии с едиными требованиями:
- Выпускная квалификационная работы должна быть напечатана, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5-й интервал, поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху, снизу – 2 см. Все страницы работы (включая библиографический список и приложения) последовательно нумеруются. Листы работы прошиваются.
- Ссылки – постраничные (шрифт 10).
- Каждый раздел текста ВКР начинается с новой страницы (Главы – заглавными буквами, параграфы – прописными).
- Заголовки глав и разделов выделяется жирным шрифтом.
- Таблицы и рисунки могут располагаться как непосредственно в тексте ВКР, так и в приложениях. Таблицы и рисунки должны содержать заголовки и названия, достаточно полно отражающие их содержание и специфику.
Требования к докладу
Подготовка к защите выпускной квалификационной работы включает в себя:
· подготовку доклада;
· оформление иллюстративного материала (презентации доклада с использованием мультимедийного проектора);
· подготовку ответов на вопросы и замечания рецензента.
На доклад, как правило, отводится не более 10 минут, поэтому предварительно необходимо составить план и текст доклада. В докладе необходимо остановиться на всех основных частях работы, четко выделив изучаемую проблему, цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования, основные результаты анализа литературы, методы исследования, основные результаты и их обсуждение, а также обобщающие выводы по всей работе. Основная часть (не менее 2/3 времени выступления) должна быть посвящена изложению собственных результатов и их интерпретации.
Доступность восприятия результатов исследования во многом будет определяться содержанием иллюстративного раздаточного материала. Нужно отобрать лишь те таблицы, графики, рисунки и пр., на которые предусмотрена ссылка в тексте выступления и которые необходимы для понимания содержания работы.
Иллюстративный раздаточный материал оформляется на листах формата А-4 в виде отдельной папки с титульным листом и содержанием, кратко иллюстрирующим цели, задачи, объект, предмет, а также основные результаты исследования. Таблицы и рисунки иллюстративного материала нумеруются в порядке их использования при защите. Они оформляются так же, как и в тексте работы. Количество экземпляров иллюстративного раздаточного материала определяется числом членов ГЭК, несколько экземпляров (2-3) следует предоставить остальным слушателям, присутствующим на защите. Не рекомендуется включать в иллюстративный материал черновые компьютерные распечатки. Следует избегать сокращения названий переменных, так как это затрудняет восприятие и понимания содержания таблиц, рисунков, графиков.
Необходимо заранее подготовить ответы на замечания рецензента. Следует помнить, что ответы должны быть аргументированными и краткими.
После обсуждения работы студенту дается время для заключительного слова. Как правило, в этом случае выпускник обращается с краткой речью к научному руководителю, председателю и членам ГАК и всем присутствующим.
6. Общие критерии оценки уровня подготовки выпускника по итогам защиты ВКР
Защита ВКР может оцениваться по следующим критериям:
- актуальность темы и научная новизна;
- степень достижения поставленной цели, положенной в основу ВКР;
- адекватность и уровень методов исследования;
- теоретическая и практичес