Актуальность, степень изученности и научной разработанности темы исследования
Актуальность1 темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.
Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам. К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:
· важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;
· новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;
· потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;
· потребность в разработке рекомендаций по реализации ИТ-инноваций в практической деятельности предприятий и организаций;
· потребность в разработке рекомендаций по применению лучших мировых ИТ-практик в российских условиях;
· необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;
· потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач.
Так, происходящий в настоящее время переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую платформу определяет актуальность тематики многих исследований.
Компания Gartner определила 10 главных технологических трендов на 2013 год2:
1. Повсеместное проникновение мобильных устройств.
2. Мобильные приложения и HTML5.
3. Частные облака.
4. Корпоративные магазины приложений.
5. "Интернет вещей".
6. Гибридные и облачные технологии.
7. Большие данные.
8. Актуальная аналитика.
9. Вычисления в оперативной памяти.
10. Интегрированные экосистемы.
В каждом из этих направлений существуют нерешенные задачи, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обуславливает необходимость развития теоретических основ и методологической базы, а также разработки научно-обоснованных рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса и деятельности госструктур.
При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.
На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования. Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.
На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие3 - выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным. Например, при обосновании выбора ИТ-решения для информационной системы предприятия анализ рыночных предложений вендоров может показать, что имеется несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами. Таким образом, выявленное несоответствие между желательным и действительным обуславливает противоречие между необходимостью удовлетворения требований и отсутствием нужных программных продуктов.
На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема4– это "возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес"5. При обосновании актуальности (во введении письменной работы) выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать. Например, противоречие, приведенное в примере предыдущего этапа, обуславливает следующую проблему: как следует устранить несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами: разработать новый программный продукт или доработать типовой коммерческий программный продукт под требования предприятия?
На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.
Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности.
Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется местособственного исследования в конкретной области знаний.
Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рис. 2.1.
Рис. 2.1.Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности
При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 2.1
Таблица 2.1. Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её степени изученности и научной разработанности | |
Группа | Примеры |
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования | · Отсутствие отработанных методик (подходов, концепций) ... препятствует эффективному принятию решений в области…., что определяет необходимость разработки (подготовки, проведения)..... · Анализ практического опыта проведения ИТ-проектов... выявил наличие таких проблем, как….Это обуславливает целесообразность разработки (подготовки, проведения)..... · Многочисленные исследования... показали, что одной из основных проблем в области… является…., поэтому необходимо.... · Необходимость создания (подготовки, разработки).... обусловлена отсутствием.... · При проведении ИТ-проектов…. существует ряд трудностей, поэтому … · Выявленная проблема … ещё не решена. · Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. ... 2. ... 3. ... · Необходимость проведения исследования на выбранную тему обусловлена…. · Для решения проблемы… необходимо… , что определяет актуальность темы исследования |
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при описании степени изученности и научной разработанности темы | · Основополагающие научные разработки в области … представлены трудами авторов … · Вопросы... подробно освещены в работах авторов… · В работах …. отмечается (обосновывается), что… · В работах … вопросы… рассматриваются без учета… · В работах … указывается, что… , таким образом, можно сделать вывод… · При решении проблемы … авторы … приходят к общим выводам .... · По вопросам … есть различные мнения. Автор …..считает, что… В то же время автор…. отмечает, что… · В работах авторов… рассматриваются подходы к решению проблемы… Вопросам… уделяется незначительное внимание. · Рассматривая проблему… , авторы не затрагивают вопросы… · В научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения вопросы (проблемы)… , поэтому существует потребность в подготовке (разработке, создании)… · В настоящее время вопросы…. мало освещены в теоретических исследованиях и/или практических разработках, что определяет необходимость проведения исследований в области… |
Пример обоснования актуальности темы "Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии" и описания степени её изученности и научной разработанности
В настоящее время ИТ-аутсорсинг является важнейшим сегментом рынка ИТ-услуг и занимает стабильную долю в его общем объеме, которая по данным отчётов IDC в течение ряда последних лет составляет от 11 до 14%.
В 2011 году объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составил от $ 0,84 млрд (данные IDC) до $1,3 млрд (данные "АСТРА"). Для сравнения: мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2011 году составил более 250 млрд. долларов, что составляет более чем 15% глобального ИТ-рынка (данные ForresterResearch).
Для России ИТ-аутсорсинг - сравнительно новый бизнес-инструмент, но доля организаций, использующих различные виды аутсорсинговых услуг, постепенно возрастает. Типичными причинами перехода предприятий к ИТ-аутсорсингу являются необходимость внедрения передовых технологий, низкая квалификация собственного ИТ-персонала, отсутствие или недостаток ресурсов для выполнения работ, более низкая стоимость / высокое качество оказания услуг на основе внешних ресурсов, обеспечение большей гибкости, совершенствование структуры организации.
Вместе с тем, развитие рынка ИТ-аутсорсинга нельзя назвать быстрым. Существует ряд причин, препятствующих его полномасштабному распространению. К факторам, тормозящим развитие ИТ-аутсорсинга, относятся:
· практически полное отсутствие в России законодательных актов и иных правовых норм, регулирующих предоставление услуг аутсорсинга;
· низкая степень проработанности методологической базы, в том числе отсутствие индустриальных стандартов;
· сложность оценки эффективности аутсорсинга;
· внутренняя незрелость бизнес-процессов заказчиков. На многих предприятиях бизнес-процессы не формализованы, нет четкого представления об их границах, ответственных. Такая ситуация затрудняет передачу их внешней компании;
· информационная закрытость организаций;
· отсутствие достаточного предложения со стороны компаний-аутсорсеров.
Несоответствие между стремлением предприятий сократить ИТ-расходы за счет использования аутсорсинговой модели и отсутствием общепринятых деловых практик, стандартов и методологий для планирования и организации перехода к ИТ-аутсорсингу обуславливает следующую проблему: каким образом следует выделять функции / задачи/ сервисы для передачи внешнему провайдеру услуг и как обосновать целесообразность такого решения.
Для решения поставленной проблемы необходима разработка научно-обоснованной методики организации перехода к ИТ-аутсорсингу, что определяет актуальность темы исследования.
Концептуальные основы ИТ-аутсорсинга и отдельные аспекты его применения в практике бизнеса рассмотрены в работах российских и зарубежных авторов. Среди них следует отметить труды таких авторов, как: Р. Аалдерс, Ж-Л Бравар, П.Готтштальк, Э. Йордан, С. Клементс, Н. Карр, Д.Хейвуда, Х.Солли-Сетер, Э. Спарроу, Е. Г.Аксенов, Б. А.Аникин, И.Г. Альтшулер, С. О.Календжян, Д.М.Михайлов, И. Л. Рудая. Комитетом по стандартам и методологиям аутсорсинга Некоммерческого партнерства "АСТРА" разработан глоссарий ИТ-аутсорсинга, ведутся работы по созданию унифицированного каталога услуг ИТ-аутсорсинга.
В теоретических и научно-практических исследованиях в области ИТ-аутсорсинга широко освещаются общие вопросы концепции аутсоринга: различные аспекты понятия ИТ-аутсорсинга, его формы и виды, преимущества и недостатки, основные этапы перехода к ИТ-аутсорсингу, особенности аутсорсингового контракта, приводятся отдельные примеры внедрения ИТ-аутсорсинга.
Однако инструменты, позволяющие обосновать и провести передачу выделенных функций/ задач/ сервисов внешнему провайдеру, рассмотрены на уровне общих подходов. Конкретные методики для предприятий по организации перехода к ИТ-аутсорсингу не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их подготовке и целесообразность проведении исследования в рассматриваемой предметной области.
Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её изученности, приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Типовые ошибки, допускаемые студентами при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её изученности | |
Группа ошибок | Примеры |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при обосновании актуальности темы исследования | · Обоснование актуальности не связано с темой исследования. · Не употребляется сам термин "актуальность". · Не используются ключевые слова. · Анализ ситуации в выбранной области не подкреплен конкретными фактами, статистическими данными, тенденциями, известными результатами научных и практических достижений. · Отсутствует формулировка проблемы. · Не изложены малоизученные вопросы в науке и/или решении прикладных задач, которые определяет проблему исследования |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании степени изученности и научной разработанности темыисследования | · Представленный краткий обзор и анализ известных научных достижений в выбранной области не имеет непосредственного отношения к заявленной теме. · Основополагающие научно-прикладные работы выбранной области не рассмотрены. · В приведенном описании дается только перечень литературных источников. Анализ раскрытых и нераскрытых вопросов по проблеме исследованияотсутствует. · Собственное место в проведении исследований не обозначено |