Исследования в социальной работе

Анкетирование и его применение в социальных исследованиях. Правила составления анкеты. Требования к композиции анкеты. Типичные ошибки вопросников. Виды анкет: открытая, закрытая, смешанная.

Технология анкетирования. Основные фазы анкетного опроса. Виды анкетирования: контактное, заочное, прессовое. Достоинства и недостатки метода анкетирования. Стереоанкетирование.

Особенности опроса детей и подростков.

Интервью как продукт совместной деятельности исследователя и респондента. Виды интервью: индивидуальное, групповое; свободное или нестандартизированное, стандартизированное или полустандартизированное; интервью-мнение; документальное. Этапы интервьюирования. Формализованное анкетное интервью. Полевое интервью. Типы вопросов в полевом интервью. История жизни или биографическое интервью.

Достоинства и недостатки интервьюирования в социальных исследованиях. Условия эффективности метода интервью. Влияние статуса интервьюера на результаты исследования. Особенности интервьюирования детей и подростков. Этические проблемы исследования с помощью интервью.

Основные понятия: анкетирование; анкета, респондент, реципиент, открытые и закрытые анкеты, стереоанкетирование; интервью, интервьюер, стандартизированное, фокусированное, открытое, нарративное интервью.

Тема 9 Анализ документов и продуктов деятельности

Документы как источники эмпирической информации. Виды документов в сфере социальной работы: письменные, иконографические, фонетические, официальные, личные, первичные, вторичные. Методы анализа документов: неформализованные и формализованные (контент-анализ). Содержательный анализ документов. Количественный анализ документов. Выбор документов для проведения исследования в социальной работе. Достоинства и недостатки метода.

Продукты деятельности как носители социальной и психолого-педагогической информации. Анализ продуктов деятельности. Критерии анализа продуктов деятельности.

Анализ личных документов как продуктов деятельности. Научная значимость информации, полученной из личных документов.

Основные понятия: документ; социальная информация; виды документов: письменные, иконографические, фонетические, официальные, личные, первичные, вторичные; неформализованный анализ; контент-анализ; единицы отбора информации; продукты деятельности человека, анализ продуктов деятельности.

Тема 10 Диагностические методы исследования в социальной работе. Тестирование

Понятие о социальной диагностике. Сущность диагностики. Структура процесса диагностики. Этапы диагностики: сравнение, анализ прогнозирование, интерпретация. Принципы диагностики.

Понятие о социальной, индивидуальной и объективной норме.

Диагностика как исследовательский процесс особого рода. Диагностика социального состояния объекта исследования, социальной ситуации, социальной проблемы, социальных симптомов.

Тестирование. Понятие о тестах. Виды тестов: тесты достижений, тесты способностей, тест личности и др. Интеллектуальные тесты. Требования к тестам как методам исследования в социальной работе: объективность, надежность, модельность, стандартизированность, валидность. Достоинства и недостатки тестирования как метода исследования. Технология обработки тестовых данных. Проблема корректности интерпретации результатов.

Основные понятия: диагностика, социальная диагностика, тест, тестирование, модель, стандартизированность, надежность, валидность, достоверность теста, интеллектуальные тесты, проективные тесты, рисуночные тесты.

Тема 11 Психометрические и экспертные методы исследования

В социальной работе

Понятие о психометрических и экспертных методах исследования.

Шкалирование как метод количественного оценивания качеств личности. Виды и структура оценочных шкал. Ранжирование. Использование шкалирования в исследованиях в области социальной работы.

Экспертные методы исследования. Рейтинг и экспертная оценка. Метод независимых судей и обобщения независимых характеристик. Критерии отбора экспертов. Сбор и обработка экспертной информации. Проблема надежности информации и субъективность экспертных методов.

Измерения при изучении социальных отношений. Понятие о социометрии и референтометрии. Тест социометрического выбора. Учет возрастных особенностей при определении технологии социометрического исследования. Обработка результатов социометрического исследования. Составление социометрических матриц и социограмм. Возможности и ограничения использования социометрии для исследования в области социальной работы.

Основные понятия: шкалирование, ранжирование, рейтинг, метод независимых судей, метод обобщения независимых характеристик, социометрия, референтометрия, тест социометрического выбора, социоматрица, социограмма.

Тема 12 Экспериментальные методы исследования

Понятие о научном эксперименте. Экспериментальный и аксиоматический пути построения науки.

Сущность и основные характеристики социального эксперимента. Виды эксперимента: по условиям проведения (лабораторный, естественный, камерный), по продолжительности (длительный, кратковременный), моделирующий.

Эксперимент в структуре исследования в области социальной работы. Понятие об опытно-экспериментальной работе.

Этапы подготовки и проведения эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный; диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий; теоретический, методический, собственно эксперимент, аналитический.

Критерии эффективности опытно-экспериментальной работы.

Методические подходы, обеспечивающие эффективность экспериментальных исследований.

Мысленный эксперимент. Моделирующий эксперимент. Методика разработки социальных проектов. Социодрама.

Достоинства и преимущества экспериментальных методов. Возможные ошибки, допускаемые исследователем. Основные требования к эксперименту в социальной работе.

Основные понятия:эксперимент, экспериментальные методы; лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; социальный эксперимент, социально-педагогический; констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент; сравнительный эксперимент; опытно-экспериментальная работа; экспериментальный фактор; зависимые и независимые переменные, социодрама, мысленный эксперимент; метод моделирования, моделирующий эксперимент, эксперимент «экс-пост-факто».

Тема 13 Комплексные специальные методы исследования

Изучение переживаний и воспоминаний клиентов социальной работы и их значение для исследования социальных явлений и процессов. Метод социальных биографий и социальных историй. Предмет метода социальных биографий. Технология метода изучения биографий и составления характеристик. Особенности анализа и интерпретации биографического материала. Недостатки и достоинства метода.

Метод изучения случая как комплексное монографическое исследование. Замкнутые социальные группы как объект метода изучения случая. Технология использования метода изучения случая.

Метод фокус-группы. Групповая дискуссия как способ выявления различий в понимании социальных проблем, событий и явлений жизни испытуемыми. Критерии подбора участников групповой дискуссии. Социальные работник как модератор групповой дискуссии. Особенности поведения исследователя в процессе коллективного обсуждения. Сценарий дискуссии. Анализ работы фокус-группы и интерпретация полученных результатов. Дельфи-метод.

Изучение, анализ и обобщение опыта в структуре исследовательской деятельности социального работника. Понятие о профессиональном опыте как источнике получения научной информации. Способы изучения профессионального опыта и его описания. Технология изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Основные понятия: метод социальных биографий, биографическая анкета, социальная история личности, изучение случая, метод фокус-группы, дельфи-метод; профессиональный опыт социальной работы, критерии передового профессионального опыта; профессиональное мастерство, новаторство, творчество как объект исследования.

Тема 14 Методы обработки и описания результатов исследования

В социальной работе

Место обработки и истолкования фактов в процессе исследования в социальной работе. Требования к обработке: разносторонность информации, сочетание известного и неизвестного, связь со смежными отраслями знаний, использование основных видов опыта (передового, новаторского, положительного, отрицательного, массового и др.), мониторинг на всех этапах опытно-экспериментальной работы.

Понятие выборочного метода исследования. Генеральная совокупность. Выборка или выборочная совокупность. Малые и большие выборки. Понятие о единицах отбора: единицы наблюдения, единицы анализа. Основные виды выборки: случайная, гнездовая, районированная, стратифицированная, направленная (квота). Шаг выборки. Метод бесповторной выборки.

Методы и приемы обработки результатов исследования: описание, упорядочение, анализ, синтез, сравнение, интерпретация, обобщение.

Качественные методы. Сжатие информации. Схематизация: таблицы, диаграммы. Методы построения генеалогического дерева. Кодирование. Выбор единиц анализа и отождествление фактов. Сравнение.

Количественный анализ. Основные статистические понятия. Измерение. Ранжирование. Измерительные шкалы и их типы.

Виды количественного анализа: альтернативный, вариационный, корреляционный, факторный. Использование методов математической статистики и ЭВМ.

Единство качественного и количественного анализа.

Основные понятия: генеральная совокупность, обследуемая совокупность, единицы отбора, выборочная совокупность, выборка, репрезентативность выборки, качественные методики анализа результатов, сжатие информации, схематизация, генеалогическое дерево, кодирование, количественный анализ данных, измерение, квантификация, ранговые уровневые показатели, альтернативный анализ, вариационный анализ, корреляционный анализ, коэффициенты корреляции, факторный анализ.

Раздел 3 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема 15 Этапы и технология планирования исследования

В социальной работе

Этапы исследования в социальной работе: организационный; этап теоретического обоснования проблемы; диагностический; преобразующий (собственно поисковый, экспериментальный); итоговый; обобщающий; этап апробации и внедрения результатов в практику.

Планирование исследовательской работы. Исследовательский проект. Программа исследования. Методологический и методический раздел программы исследования. Стратегический и календарный план исследования. Требования и критерии эффективности исследования в социальной работе: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Виды индивидуального и коллективного исследования.

Основные понятия: этап исследования; исследовательский проект, программа исследования, план исследования, критерий эффективности исследования.

Тема 16 Обобщение данных и представление результатов исследования в социальной работе

Значение любой научной работы: обеспеченность новой научной информацией, обобщение передового опыта, решение определенной теоретической задачи, раскрытие методов применения теории в конкретных условиях деятельности, введение в научный оборот новых фактов, материалов, документов и др.

Обобщение и теоретическая интерпретация полученных результатов. Определение круга пользователей и оформление итогов исследования в социальной работе. Апробация результатов исследования в научном сообществе.

Основные виды изложения результатов исследования. Научный реферат. Научный отчет. Научная статья. Монография. Тезисы научного доклада. Депонирование. Методические рекомендации. Курсовая, дипломная работа, диссертация как изложение результатов исследования, подготовленного для публичной защиты. Содержание работы. Требования к содержанию. План и структура научной работы. Методы написания текста. Композиция и рубрикация научного произведения. Библиографический аппарат научной работы. Стиль написания текста. Этика написания научного произведения.

Рецензия как научное произведение критического характера.

Основные понятия: обобщение, интерпретация, апробация результатов; научное произведение, краткое сообщение, обзор, научный доклад, научный отчет, реферат, статья, монография, диссертация; ключевое слово; структура научного произведения, содержание научного произведения, композиция научного произведения, библиографическое описание; цитата; пересказ; рецензия.


Наши рекомендации