Раздел 1. методологические основы научного исследования в социальной работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) разработана на основе образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).

Актуальность методологического знания для будущих специалистов по социальной работе определяется особенностями этапа познания, на котором находится современная теория и практика социальной работы. Профессиональная деятельность специалистов помогающих профессий предполагает овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения социальных проблем. В особенности это касается специалистов по социальной работе, которые должны быть компетентными в решении социально-педагогических проблем. В связи с этим выделяется ряд академических и профессиональных компетенций, освоение которых позволяют будущему специалисту по социальной работе - педагогу сформировать у себя исследовательскую компетентность – готовность и умения осуществлять поисково-исследовательскую деятельность в сфере социальной работы и социально-педагогической деятельности.

Исследовательская компетентность специалиста по социальной работе является достаточно актуальной как для совершенствования практики социально-педагогической деятельности, так и для развития социальной работы как науки. Кроме того, решение проблем в социальной сфере носит междисциплинарный характер, что предлагает глубокий поиск и анализ социальной информации, выявление новых научных знаний для их обоснованного использования в создании инновационного опыта социальной работы в целом и социально-педагогической деятельности в частности.

Программа учебной дисциплины «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) представляет собой систематическое программное изложение основных положений методологии и методов научного исследования, которые применяются в социальной работе и в социально-педагогической деятельности.

Цельосвоения дисциплины состоит в формировании у студентов знаний об основных принципах и методах научных исследований, наиболее полного комплексного представления о структуре и способах познания социальной и социально-педагогической реальности, умений и навыков исследовательской работы в области актуальных проблем теории и практики социальной работы. В результате освоения содержания образования по данной учебной дисциплине студент получает «ключ» к исследованию социальных и социально-педагогических механизмов взаимодействия человека и социума.

Задачиизучения учебной дисциплины:

– сформировать у студентов понятий о методологических знаниях, о современном состоянии процесса социального познания в исследуемой области, о перспективах и тенденциях его дальнейшего развития;

– подготовить студентов к методологическому анализу и выбору методов исследования, разработке технологии их применения в реальной научно-исследовательской работе;

– обучить студентов методике качественного и количественного анализа результатов исследований;

– сформировать у будущих специалистов по социальной работе умений использовать возможности системного подхода в изучении сложных социальных и социально-педагогических явлений и процессов, умений решать проблемы социальной работы на основе комплексного и междисциплинарного подходов к исследованию, умений организации исследования, апробации, оформления и презентации полученных результатов.

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста по социальной работе, связи с другими учебными дисциплинами

Учебная программа по учебной дисциплине «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) входит в цикл специальных дисциплин и предназначена для студентов первой ступени высшего образования, обучающихся по специальности 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).

Основой для освоения учебной дисциплины являются философские, социологические, психолого-педагогические знания, а также компетенции, формируемые в процессе изучения таких учебных дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Теоретические основы социальной работы» (Теория социальной работы). Учебная программа нацелена на формирование компетенций, необходимых для успешного освоения таких учебных дисциплин как «Педагогические основы социальной работы», «Технологии социальной работы».

Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность), который разработан с учетом требований компетентностного подхода.

В результате освоения учебной дисциплины студентдолжен знать:

- методологические основы социальных исследований, современные методологические подходы к изучению социального исследования;

- общенаучные, частнонаучные и специфические методы исследования, применимые в изучении социальной сферы;

- характеристики уровней научного исследования в социальной сфере;

- стратегии планирования исследования в социальной сфере;

- основы самостоятельного анализа явлений в социальной сфере.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- планировать научное исследование социальной сферы;

- осуществлять сбор и анализ научной информации из различных информационных источников;

- создавать инструментарий исследования;

- осуществлять выбор методов и методик для проведения исследования;

- анализировать информацию, полученную в ходе исследований;

- оформлять результаты научного исследования: писать аналитические и информационные отчеты, тезисы выступлений, статьи.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен владеть:

- понятийным аппаратом методологии научного исследования в социальной сфере;

- методами сбора и обработки информации в исследованиях социальной сферы;

- методами анализа, описания и представления данных.

Общее количество часов по дисциплине составляет – 160, из них 68 часов отведены на аудиторные занятия. Распределение по видам занятий: лекции – 26 часов, семинары – 18 часов, лабораторные занятия – 24 часа.

Для заочной формы получения образования:

· 5 лет обучения – аудиторных занятий 16 часов (лекции – 6 часов; семинары – 6 часов; лабораторные занятия – 4 часа).

· 3,5 года обучения – аудиторных занятий 18 часов (лекции – 10 часов; практические занятия – 8 часов).

Форма текущего контроля – экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема 3.1. Этапы и технология планирования научного исследования в социальной работе

Планирование научно-исследовательской работы. Виды планов. Стратегический план. Календарный план. Содержательный план научной работы и его структура. Программа исследования как стратегический документ и средство исследования. Обязательные компоненты программы исследования. Исследовательский проект и его содержание. Требования к научному исследованию в социальной работе: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Критерии эффективности исследования. Виды индивидуального и коллективного научного поиска.

Список литературы

Основная:

1. Берков, В.Ф. Общая методология науки: Учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 227 с.

2. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2007. – 208 с.

4. Клипинина, В.Н. Социальная педагогика: Введение в научное исследование: учеб.-метод. пособие / В.Н. Клипинина. – Минск: БГПУ, 2007. – 75 с.

5. Клипинина, В.Н. Методология и методы социально-педагогического исследования: учеб.-метод. пособие / В.Н Клипинина. – Минск: БГПУ, 2013. – 200 с.

6. Клипинина, В.Н. Социальная педагогика: Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы / В.Н. Клипинина, З.И. Прокопьева, А.М. Русецкая. – Минск: БГПУ, 2008. – 52 с.

7. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 496 с.

8. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – Спб.: Питер, 2004. – 184 с.

9. Социология: Учебник / Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – С. 824–1021.

Дополнительная:

1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 128 с.

2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: Тетра Системс, 2000. – Глава 2. Особенности и виды прикладных социологических исследований. – С. 19–31.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб. – М.: Питер, 2000. – 288 с.

4. Гольцова Н.В. Педагогическая социология / Н.В. Гольцова. – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.

5. Основы социально-психологических исследований / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007. – 234 с.

6. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Минск: Изд-во «Белорусская энциклопедия», 2003. – 256 с.

7. Социология. Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: «Тетра Системс», 2008. – Глава 4. – С. 440–553.

8. Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник / Л.Г. Судас, М.В. Юрасова – М.: ИНФРА-М, 2004. – 270 с.

9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание. Объяснение понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001. – 696 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Понятие о науке. Социальная работа как наука.

2. Поисково-исследовательская функция социального работника.

3. Понятие о научной методологии и ее уровнях в исследовании в сфере социальной работы.

4. Научное познание и его уровни.

5. Понятие о научном исследовании. Структура научного исследования в социальной работе.

6. Особенности научных исследований в социальной работе.

7. Классификация научных исследований.

8. Понятие о методологическом обосновании исследования в социальной работе. Область исследования и критерии ее выбора.

9. Проблема исследования.

10. Цель и задачи исследования.

11. Объект и предмет исследования.

12. Гипотеза исследования. Правила формулирования научной гипотезы.

13. Социальные факты как первичные результаты исследования.

14. Способы и этапы обработки фактов в исследовании в сфере социальной работы.

15. Понятие о методологических принципах научного исследования и их общая характеристика.

16. Этапы научного исследования и их характеристика.

17. Логика развития научного знания.

18. Понятие о формах организации исследования и их классификация в зависимости от решаемых задач.

19. Повторное исследование, его виды и возможности в социальной работе.

20. Полевое исследование и его возможности в социальной работе.

21. Социальное обследование как форма организации исследования в социальной работе.

22. Инновационные формы организации исследования в социальной работе. Action research.

23. Понятие о методе, методике и технологии исследования. Структура метода исследования.

24. Классификация методов исследования: многообразие подходов.

25. Оптимальная классификация методов исследования в социальной работе.

26. Критерии и принципы выбора методов исследования.

27. Теоретические методы исследования и их особенности в социальной работе. Диалектико-материалистический метод познания.

28. Методы теории познания и их использование в социальной работе.

29. Анализ и синтез как методы теоретического исследования.

30. Информационный поиск. Метод анализа научной литературы.

31. Наблюдение как метод исследования в социальной работе.

32. Общая характеристика методов опроса. Виды опроса.

33. Беседа как метод исследования в социальной работе.

34. Анкетирование как метод исследования в социальной работе.

35. Интервьюирование. Виды и этапы интервью.

36. Анализ продуктов деятельности как метод эмпирического исследования в социальной работе.

37. Понятие о документах как источниках эмпирической информации в социальной работе. Качественный и количественный анализ документов.

38. Понятие о социальной диагностике. Психодиагностические методы исследования.

39. Тестирование как метод исследования в социальной работе.

40. Виды тестов и их общая характеристика.

41. Проективные тесты, техники и методики.

42. Рисуночные тесты и их возможности в исследовании в сфере социальной работы.

43. Экспертные методы и их использование в исследовании в сфере социальной работы.

44. Социометрия и референтометрия как методы исследования в социальной работе.

45. Общая характеристика экспериментальных методов. Виды социального эксперимента.

46. Технология экспериментального исследования.

47. Понятие об опытно-экспериментальной социальной работе. Критерии эффективности опытно-экспериментальной социальной работы.

48. Требования к экспериментальному исследованию в социальной работе. Достоинства и недостатки эксперимента в социально-гуманитарных исследованиях.

49. Изучение, анализ и обобщение опыта социальной работы.

50. Изучение случая.

51. Биографический метод исследования.

52. Инновационные методики исследования: Метод фокус-групп. Дельфи-метод. Социальный мониторинг.

53. Обработка и анализ результатов исследования в социальной работе.

54. Качественные методы обработки результатов исследования.

55. Количественные методы и их использование в исследовании в сфере социальной работы.

56. Понятие о выборочном методе.

57. Количественный анализ и его виды.

58. Исследовательский проект и его возможности в социальной работе.

59. Планирование исследования в социальной работе.

60. Требования к исследованию в сфере социальной работы. Показатели качества и критерии его оценки.

61. Этические проблемы научного исследования.

62. Технология наблюдения (показать на примере).

63. План и программа наблюдения (показать на примере).

64. Виды вопросов, применяемых в опросных методиках. (Приведите примеры).

65. Технология построения опросного листа (показать на примере).

66. Технология разработки анкеты и ее структура. (Приведите пример).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) разработана на основе образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).

Актуальность методологического знания для будущих специалистов по социальной работе определяется особенностями этапа познания, на котором находится современная теория и практика социальной работы. Профессиональная деятельность специалистов помогающих профессий предполагает овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения социальных проблем. В особенности это касается специалистов по социальной работе, которые должны быть компетентными в решении социально-педагогических проблем. В связи с этим выделяется ряд академических и профессиональных компетенций, освоение которых позволяют будущему специалисту по социальной работе - педагогу сформировать у себя исследовательскую компетентность – готовность и умения осуществлять поисково-исследовательскую деятельность в сфере социальной работы и социально-педагогической деятельности.

Исследовательская компетентность специалиста по социальной работе является достаточно актуальной как для совершенствования практики социально-педагогической деятельности, так и для развития социальной работы как науки. Кроме того, решение проблем в социальной сфере носит междисциплинарный характер, что предлагает глубокий поиск и анализ социальной информации, выявление новых научных знаний для их обоснованного использования в создании инновационного опыта социальной работы в целом и социально-педагогической деятельности в частности.

Программа учебной дисциплины «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) представляет собой систематическое программное изложение основных положений методологии и методов научного исследования, которые применяются в социальной работе и в социально-педагогической деятельности.

Цельосвоения дисциплины состоит в формировании у студентов знаний об основных принципах и методах научных исследований, наиболее полного комплексного представления о структуре и способах познания социальной и социально-педагогической реальности, умений и навыков исследовательской работы в области актуальных проблем теории и практики социальной работы. В результате освоения содержания образования по данной учебной дисциплине студент получает «ключ» к исследованию социальных и социально-педагогических механизмов взаимодействия человека и социума.

Задачиизучения учебной дисциплины:

– сформировать у студентов понятий о методологических знаниях, о современном состоянии процесса социального познания в исследуемой области, о перспективах и тенденциях его дальнейшего развития;

– подготовить студентов к методологическому анализу и выбору методов исследования, разработке технологии их применения в реальной научно-исследовательской работе;

– обучить студентов методике качественного и количественного анализа результатов исследований;

– сформировать у будущих специалистов по социальной работе умений использовать возможности системного подхода в изучении сложных социальных и социально-педагогических явлений и процессов, умений решать проблемы социальной работы на основе комплексного и междисциплинарного подходов к исследованию, умений организации исследования, апробации, оформления и презентации полученных результатов.

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста по социальной работе, связи с другими учебными дисциплинами

Учебная программа по учебной дисциплине «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) входит в цикл специальных дисциплин и предназначена для студентов первой ступени высшего образования, обучающихся по специальности 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).

Основой для освоения учебной дисциплины являются философские, социологические, психолого-педагогические знания, а также компетенции, формируемые в процессе изучения таких учебных дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Теоретические основы социальной работы» (Теория социальной работы). Учебная программа нацелена на формирование компетенций, необходимых для успешного освоения таких учебных дисциплин как «Педагогические основы социальной работы», «Технологии социальной работы».

Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Теоретические основы социальной работы» (Методология и методы исследования в социальной работе) определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность), который разработан с учетом требований компетентностного подхода.

В результате освоения учебной дисциплины студентдолжен знать:

- методологические основы социальных исследований, современные методологические подходы к изучению социального исследования;

- общенаучные, частнонаучные и специфические методы исследования, применимые в изучении социальной сферы;

- характеристики уровней научного исследования в социальной сфере;

- стратегии планирования исследования в социальной сфере;

- основы самостоятельного анализа явлений в социальной сфере.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- планировать научное исследование социальной сферы;

- осуществлять сбор и анализ научной информации из различных информационных источников;

- создавать инструментарий исследования;

- осуществлять выбор методов и методик для проведения исследования;

- анализировать информацию, полученную в ходе исследований;

- оформлять результаты научного исследования: писать аналитические и информационные отчеты, тезисы выступлений, статьи.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен владеть:

- понятийным аппаратом методологии научного исследования в социальной сфере;

- методами сбора и обработки информации в исследованиях социальной сферы;

- методами анализа, описания и представления данных.

Общее количество часов по дисциплине составляет – 160, из них 68 часов отведены на аудиторные занятия. Распределение по видам занятий: лекции – 26 часов, семинары – 18 часов, лабораторные занятия – 24 часа.

Для заочной формы получения образования:

· 5 лет обучения – аудиторных занятий 16 часов (лекции – 6 часов; семинары – 6 часов; лабораторные занятия – 4 часа).

· 3,5 года обучения – аудиторных занятий 18 часов (лекции – 10 часов; практические занятия – 8 часов).

Форма текущего контроля – экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Наши рекомендации