Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО)

Вопрос

8.6.1. Коэффициент корреляции Пирсона

Линейный корреляционный анализ позволяет установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона.

В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

где - Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru значения, принимаемые переменной X,

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru - значения, принимаемые переменой Y,

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru - средняя по X,

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru - средняя по Y.

Расчет коэффициента корреляции Пирсона предполагает, что переменные Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru и Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru распределены нормально.

Даная формула предполагает, что из каждого значения Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru переменной X, должно вычитаться ее среднее значение . Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru Это не удобно, поэтому для расчета коэффициента корреляции используют не данную формулу, а ее аналог, получаемый с помощью преобразований:

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

Используя данную формулу, решим следующую задачу:

Пример: 20 школьникам были даны тесты на наглядно-образное и вербальное мышление. Измерялось среднее время решения заданий теста в секундах. Психолога интересует вопрос: существует ли взаимосвязь между временем решения этих задач? Переменная X - обозначает среднее время решения наглядно-образных, а переменная Y - среднее время решения вербальных заданий тестов.

Для решения данной задачи представим исходные данные в виде табл. 12, в которой введены дополнительные столбцы, необходимые для расчета по формуле

В табл. 12 даны индивидуальные значения переменных X и Y, построчные произведения переменных X и Y, квадраты переменных всех индивидуальных значений переменных X и Y, а также суммы всех вышеперечисленных величин.

Таблица 12

№ испытуемых X Y X Y X X Y Y

Среднее время решения наглядно-образных заданий Среднее время решения вербальных заданий

1 19 17 323 361 289

2 32 7 224 1024 49

3 33 17 561 1089 289

4 44 28 1232 1936 784

5 28 27 756 784 729

6 35 31 1085 1225 961

7 39 20 780 1521 400

8 39 17 663 1521 289

9 44 35 1540 1936 1225

10 44 43 1892 1936 1849

11 24 10 240 576 100

12 37 28 1036 1369 784

13 29 13 377 841 169

14 40 43 1720 1600 1849

15 42 45 1890 1764 2025

16 32 24 768 1024 5760

17 48 45 2160 2304 2025

18 42 26 1092 1764 676

19 33 16 528 1089 256

20 47 26 1222 2209 676

Сумма 731 518 20089 27873 16000

Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле:

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

Определяем критические значения для полученного коэффициента корреляции по табл. 19 приложения 6.

Отметим, что в табл. 19 приложения 6 величины критических значений коэффициентов линейной корреляции Пирсона даны по абсолютной величине. Следовательно, при получении как положительного, так и отрицательного коэффициента корреляции по формуле оценка уровня значимости этого коэффициента проводится по той же таблице приложения без учета знака, а знак добавляется для дальнейшей интерпретации характера связи между переменными X и Y.

При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента корреляции Пирсона Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru число степеней свободы рассчитывается как Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru .

В нашем случае k = 20, поэтому n - 2 = 20 - 2 = 18. В первом столбце табл. 19 приложения 6 в строке, обозначенной числом 18, находим : Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

0,44 для P Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru 0,05

0,56 для P Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru 0,01

Строим соответствующую ``ось значимости'':

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

Ввиду того, что величина расчетного коэффициента корреляции попала в зону значимости - отвергается Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru и принимается гипотеза Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru . Иными словами, связь между временем решения наглядно-образных и вербальных задач статистически значима на 1% уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем выше среднее время решения наглядно-образных задач, тем выше среднее время решения вербальных и наоборот.

Для применения коэффициента корреляции Пирсона, необходимо соблюдать следующие условия:

Сравниваемые переменные должны быть получены в интервальной шкале или шкале отношений.

Распределения переменных X и Y должны быть близки к нормальному.

Число варьирующих признаков в сравниваемых переменных X и Y должно быть одинаковым.

Таблицы уровней значимости для коэффициента корреляции Пирсона (таблица 19 приложения 6) рассчитаны от n = 5 до n = 1000. Оценка уровня значимости по таблицам осуществляется при числе степеней свободы k = n - 2.

Вопрос

Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах опросника по 3 "буферных" вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов.

1. Фактор А: «замкнутость – общительность»

А- / 0-6 баллов А+ / 7-12 баллов

Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов.

2. Фактор В: интеллект

B- / 0-3 балла B+ / 4-8 баллов

Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»

C- / 0-6 баллов C+ / 7-12 баллов

Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Вопрос

В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.

Наиболее важными из них являются "экстраверсия-интроверсия" и "тревожность-приспособленность".

Вопрос

Вопрос.

Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, “Я-образом” или “Я-концепцией”.В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники и др. К стандартизированному типу методик психодиагностического исследования самосознания относятся тест-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе.Стандартизованные самоотчеты.К этому типу методик относятся, прежде всего тест-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Контрольные списки также являются разновидностью стандартизованного самоотчета. От опросников их отличает краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных.

Вопрос

ТЕСТЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ - это тесты, которые направлены на диагностическое измерение уровня знаний в определенной образовательной сфере. Они призваны решать педагогические (дидактические) задачи, связанные с корректировкой учебной деятельности учащегося в процессе обучения. В этом смысле ТД – это тесты текущего контроля знаний (в отличие от тестов входного, рубежного и итогового контроля).

Вопрос

НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест (norm-referenced test) позволяет ранжировать испытуемых по уровню знаний. Такой тест позволяет сравнивать учебные достижения испытуемых друг с другом. Целью нормативно-ориентированного теста является упорядочение испытуемых по уровню их подготовленности. В результате может оказаться, что все испытуемые плохо справились с тестом - получили низкие индивидуальные баллы. Тем не менее, и в этом случае можно ранжировать испытуемых - кто-то получил низкий балл, а кто-то еще ниже. Возможны случаи, когда какое-то задание не дифференцирует испытуемых, например, задание легкое и все успешно на него ответили. И наоборот, очень трудное задания и все на него не ответили. Такие задания не позволяют провести ранжирование и, поэтому, должны быть удалены из теста. Если все испытуемые не ответили ни на одно задание, или верно ответили на все задания, то нормативно-ориентированный тест не работает, так как не позволяет достичь поставленной цели и подлежит дальнейшей переработке. Отметим, что, возможно, этот тест неплохо будет работать как критериально-ориентированный.

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест (criterion-referenced test) позволяет выявить степень усвоения испытуемым определенного раздела в заданной предметной области. Эти тесты появились в 60-х годах прошлого века, то есть значительно позже нормативно-ориентированных. Критериально-ориентированные тесты в свою очередь делятся на domain-referenced test (ориентированные на предметную область) и mastery-tests (квалификационные тесты). Целью критериально-ориентированного теста является выяснение - знает ли испытуемый стандартный учебный материал (предмет, раздел, тему). В результате тестирования может оказаться, что все испытуемые успешно выполнили все задания. Это означает, что они освоили учебный материал. Если все испытуемые не справились с заданиями теста, то это означает, что учебный материал не усвоен. В обоих случаях тест выполнил свою задачу.

Вопрос

На первом этапе диагностирования важно выявить потенциальные возможности развития общих и специальных способностей, т.к. первые являются общими по отношению к любому, виду деятельности, вторые - связаны с конкретным видом деятельности. Для каждого возраста необходим свой набор тестов для исследования как общих, так и специальных способностей.

Вопрос

По характеру действий:

· вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий - словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);

· невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами - карточками, блоками, деталями).

Н. т. и. — это тесты, составленные из неязыковых заданий, проводимые с минимальным использованием речи или вообще без нее и предположительно измеряющие интеллектуальную способность. Не требующий навыков чтения (nonreading) тест не требует от тестируемого умений читать или писать, но может предполагать частичное вербальное участие, такое, напр., как понимание устных инструкций идентифицировать картинку. Задания, наз. обычно «невербальными», включают расположение картинок в определенной последовательности, нахождение недостающих деталей на картинках, рисование людей или животных, идентификацию встроенных фигур (нахождение геометрического паттерна в области более крупного паттерна) и заполнение пропущенных элементов матриц. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В вербальныхтестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Вопрос

Вопрос

Средства профилактики:

1.продумать выбор времени,2.определить разумно продолжение,3.Комфортность помещения(темература,свет,пространство),4.разьяснение целей и задачь тетирования.5.внешний вид диагноста.

Вопрос

Вопрос и 37 вопрос

Методы диагностирования:

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru психологическая готовность к школе (беседа, вопросы, наблюдение за поведением);

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru развитие школьно-значимых функций (тест фонематического слуха);

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru диагностика мелкой моторики руки (копирование слов, графический диктант);

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru для понятийности используются тесты набора обще употребляемых слов.

Вопрос

По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». «Напряжение».Переживание психотравмирующих обстоятельств;Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;Тревога и депрессия.

"Резистенция».Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;Эмоционально-нравственная дезориентация;Расширение сферы экономии эмоций;Редукция профессиональных обязанностей.«Истощение».Эмоциональный дефицит;Эмоциональная отстраненность;Личностная отстраненность (деперсонализация);Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Вопрос

В.В.Бойко определяет эмпатию как «форму рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая является утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека». Опросник состоит из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.6 шкал позволяющие выявить уровень эмпатии.

Вопрос

Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т.д. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие "сигналов" для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем при применений других методов.

Вопрос

Тест "Рисунок семьи"

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Инструкция 1 к тесту "Рисунок семьи": "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово " семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует, лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:1. Скажи, кто тут нарисован?2. Где они находятся?3. Что они делают? Кто это придумал?4. Им весело или скучно? Почему?5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Вопрос

8.6.1. Коэффициент корреляции Пирсона

Линейный корреляционный анализ позволяет установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона.

В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

где - Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru значения, принимаемые переменной X,

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru - значения, принимаемые переменой Y,

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru - средняя по X,

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru - средняя по Y.

Расчет коэффициента корреляции Пирсона предполагает, что переменные Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru и Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru распределены нормально.

Даная формула предполагает, что из каждого значения Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru переменной X, должно вычитаться ее среднее значение . Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru Это не удобно, поэтому для расчета коэффициента корреляции используют не данную формулу, а ее аналог, получаемый с помощью преобразований:

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

Используя данную формулу, решим следующую задачу:

Пример: 20 школьникам были даны тесты на наглядно-образное и вербальное мышление. Измерялось среднее время решения заданий теста в секундах. Психолога интересует вопрос: существует ли взаимосвязь между временем решения этих задач? Переменная X - обозначает среднее время решения наглядно-образных, а переменная Y - среднее время решения вербальных заданий тестов.

Для решения данной задачи представим исходные данные в виде табл. 12, в которой введены дополнительные столбцы, необходимые для расчета по формуле

В табл. 12 даны индивидуальные значения переменных X и Y, построчные произведения переменных X и Y, квадраты переменных всех индивидуальных значений переменных X и Y, а также суммы всех вышеперечисленных величин.

Таблица 12

№ испытуемых X Y X Y X X Y Y

Среднее время решения наглядно-образных заданий Среднее время решения вербальных заданий

1 19 17 323 361 289

2 32 7 224 1024 49

3 33 17 561 1089 289

4 44 28 1232 1936 784

5 28 27 756 784 729

6 35 31 1085 1225 961

7 39 20 780 1521 400

8 39 17 663 1521 289

9 44 35 1540 1936 1225

10 44 43 1892 1936 1849

11 24 10 240 576 100

12 37 28 1036 1369 784

13 29 13 377 841 169

14 40 43 1720 1600 1849

15 42 45 1890 1764 2025

16 32 24 768 1024 5760

17 48 45 2160 2304 2025

18 42 26 1092 1764 676

19 33 16 528 1089 256

20 47 26 1222 2209 676

Сумма 731 518 20089 27873 16000

Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле:

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

Определяем критические значения для полученного коэффициента корреляции по табл. 19 приложения 6.

Отметим, что в табл. 19 приложения 6 величины критических значений коэффициентов линейной корреляции Пирсона даны по абсолютной величине. Следовательно, при получении как положительного, так и отрицательного коэффициента корреляции по формуле оценка уровня значимости этого коэффициента проводится по той же таблице приложения без учета знака, а знак добавляется для дальнейшей интерпретации характера связи между переменными X и Y.

При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента корреляции Пирсона Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru число степеней свободы рассчитывается как Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru .

В нашем случае k = 20, поэтому n - 2 = 20 - 2 = 18. В первом столбце табл. 19 приложения 6 в строке, обозначенной числом 18, находим : Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

0,44 для P Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru 0,05

0,56 для P Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru 0,01

Строим соответствующую ``ось значимости'':

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru

Ввиду того, что величина расчетного коэффициента корреляции попала в зону значимости - отвергается Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru и принимается гипотеза Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО) - student2.ru . Иными словами, связь между временем решения наглядно-образных и вербальных задач статистически значима на 1% уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем выше среднее время решения наглядно-образных задач, тем выше среднее время решения вербальных и наоборот.

Для применения коэффициента корреляции Пирсона, необходимо соблюдать следующие условия:

Сравниваемые переменные должны быть получены в интервальной шкале или шкале отношений.

Распределения переменных X и Y должны быть близки к нормальному.

Число варьирующих признаков в сравниваемых переменных X и Y должно быть одинаковым.

Таблицы уровней значимости для коэффициента корреляции Пирсона (таблица 19 приложения 6) рассчитаны от n = 5 до n = 1000. Оценка уровня значимости по таблицам осуществляется при числе степеней свободы k = n - 2.

Вопрос

Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах опросника по 3 "буферных" вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов.

1. Фактор А: «замкнутость – общительность»

А- / 0-6 баллов А+ / 7-12 баллов

Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов.

2. Фактор В: интеллект

B- / 0-3 балла B+ / 4-8 баллов

Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»

C- / 0-6 баллов C+ / 7-12 баллов

Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Вопрос

В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.

Наиболее важными из них являются "экстраверсия-интроверсия" и "тревожность-приспособленность".

Вопрос

Патохарактероалогический Диагностический Опросник.(ПДО)

Разработан на основе теории Леонгарда. Состоит из 25 карт-таблиц, которые относятся к конкретной области жизни человека. Эти карты включают 10-12 вопросов. Исследование проходит в 2 этапа: 1)Подросток должен выбрать 1-3 утверждения, которые ему подходят. 2)Подросток выбирает 1-3 утверждения которые ему не подходят. Время 30-60мин.

Вопрос.

Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, “Я-образом” или “Я-концепцией”.В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники и др. К стандартизированному типу методик психодиагностического исследования самосознания относятся тест-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе.Стандартизованные самоотчеты.К этому типу методик относятся, прежде всего тест-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Контрольные списки также являются разновидностью стандартизованного самоотчета. От опросников их отличает краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных.

Вопрос

ТЕСТЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ - это тесты, которые направлены на диагностическое измерение уровня знаний в определенной образовательной сфере. Они призваны решать педагогические (дидактические) задачи, связанные с корректировкой учебной деятельности учащегося в процессе обучения. В этом смысле ТД – это тесты текущего контроля знаний (в отличие от тестов входного, рубежного и итогового контроля).

Вопрос

НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест (norm-referenced test) позволяет ранжировать испытуемых по уровню знаний. Такой тест позволяет сравнивать учебные достижения испытуемых друг с другом. Целью нормативно-ориентированного теста является упорядочение испытуемых по уровню их подготовленности. В результате может оказаться, что все испытуемые плохо справились с тестом - получили низкие индивидуальные баллы. Тем не менее, и в этом случае можно ранжировать испытуемых - кто-то получил низкий балл, а кто-то еще ниже. Возможны случаи, когда какое-то задание не дифференцирует испытуемых, например, задание легкое и все успешно на него ответили. И наоборот, очень трудное задания и все на него не ответили. Такие задания не позволяют провести ранжирование и, поэтому, должны быть удалены из теста. Если все испытуемые не ответили ни на одно задание, или верно ответили на все задания, то нормативно-ориентированный тест не работает, так как не позволяет достичь поставленной цели и подлежит дальнейшей переработке. Отметим, что, возможно, этот тест неплохо будет работать как критериально-ориентированный.

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест (criterion-referenced test) позволяет выявить степень усвоения испытуемым определенного раздела в заданной предметной области. Эти тесты появились в 60-х годах прошлого века, то есть значительно позже нормативно-ориентированных. Критериально-ориентированные тесты в свою очередь делятся на domain-referenced test (ориентированные на предметную область) и mastery-tests (квалификационные тесты). Целью критериально-ориентированного теста является выяснение - знает ли испытуемый стандартный учебный материал (предмет, раздел, тему). В результате тестирования может оказаться, что все испытуемые успешно выполнили все задания. Это означает, что они освоили учебный материал. Если все испытуемые не справились с заданиями теста, то это означает, что учебный материал не усвоен. В обоих случаях тест выполнил свою задачу.

Вопрос

На первом этапе диагностирования важно выявить потенциальные возможности развития общих и специальных способностей, т.к. первые являются общими по отношению к любому, виду деятельности, вторые - связаны с конкретным видом деятельности. Для каждого возраста необходим свой набор тестов для исследования как общих, так и специальных способностей.

Вопрос

По характеру действий:

· вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий - словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);

· невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами - карточками, блоками, деталями).

Н. т. и. — это тесты, составленные из неязыковых заданий, проводимые с минимальным использованием речи или вообще без нее и предположительно измеряющие интеллектуальную способность. Не требующий навыков чтения (nonreading) тест не требует от тестируемого умений читать или писать, но может предполагать частичное вербальное участие, такое, напр., как понимание устных инструкций идентифицировать картинку. Задания, наз. обычно «невербальными», включают расположение картинок в определенной последовательности, нахождение недостающих деталей на картинках, рисование людей или животных, идентификацию встроенных фигур (нахождение геометрического паттерна в области более крупного паттерна) и заполнение пропущенных элементов матриц. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В вербальныхтестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Вопрос

Наши рекомендации