Дифференциально-диагностический опросник

la Ухаживать за животными или 16 Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Помогать больным людям, лечить их или 26 Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
За Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 36 Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) или 46 Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 56 Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 66 Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 76 Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) или 86 Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 96 Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных или 106 Выполнять вычисления, расчеты
11а Выводить новые сорта растений или 116 Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать или 126 Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности или 136 Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 146 Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или 156 Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице или 166 Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 176 Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п. или 186 Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 196 Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 206 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДДО



п т ч X
1 16 За
■ / 4а
   
   
     
10а      
п т ч X  
11а 12а 13а  
14а 15а  
16а     17а  
  18а    
  19а      
20а        
                   

Склонности молодого человека при решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего в рамках перечисленной выше классификации профессий. Это можно сделать с помощью разработанного тем же автором дифференци-ровочного диагностического опросника (ДДО)1.

Перед испытуемым ставится задача дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс ( + ). Если определенно нравится — два плюса (++), а если очень нравится — три плюса (+ + +)• Если скорее не нравится, чем нравится,— один минус (—), если определенно не нравится — два минуса (-------), а если

очень не нравится — три минуса

(--------------)■

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитывают-ся по каждой колонке «Листа ответов ДДО» (итог может быть выражен как алгебраическая сумма). Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Следует оговорить, что результаты ДДО, характеризуя склонность испытуемого в данный момент, в какой-то мере характеризуют и его способности. Но лишь в какой-*то мере.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобраз-

1 См.: Климов Е. А. Как выбрать профессию: Книга для учащихся. М., 1984, с. 145 — 147.

ным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогической деятельности и способностей:

конструктивные;

организаторские;

коммуникативные.

В соответствии с этими компонентами деятельности педагог должен обладать соответствующими способностями.

Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Вопросы и задания

1. В зависимости от состояний человека у него может меняться темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности относятся к темпераменту? Укажите те особенности, которые относятся к темпераменту, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

2. Как известно, многие свойства темперамента принадлежат к тем индивидуально-психологическим особенностям человека,

которые выявляются в раннем детстве. Можно ли на основании этого сделать какие-либо предположения о сохранности этих свойств в дальнейшем? Чем это объясняется?

3. В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические*

характеристики, такие, как быстрота и интенсивность реакций, легкость или трудность их возникновения?

4. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

5. Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно ли социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента?

6. Используя таблицу на с. 221, объясните зависимость свойств темперамента от основных свойств нервной системы. Чем обусловлена эта зависимость?

7. Одна из методик изучения свойств типа нервной системы у человека состоит в измерении динамики латентных периодов двигательной реакции, которая многократно (70 раз) повторяется в ответ на один и тот же раздражитель (например, звук).

Сравните средний латентный период реакции в начале опыта и в конце. У одних испытуемых разница оказывается незначительной или даже в конце опыта латентный период уменьшается, у других, наоборот, он заметно увеличивается.

Какие свойства нервной системы выявляются в данном опыте? Что дает данная методика для раскрытия темперамента?

8. Проанализируйте случаи проявления у одного человека нескольких темпераментов, случаи маскировки темперамента.

9. Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чем общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а общественными закономерностями.

10. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера?

11. Чем объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно? Приведите примеры, подтверждающие, что характер формируется в течение жизни, путем воспитания, а не является прирожденным и неизменным.

12. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость

между способностями, умениями и знаниями?

13. Проведите наблюдение и определите: какие из компонентов литературных, математических, конструктивно-технических способностей обнаруживаются у способных уча-1й,йх<*я "при выполнении "предложенного задания. Чем отличается психическая деятельность способных от психической деятельности неспособных учащихся?

14. Группе учащихся, которые считаются способными к математике, предложите решить несколько примеров. Сравните процесс решения задач и результаты деятельности каждого ученика. Какие компоненты математических способностей удается обнаружить?

15. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.

16. Наблюдаются случаи, когда ребенок имеет все условия для развития способностей, рано проявляет задатки в определенной области. Всегда ли задатки будут развиваться? От каких факторов зависит развитие способностей?

17. Способности ребенка проявляются и развиваются в его деятельности, особенно в учебной.

Продумайте: в чем заключается связь способностей со знаниями, умениями и навыками? Приведите примеры из вашего педагогического опыта.

Как, по вашему мнению, следует организовать работу с детьми, проявляющими определенные способности к предмету?

Выполните задания: определите учеников вашего класса, у которых наиболее ярко выражены способности к преподаваемому вами предмету. Опишите, в чем они проявляются.

Проанализируйте сочинения группы учащихся с точки зрения поэтического восприятия ими действительности (наблюдательность, эмоциональность, впечатлительность, образная память, образное мышление, точность и выразительность языка).

В процессе решения математической (физической) задачи обратите внимание на умение учеников обобщать, на характер рассуждений и системы соответствующих действий в процессе решения, гибкость мыслительных процессов, способность к быстрому переключению с прямого на обратный ход мысли и т. д. В итоге сделайте выводы о развитии литературных и математических способностей школьников.

18. Отберите для наблюдения трех учеников (подвижного, медлительного и уравновешенного).

Постарайтесь установить: как быстро они

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. XIII.18U—5).

включаются в занятия после перерыва? Каковы темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление? В каком темпе они работают, доводят ли начатое до конца?

Сделайте вывод о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента.

Каковы особенности работы с холериками, флегматиками, меланхоликами? Как вы учитываете типы темпераментов учащихся в своей педагогической деятельности?

Выявить силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов можно с помощью следующего эксперимента:

группе испытуемых предложить прочитать небольшой текст, записать его (по памяти), подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя, определение — волнистой линией, дополнение — пунктиром, обстоятельство — точками.

В процессе выполнения задания обратить внимание на двигательную активность испытуемых — присуща им подвижность или медлительность? Наличие торопливости.

По общей работоспособности можно судить о силе или слабости типа высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость говорит о слабости типа).

При преобладании возбуждения над торможением испытуемым добавляют лишние элементы. Различную степень подвижности характеризуют скорость перехода от выполнения задания одного вида к другому и ошибки при этом.

19. Характер человека проявляется в его поступках, в поведении и деятельности. Поэтому для изучения характера следует проанализировать поступки человека. Для изучения выделите группу учащихся (8—10 человек) и постарайтесь установить:

особенности их поведения в обычной деятельности (на уроке) и в ходе спортивного соревнования (обратить внимание на активность и проявление волевых качеств характера), во время трудовой деятельности;

выполнение порученного задания (домашние уроки, общественные поручения, помощь семье и т. д.). Это позволит выявить отношение к коллективу, развитие чувства долга;

взаимоотношения с товарищами по классу.

Ученики, за которыми вы ведете наблюдения, не должны об этом знать.

Как вы в своей педагогической деятельности воспитываете положительные черты характера у учащихся (коллективизм, трудолюбие, любовь к Родине и т. д.) и преодолеваете отрицательные?

20. Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором ярко раскрываются отдельные черты характера (можно использовать отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. А. Сухомлинского «Дума о человеке» и др.).

После прочтения рассказа проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившиеся черты?

21. Определите индивидуально-психологические особенности личности ребенка по предъявляемым ниже фотографиям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Внимание и наблюдательность

Каку вас свниманием? Задание (рис. 1), которое здесь предлагается,— одно из многих испытаний на концентрацию и- переключение внимания для лиц, готовящихся стать операторами. Итак, надо оценить и просуммировать показания нескольких групп стрелочных приборов с учетом знака и цены деления. Какие именно приборы составляют каждую из групп (всего их пять), показывают схемы «маршрута» суммирования, помещенные внизу. Заметьте, сколько секунд вы затратили на выполнение всего задания; подсчитайте количество правильных ответов (они даны ниже). Теперь рассчитайте коэффициент полезной работы К, характеризующий успешность выполнения теста:

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

JiT-f ■ 10*.

Если К получился более 190 отлично; 181 —190 — хорошо; 171 180 — удовлетворительно; 161 170 — плохо.

Рис. 1.

Поиск закономерностей. В левом квадрате (рис. 2) в определенном порядке помещены восемь физиономий. Найдите закономерность, по которой они расположены, и определите, какое лицо из первого квад-

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 2.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 3.

рата должно занять свободное место в левом.

На первый взглядэти две картинки (рис. 3) совершенно одинаковые. Но если вы приглядитесь внимательно, то найдете по крайней мере 12 различий.

Отпечатки на руке.На каждой из четырнадцати ладоней (рис. 4) показаны места соприкосновения с

одним из четырнадцати предметов: дверной ручкой, карандашом, отверткой, зонтиком, зубной щеткой, клещами, молотком, ложкой, чайной чашкой, ключом, ножницами, бутылкой, телефонной трубкой, электрической лампочкой.

Определите, какой предмет держала каждая рука.

Жалко вазу!Хозяйка вытирала

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Ряс. 4.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 5.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 6.

вазу (рис. 5), сделала неловкое движение и выронила ее. Попытайтесь по черепкам определить, какая из шести представленных на рисунке ваз разбилась.

Лабиринт(рис. 6). Дорожки лабиринта расположены в трех уровнях. Задача состоит в том, чтобы попасть из точки входа вверху лабиринта в комнату, расположенную в его центре.

Сообразительность

Футбольный турнир.Одна из страниц справочника «Футбол» с опубликованной на ней таблицей областных финальных игр по футболу оказалась залитой чернилами. Все, что осталось от таблицы, имело следующий вид.

  В НПО м
1, Динамо   7:0
2. Спартак   4:4
3. Торпедо     1:7
4. Зенит     5:4
5. Алмаз   :3

Попробуйте восстановить таблицу и определите результаты всех

матчей этого финала. При этом следует помнить, что: 1) За выигрыш команда получает 2 очка, за ничью — 1 очко, за проигрыш — 0 очков, 2) Команды в турнирной таблице расположены в соответствии с занятыми местами. 3) При распределении мест в случае равенства очков во внимание принималась разница забитых и пропущенных мячей.

Числовой ребус.В примере на сложение двух простых чисел все цифры заменены буквами (Регул — это звезда в созвездии Льва). Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры. Восстановите первоначальный вид примера. i Альфа Льва Регул

Группировка имен.Расклассифицируйте в группы шесть приведенных ниже имен по любым обобщающим признакам. В качестве примера можно привести группу 1, 4, 5, составленную из женских имен. Сколько еще групп вам удастся выделить?

1. Гертруда. 2. Билл. 3. Алекс. 4. Кэрри. 5. Белла. 6. Дон.

Утилизирование предметов.Составьте список, в котором должны быть перечислены всевозможные применения следующих вещей: кирпич, щетка для обуви, карандаш. Постарайтесь придумать максимальное число этих вариантов.

При этом учтите, что ответы должны быть реальными, осмысленными.

На составление списка по каждому из предметов отводится 5 минут.

Подобие фигур.Из шести фигур, приведенных на рисунке 7, выделите группы, которые объединяются общими признаками.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 7.

Крестики-нолики(рис. 8).Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с этой немудреной, но довольно интересной игрой: на неограниченном клетчатом поле надо построить в линию (по горизонтали, вертикали или диагонали) пять своих фигур. Такая же задача — построить пять своих фигур в линию и не дать противнику опередить себя — стоит перед соперником.

Вероятно, далеко не все знают, что эта игра имеет тысячелетнюю историю. Это игра международная, правда, в разных странах она называется по-разному.

Вам представляется возможность пополнить свой теоретический багаж построения стратегически выигранных позиций в предстоящих сражениях, решив предлагаемые задачи.

В них даются типовые позиции, приводящие к победе. Для того чтобы можно было записать и партию и ответ с помощью нотации, взята часть поля 10 X10 клеток. Каждая из задач начинается с хода крестиком, выигрыш достигается в указанное число ходов.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Задача N" 1 Выигрыш в 4 хода

Задача № 2 Выигрыш в 4 кода

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Задача № 3 Выигрыш в 4 хода

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 8.

Задача № 4 Выигрыш в 5 ходов

Испытание. Пятеро друзей решили записаться в кружок любителей логических задач. Но староста кружка предложил им вначале выдержать вступительный экзамен. «Вы будете приходить к нам каждый вечер, семь дней подряд. При этом вы должны соблюсти несколько условий. Вот они:

1. Если Андрей приходит вместе с Дмитрием, то Борис должен отсутствовать, но если Дмитрий отсутствует, то Борис должен быть, а Виктор пусть не приходит.

2. Андрей и Виктор одновременно не присутствуют и не отсутствуют.

3. Если Дмитрий придет, то Григорий приходить не должен.

4. Если Борис отсутствует, то Дмитрий должен присутствовать, но это в том случае, если не присутствует Виктор. А если Виктор присутствует, то Дмитрий приходить не должен, а Григорий должен прийти.

5. В каждый из семи дней друзья должны приходить к старосте в разных сочетаниях».

Друзьям удалось-таки стать членами кружка любителей логических задач. А вы сумеете/

Куриный график.У тети Даши было 8 кур, и все они неслись, но не все ежедневно. Часть кур неслись ежедневно, часть через день, а остальные через два дня.

В понедельник хозяйка достала 8 яиц, а с понедельника по субботу включительно, т. е. за 6 дней, она собрала 31 яйцо.

Известно, что число кур, которые неслись через два дня, в три раза меньше суммы числа кур, которые неслись каждый день и через день.

Найти, сколько кур неслись каждый день и через два дня и в какой ближайший день тетя Даша достанет из гнезда, еще 8 яиц.

Кто когдадежурит. Семь друзей-дружинников дежурят в своем районе по очереди всю неделю. Каждый по одному вечеру. Андрей дежурит на следующий день после Сергея. Борис дежурит на два дня раньше, чем Григорий. Дима дежурит через два дня после того дня, который предшествует дежурству Евгения. День дежурства Федора, который приходится на четверг, находится как раз посередине между двумя днями дежурства Бориса и Сергея.

Кто в какой день дежурит?

Шифрограмма.Группа полиции по борьбе с контрабандой на островке Баркада перехватила радиограмму:

соитож ОЩЕМНР
БКАОБА ОДБАТГ
ГУЗЬЕО ДТГЯПА
ЕРЛЕНМ УДРИИМ
ЗЕККАО ВЗУСЛБ
ОПНЕОА ЛЕТББВ

та, но не успел его уничтожить. Вот ответный текст.

С А Е Т Т Е

МЛ В И В Ь

О ЫА ВНЕ

СЛО Е У В

Ы С С Т А Ь

К Е Р Р Т К

Р О П Е АИ

МАПБГО

3 О Е О Е Б

Л ЫР Н X Т

Н ЮО О Е В

ЧГ Д Д 3 Н

Б И У Я О Н

МВТ Т У С

О Ь У Г А С

О Н Р П А Г

ДУИ ЖА А

3 А И Р НС

Расшифруйте обе шифрограммы, учитывая, что в обеих применен одинаковый шифр. Между прочим, шифровальщику, в руки которого попала ответная радиограмма, удалось прочесть этот текст раньше, чем была получена из вычислительного центра расшифровка первой радиограммы.

Проволочные модели. Из проволоки (рис. 9) построены фигуры, стороны которых лежат на гранях

Удалось запеленговать передатчик и арестовать радиста, который прочел текст полученного отве-

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 9.

куба. Пользуясь тремя проекциями замкнутой фигуры, воспроизведите аксонометрическое изображение этих фигур (по А. Степанову).

Кроссворд-криптограмма.В кроссворде (рис. 10) вместо букв стоят цифры: гласные — римские, согласные — арабские. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы. Цифры, обозначающие согласные буквы, удовлетворяют следующим условиям:

1. М2 + Н2 = Л2.

2. П, В, Р — простые числа.

3. Т и Д — кратны 3.

4. Ц — встречается один раз. Среди гласных один раз встречается буква Е.

Заполните кроссворд, заменив цифры буквами (по Л. Клоковой).

На 8 равных частей.На садовом участке растет 16 плодовых деревьев. Разделите участок на 8 равных частей так, чтобы на каждой части находилось по 2 дерева.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. Ц.

Поиск закономерностей(рис. 12). Найдите закономерности, по которым распределены детали каждого из восьми рисунков. Руководствуясь найденным принципом, нарисуйте восемь недостающих изображений.

Поиск закономерностей(рис. 13).Найдите закономерности, по кото-рым распределяются детали домиков на восьми рисунках. Руковод-

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 10,

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 12.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 13.

ствуясь найденным принципом, дорисуйте в свободных клетках восемь недостающих изображений. Кроссворд-криптограмма (рис. 14). В этом кроссворде-криптограмме использованы всего три гласные — они обозначены цифрами, кратными числу 3. Из согласных чаще других встречается буква Т. Заполните кроссворд словами, заменив цифры в клетках буквами.

   
   

Рис. 14.

Разногласия болельщиков. Семеро друзей — Андрей, Борис, Виктор, Григорий, Дмитрий, Евгений и Иван — завзятые футбольные болельщики. Как известно, иные болельщики, подобно рыбакам и охотникам, любят рассказывать, но далеко не все, что они говорят, бывает правдой.

И вот что интересно отметить.

а) Те из семерых, кто болеет за «Спартак», почему-то всегда говорят неправду,

б) Те, кто за «Динамо», всегда говорят правду.

в) Те, кто болеет за «Зенит», говорят попеременно — сначала скажут верно, потом соврут, а потом опять скажут правду.

г) Болельщики «Торпедо» тоже говорят по-разному, с той лишь разницей, что сначала соврут, потом скажут правду, а потом снова соврут.

Все друзья работают на одном заводе, один из них — слесарь, другой — токарь, есть среди них фрезеровщик, электрик, шофер, грузчик и диспетчер.

Вот что они говорили:

Андрей: 1) Я не болею ни за «Спартак», ни за «Зенит». 2) Никто из нас не уважает команду, за которую болеет Борис.

Борис: 1) Я не болею за «Торпедо». 2) Иван болеет за «Динамо».

Виктор: 1) Я болею за «Спартак».

2) Григорий и электрик болеют за одну и ту же команду. 3) Грузчик не болеет за «Спартак».

Григорий: 1) Я болею за «Динамо». 2) Борис болеет за «Торпедо».

Дмитрий: .1) Я болею за «Торпедо». 2) Иван и слесарь болеют за разные команды. 3) Андрей работает фрезеровщиком.

Евгений: 1) Я не болею за «Зенит». 2) Шофер болеет за «Торпедо».

3) Андрей и диспетчер болеют за разные команды.

Иван: 1) Я болею за «Зенит». 2) Григорий болеет за «Спартак».

А теперь скажите, кто кем работает, кто за какую команду болеет.

Объявление (рис. 15). В одном научном учреждении, в котором работают как более, так и менее серьезные научные сотрудники, на доске объявлений появилась записка. На ней были изображены такие значки (рис. 15).

В конце следовала приписка: «Граждане, ознакомившиеся, запомнившие и исполнившие, принимаются ежедневно и без ограничений. Местком». Как видно, авторы записки хотели, чтобы те, кто ее расшифрует, надолго запомнили ее содержание. Что было написано в объявлении?

Кроссворд-криптограмма (рис. 16). Замените все цифры буквами, заполните ими клетки и отгадайте при-

веденные кроссворды-криптограммы при условии, что в первом задании 1 — это буква 3, во втором задании 7 соответствует букве Т. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы. Значения цифр и букв в каждом задании могут не совпадать.

Кроссворд-криптограмма (рис. 17). Замените все цифры буквами, заполните ими клетки и отгадайте приведенные кроссворды-криптограммы при условии, что в первом квадрате 1 — это буква X, во втором квадрате 8 —- это буква Э. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы.

Три деревни. В деревне Вороново живут 400 жителей, в деревне Воробьево — 560, в деревне Сквор-цово — 350 жителей.

Однажды в воскресенье все жители Воронова отправились по-

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 15.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 16.

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Дифференциально-диагностический опросник - student2.ru

Рис. 17.

гостить в Воробьеве Побыв там некоторое время, они вернулись в свою деревню, взяли еще припасов и пошли в Скворцово. К концу дня все пошли назад в свою деревню.

В следующие два воскресенья точно так же гостили жители деревень Воробьеве и Скворцово. При этом количество пройденных жителями человеко-метров было одинаковым во всех трех случаях. Определите расстояние между деревнями, если расстояние от центра треугольника, по углам которого расположены деревни, до деревни Во-робьево равно одному километру.

Числовой лабиринт(рис. 18). Начиная с одной из клеток верхнего горизонтального ряда таблицы проложите путь в нижний ряд, помня, что:

переход из клетки в клетку разрешается по вертикали и горизонтали, и только в том случае, если удастся подобрать одинаковую алгебраическую сумму цифр из чисел в этих клетках (т. е. каждая цифра может иметь знак « + » или «—», для первой клетки это ±1 ±2 + 4 + 8); например, из предпоследней клетки первого столбца с числом 2765 можно перейти в последнюю

Рис. 18.

клетку этого столбца с числом 1429, потому что

— 2 + 7 + 6—5=6 _1_4 + 2 + 9=:6

Может показаться, что для решения задачи потребуется произвести большое количество вычислений (из каждого числа получается 16 алгебраических сумм!). Однако, поразмыслив, вы убедитесь, что существует простое и изящное решение, не требующее громоздких вычислений.

Белоснежка и семь гномов.С тех пор как Белоснежка поселилась у гномов, у нее стало очень много работы: каждому она ежедневно готовит его любимое блюдо, а гномы каждый день по очереди помогают ей заниматься хозяйством. За столом все гномы сидят на постоянных местах. У каждого свой любимый напиток, а посуду украшает свой цветок. Все гномы носят разную обувь и одежду разного цвета. Каждый ухаживает за какой-либо зверюшкой, птичкой или рыбками.

Теперь посмотрим, что мы о них знаем.

1. Напротив Белоснежки сидит Кико. Так зовут гномика, у которого живет ежик. Кико дежурит по субботам.

2. Тико в зеленом колпаке, он носит сандалии и держит птицу.

3. Гном Тото сидит справа от Белоснежки; у него на стакане с любимым какао нарисована роза.

4. Один из соседей по столу гнома Коко пьет воду, у него нет попугая.

5. Любитель пирога с маком, который по утрам пьет чай, занимает место за столом напротив гнома в белой курточке.

6. Гном в коричневых штанишках на своих тарелках имеет изображение незабудки, а гном, у которого на посуде лилия, помогает Бе-

лоснежке по вторникам и не любит блинов.

7. Тато сидит напротив Кото, он разводит аквариумных рыбок.

8. Гном в темной рубашке любит ситро, а тот, кто любит кофе с молоком, носит тапочки.

9. Цветок Коко — тюльпан, у гнома Кито — маргаритка.

10. Тато дежурит по средам, а гномик в ботинках дежурит по четвергам.

11. У Кото нет рыбок, а гномик, пьющий черный кофе и не сидящий на стороне Тото, держит золотых рыбок.

12. Кико сидит посередине. Около Тато сидит Тико, он не любит ни молока, ни кофе.

13. Гном в мокасинах имеет ры-бок-неонов, а тот, кто носит тапочки, дежурит по понедельникам.

14. Канарейка живет у гномика, любящего блины.

15. Гном в черном колпаке любит голубцы, он не дежурит по субботам.

16. У гнома в лаптях на тарелке нарисован мак, а тот гном, на посуде которого фиалка, содержит птичку и не любит холодец.

17. Гном в синих шароварах дежурит по пятницам, а гном, который любит уху, имеет аквариум и дежурит по воскресеньям.

18. У гнома, который любит гуляш, живет кошка, а хозяин собаки любит жареное мясо и не пьет какао.

19. Гном, любящий молоко, сидит посередине. Сосед Кито не носит полуботинок.

20. Гном Тото одет в красную рубашку, он не имеет ни птичек, ни рыбок.

21. Гном с самой длинной бородой носит сапоги.

В каком порядке сидят гномы за столом? Кто что ест, пьет, какого цвета носит одежду, каких животных содержит, какой цветок име-

ет на посуде, какую обувь носит, когда дежурит?

Наши рекомендации