Принцип аналитического исследования.

Принцип аналитического исследования.

Поиск ответов на вопросы:

ü Почему кто-то болеет чаще, а кто-то реже?

ü Почему где-то болеют чаще, а где-то реже?

ü Почему когда-то болеют чаще, а когда-то реже?

Вопрос «Почему?..» подразумевает поиск причины при известном следствии, или определение следствия от известной причины – в любом случае ставится задача установить причинно-следственную связь между причиной (П) и следствием (С).

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Цель данного процесса – предотвратить следствие, т.е. ликвидировать причину. Окончательный «продукт» аналитического эпидемиологического исследования является определение причины или вероятности существования данной причины при известном следствии.

1) Что подразумевается под следствием?

Что является предметом изучения эпидемиологии?

ü Заболеваемость.

ü Явления, отражающие исходы болезни (смертность, летальность, инвалидизация, ВрУТ, выздоровление).

2) Что подразумевается под причиной?

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Согласно основному общенаучному правилу, каждое полноценное аналитическое исследование – наблюдательное или экспериментальное должно иметь, как минимум, 2 сравниваемые группы – основную и контрольную.

III

Наблюдение, Метод гипотез и Эксперимент – общенаучные методы познания.

Френсис Бэкон заложил основу индуктивизма – направление философии, объясняющего процесс познания наблюдением за природой, формулированием гипотез и последующей их проверкой. Эта проверка подтверждает истинность знания или отвергает гипотезу (В.В. Власов, Эпидемиология, М. «ГЭОТАР-МЕД»,2004).

Наблюдение – это метод изучения явления без вмешательства в его естественное течение.

Метод гипотез – это метод основан на мыслительных способностях человека, позволяющих высказывать суждения, умозаключения, формулировать гипотезы и теории.

Эксперимент – метод, который предусматривает вмешательство в изучаемое явление. Вмешательство должно быть точно фиксируемым, контролируемым и воссоздаваемым.

Ни одно исследование не может начаться без идеи, мысленного предвосхищения результатов, без гипотезы, и тем более, без использования метода гипотез невозможно сформулировать выводы исследования.

IV

Ретроспективные и Проспективные эпидемиологические исследования.

Ретроспективные ЭИ - это исследование, которое основано на изучении информации о возникших случаях болезни за какой-либо период времени в прошлом, например, существующая система регистрации и учета больных, архивные истории болезни и т.д.

Проспективные ЭИ – это исследования, которые предусматривают изучение информации по мере появления новых случаев болезни, не существовавших к началу исследования.

V

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РИСК (OP)

(relative risk - RR)

Принцип аналитического исследования. - student2.ru ,

или Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Значение относительного риска (RR): используется для ориентировочной оценки причинно-следственной связи между фактором риска и возникновением болезни. При этом:

значение RR равное 1 рассматривается как отсутствие связи между фактором и болезнью;

если величина RR больше 1 считается, что чем больше RR, тем выше риск заболеть тех лиц, которые подвергались воздействию фактора, т.е. изучаемый фактор является фактором риска;

если величина RR меньше 1, значит, риск заболеть экспонированных лиц ниже, чем у тех на кого изучаемый фактор не воздействовал и, следовательно, данный фактор, вероятно, оказывает благоприятное воздействие на здоровье – протективный фактор.

ОТНОШЕНИЕ ШАНСОВ (ОШ)

(odds ratio – OR)

Алгоритм расчета №1:

· Расчет вероятности развития болезни при наличии фактора риска.

a/(a+b)

· Расчет вероятности развития болезни при отсутствии фактора риска.

c/(c+d)

· Расчет шансов на развитие болезни при наличии фактора риска.

Шанс F+ =вероятность при F+/1-вероятность при F+

· Расчет шансов на развитие болезни при отсутствии фактора риска.

Шанс F- = вероятность при F-/1-вероятность при F-

· Расчет отношения шансов (ОШ).

ОШ = Шанс F+ / Шанс F-

Алгоритм расчета №2:

  • Расчет шансов на развитие болезни при наличии фактора риска.

Шанс F+ = a/b

  • Расчет шансов на развитие болезни при отсутствии фактора риска.

Шанс F- = c/d

  • Расчет отношения шансов (ОШ).

ОШ = Шанс F+ / Шанс F-

Алгоритм расчета №3:

ü Расчет отношения шансов (ОШ).

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Оценивается значение отношение шансов, так же как и относительный риск.

Величина OR < 1 указывает на отсутствие причинно-следственной связи изучаемого фактора и болезни.

Величина OR > 1 указывает на возможную этиологическую роль изучаемого фактора, т.е. на повышенный риск возникновения болезни из-за воздействия данного фактора.

7. c2 (хи-квадрат), (критерий Пирсона, коэффициент согласия, критерий соответствия),

необходимый для статистической оценки гипотезы причинно-следственной связи.

Критерий c2, так же как и другие статистические методы оценки различия переменных позволяет принять, или отвергнуть нулевую гипотезу, которая в данном случае утверждает, что выявленные различия в частоте заболеваний в сравниваемых группах определяются исключительно случайной ошибкой.

Величина критерия c2 позволяет:

ü оценить достоверность различий заболеваемости в опытной и контрольной группе;

ü высказать гипотезу о наличие связи между заболеваемостью и изучаемым фактором.

Принцип аналитического исследования. - student2.ru ,

Эта формула применяется, если N больше 40. Однако при этом если одно из значений (a, b, c или d ) в таблице «два на два» будет меньше 5, но больше 0, следует использовать другую формулу (с поправкой Йетса): Принцип аналитического исследования. - student2.ru

В других случаях вместо c2-рекомендуется использовать точный критерий Фишера.

Уровень ошибки и, соответственно, уровень достоверности различий заболеваемости в сравниваемых группах, а, следовательно, и уровень достоверности суждения о наличии связи между фактором и заболеваемостью зависит от значения c2и определяется по таблице c2-распределения (она есть в любом статистическом справочнике). Для таблицы «два на два»:

c2= 3,841 соответствует уровню ошибки – р=0,05

c2= 6,635 соответствует уровню ошибки - р=0,01

Таким образом, значение c2, позволяющее отвергнуть нулевую гипотезу, должно быть (для таблицы «два на два») не менее 3,841.

Достоинства и недостатки когортных исследований.

Достоинства.

ü Главное достоинство когортных исследований – возможность (и нередко единственная) получения достоверной информации об этиологии болезней, особенно в тех случаях, когда эксперимент невозможен.

ü Единственный способ оценки показателей абсолютного, атрибутивного, относительного риска возникновения заболевания и оценки этиологической доли случаев, связанных с предполагаемым фактором риска.

ü Позволяют выявлять редко встречающиеся причины.

ü Позволяют одновременно выявлять несколько факторов риска одного или нескольких заболеваний.

ü Достаточно высокая достоверность выводов связанная с тем, что в когортных исследованиях гораздо легче избежать ошибок при формировании основных и контрольных групп, так как они создаются после выявления изучаемых эффектов (заболеваний, смертей и др.).

Главные недостатки.

ü Необходимость формирования когорты большой численности, особенно при относительно редко встречающихся болезнях. Чем реже встречается заболевание, тем больше возрастает физическая невозможность создать необходимую когорту.

ü Большая продолжительность исследования.

ü Высокая стоимость.

  1. Исследования случай-контроль.

Цель исследования случай-контроль: выявление причин возникновения и распространения болезней. В исследованиях случай-контроль вероятность существования причинно-следственной связи обосновывается не разной частотой заболеваемости, а различной распространенностью (встречаемостью) предполагаемого фактора риска в основной и контрольной группах.

В любом исследовании случай-контроль поиск причин различных следствий происходит в направлении: от следствия к предполагаемой причине.

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Исследование случай-контроль может быть только ретроспективным.

Схема проведения выборочного исследования случай-контроль:

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Этап деления основной и контрольной группы на подгруппы (a F+, b F-, c F+ и d F-) может повторяться столько раз, сколько факторов риска было выявлено в результате изучения архивных данных.

Этапы проведения исследования случай контроль:

ü определение генеральной совокупности (популяции);

ü формирование основной и контрольной групп (в идеале: с использованием способа «подбора-пар»);

ü выявление в основной и контрольной группах лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию предполагаемых факторов риска;

ü статистический и логический анализ полученных данных и формулирование выводов.

Достоинства.

ü Возможность их проведения не зависит от распространенности изучаемой болезни. Сравнительно небольшие затраты времени, сил и средств необходимы для того чтобы создать основную группу больных, даже редко встречающимися заболеваниями, подобрать к ним контроли, опросить и сделать хотя бы ориентировочные выводы. При изучении таких болезней в когортном исследовании, пришлось бы подобрать когорту из сотен тысяч людей, наблюдать их длительное время, что повлекло бы значительные временные, материальные и моральные затраты.

ü Относительно короткая длительность. Для получения выводов не нужно, как в когортном исследовании, проводить наблюдение в течение периода превышающего латентный период развития болезни.

ü Возможность одновременно выявлять несколько факторов риска одного заболевания.

ü Сравнительно небольшие экономические затраты.

Недостатки.

ü Низкая достоверность выводов из-за высокой подверженности систематическим ошибкам.

ü Невозможность выявления редко встречающихся причин болезни. В таких случаях, скудные данные не позволяют оценить достоверность различий частоты встречаемости фактора риска в группах сравнения и, следовательно, сделать выводы о наличии/отсутствии причинно следственной связи.

ü невозможность количественно оценить риск возникновения болезни (смерти) от предполагаемой причины. В исследовании количественно определяется лишь показатель «отношение шансов».

5. Поперечно-проведенное исследование (cross –sectional study, исследования распространенности, одномоментные исследования).

Положения:

ü Исследование выполняется в определенный момент, однако собранные факты могут касаться событий в прошлом (например, изучение амбулаторных карт пациентов с целью изучения того, как часто измеряли АД за последние 5 лет);

ü Проводится оценка распространенности болезней или ее отсутствия;

ü Проводится оценка распространенности факторов риска или его отсутствия в популяции;

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Этапы проведения поперечно-проведенного исследования:

1. Формирование выборки (когорты) из генеральной совокупности с учетом признаков включения и исключения;

2. Сбор информации о распространенности фактора риска и болезни;

3. В результате одномоментного обследования выборки (когорты) формируется четыре группы участников:

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

4. Описание клинической картины болезни, предполагаемых факторов риска;

5. Формирование гипотез о факторах риска и болезнях и их взаимосвязи.

Ситуация: В результате поперечно проведенного исследования было обнаружено, что избыточный вес более распространен среди женщин, у которых имеется артрит и, соответственно, менее распространен у тех, у кого артрит отсутствует.

?
Принцип аналитического исследования. - student2.ru Мог ли избыточный вес оказать чрезмерную нагрузку на суставы, в результате чего развился артрит, или, наоборот, женщины с артритом проявляли низкую физическую активность, из-за чего у них накопилась избыточная масса тела? На эти вопросы получить ответы в поперечно-проведенных исследованиях не возможно!

Достоинства исследования:

· описывает клиническую картину заболеваемости;

· простой алгоритм проведения;

· информативное;

· низкие экономические затраты;

Недостатки исследования:

§ отсутствие группы сравнения;

§ не пригодно для анализа прогноза или изучения причинно-следственных связей

Систематические ошибки в поперечно-проведенных исследованиях.

1. Ошибочные суждения о последовательности событий во времени;

2. Включение «старых» случаев. На распространенность влияет средняя длительность заболевания. При коротком течении болезни в одномоментных исследованиях занижается количество случаев, с другой стороны, длительно протекающие болезни оказываются хорошо представленными в одномоментных исследованиях, даже если заболеваемость этими болезнями невелика.

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

VI

VII

Задания.

Задача 1.

Табл. Число новых случаев артериальной гипертонии (АГ) в Москве среди женщин 20-69 лет, в зависимости от наличия или отсутствия гиперхолестеринемии (ГХС).

Источник: Эпидемиология неинфекционных заболеваний под редакцией А.М. Вихерта, А.В. Чаклина. Москва «Медицина», 1990

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Примечание: различие в частоте новых случаев АГ в опытной и контрольной группе достоверно (p£ 0,05)

Задание.

1. Укажите возможные недостатки (упущения) в названии таблицы. Назовите тип представленной таблицы. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования.

2. Определите цель этого исследования.

3. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

4. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования экстраполировать на всех женщин 20 - 69 лет.

Задача 2.

Табл. Встречаемость частых ангин в анамнезе больных ревматоидным артритом и в анамнезе здоровых лиц.

Источник. Эпидемиология ревматических болезней. Л.И. Беневоленская,
М.М. Бржезовский. Москва «Медицина»,1988. (с небольшими изменениями).

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Примечание: различие в частоте встречаемости частых ангин у больных ревматоидным артритом и здоровых лиц достоверно (p£ 0,05)

Задание.

1. Укажите возможные недостатки (упущения) в названии таблицы. Назовите тип представленной таблицы. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования, и объясните основные его этапы.

2. Определите цель этого исследования.

3. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

4. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования экстраполировать на всех больных ревматоидным артритом.

Задача 3.

Из 600 пациентов, которым было сделано переливание крови, в течение 2,5 лет 60 лиц заболели гепатитом В, а из 700 пациентов без переливания крови гепатитом в те же сроки заболели только 15. ( Источник: А.Альбом, С Норелл. «Введение в современную эпидемиологию» 1996 г., с незначительными изменениями)

Задание.

1. Оформите представленные данные в виде таблицы « два на два»

2.Укажите какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования, и объясните, какими должны быть основные этапы такого исследования .

3. Определите цель этого исследования.

4. Укажите, какой или какие показатели (величины, коэффициенты) рассчитываются при такой организации исследования, рассчитайте некоторые из них и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

5. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования считать абсолютным доказательством того, что переливание крови является фактором риска

Задача 4.

Ситуация: Во время беременности (особенно первой) многие женщины страдают от приступов гипертензии.

Обобщенная статистическая информация, собранная в Англии в период с 1938 по 1960 года позволила сделать вывод о том, что среди рожавших женщин (в отличие от нерожавших) наблюдалась высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, в частности гипертонической болезни и ишемической болезни сердца.

Задание:

1. Представьте дизайн эпидемиологического исследования для выявления причинно-следственных связей между беременностью и сердечно-сосудистыми заболеваниями у рожавших женщин.

2. Прокомментируйте каждый этап данного исследования.

3. Какие показатели (величины, коэффициенты) можно рассчитать по результатам данного исследования?

Задача 5.

Табл. Число смертельных исходов в группе некурящих женщин в возрасте 40-70 лет, проживающих в семи районах Шанхая в зависимости от курения табака их мужьями.

Источник: BMJ, doi:10.1136/ bmj.38834.522894.2F, 12 July 2006.

Группы Количество смертей среди женщин Всего
да нет
мужья курят 39 133 39 795
мужья не курят 24 895 25 385
Всего 1 152 64 028 65 180

Примечание: различие в частоте новых случаев АГ в опытной и контрольной группе достоверно (p=0,009)

Задание.

1. Представьте дизайн данного исследования.

2. Определите цель этого исследования.

3. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

4. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняядостоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования экстраполировать на всех женщин 40-70 лет.

Задача 6.

Вопрос в исследовании случай-контроль: увеличивает ли прием нестероидных противовоспалительных препаратов риск развития заболевания почек?

Задание:

1. Какую дополнительную информацию необходимо получить?

2. Представьте схему эпидемиологического исследования.

3. Прокомментируйте каждый этап эпидемиологического исследования.

4. Какие показатели (величины, коэффициенты) можно рассчитать по результатам данного исследования?

Задача 7.

Ситуация: Располагая доступом к информационной системе неотложной медицинской помощи города Сиэтла, штата Вашингтон, задаемся вопросом: предупреждает ли регулярная интенсивная физическая активность риск остановки сердца у лиц без явного заболевания сердечно-сосудистой системы?

Больные были отобраны 163 пациента из 1250 жителей Сиэтла, которые в течение определенного периода времени перенесли вне стационара остановку сердца. Контрольная группа (163 участника) была сформирована по случайно выбранным телефонным номерам того же города (большинство жителей имели домашние телефоны). Обе группы, основная и контрольная должны были удовлетворять единым критериям включения:

ü возраст 25-75 лет,

ü отсутствие клинически распознаваемого диагноза сердца,

ü отсутствие предшествующего заболевания, ограничивающего физическую активность,

ü наличие супруги/супруга, которые могли сообщить информацию о привычной физической нагрузке.оступом в информационную дима для иологического исследования.стероидных противовосполительных прерпаратов риск от

Участники контрольной группы соответствовали участникам основной группы по возрасту, полу, семейному положению и месту жительства. Супруги участников обеих групп опрашивались о способе проведения досуга.

В результате опроса супругов и участников исследования выяснилось, что регулярной физической нагрузкой занимались 59 человек из основной группы и 95 человек из контрольной группы.

Задание:

1. Представьте дизайн эпидемиологического исследования.

2. Прокомментируйте каждый этап эпидемиологического исследования.

4. Заполните таблицу «два-на-два» и рассчитайте показатели (величины, коэффициенты) по результатам данного исследования?

5. Каковы возможные причины смещения (систематических ошибок)?

Задача 8.

Табл. Встречаемость приема эстрогена в анамнезе больных женщин раком эндометрия и здоровых женщин.

Группы Прием эстрогенов Всего
да нет
Рак эндометрия  
Здоровые женщины   24 895  
Всего   64 028

Задание.

1. Заполните представленную таблицу.

2. Укажите возможные недостатки (упущения) в названии таблицы. Назовите тип представленной таблицы. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования, и объясните основные его этапы.

3. Определите цель этого исследования.

4. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы, рассчитайте и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

Задача 9.

Укажите соответствие представленных вопросов наиболее подходящим для их решения эпидемиологическим исследованиям.

Эпидемиологические исследования: Вопросы:
1. Когортное исследование:     2. Исследование случай-контроль:     3. Поперечные (одномоментные) исследования:   А. Увеличивает ли наклонное положение тела во время сна риск внезапной смерти ребенка грудного возраста  
Б. Приводит ли введение противококлюшной вакцины к повреждению мозговой ткани  
В. Что происходит с недоношенными детьми через несколько лет после рождения, каковы их последующие физическое развитие и успехи в учебе  
  Г. Насколько медсестры верят в эффективность электрошоковой терапии больных с тяжелой депрессией  
Д. Каков нормальный рост 3-хлетнего ребенка  
Е. Существует ли связь между высоковольтными линиями электропередач и возникновением лейкозов  
Ж. «Приводит» ли прием пероральных котрацептивов к развитию рака молочной железы  
  З. Приводит ли курение к развитию рака легких  
И. Верно ли, что половина всех случаев сахарного диабета остается недиагностированной  
К. Нормализуется ли со временем повышенное артериальное давление

Ответы: 1 – В, Ж, З, К;

2 – А, Б, Е;

3 – Д, Г, И.

Эталон ответа на Задачу №1

1. В названии таблицы должны быть ответы на следующие вопросы:

  • Какое патологическое состояние и какие факторы риска были изучены в исследовании, результаты которого представлены в таблице.
  • Какая группа лиц участвовала в исследование? Необходимо указать признаки включения, по которым производился отбор участников в исследование.
  • На какой территории или в каком учреждении проводилось данное исследование.
  • Каковы временные рамки данного исследования.
  • В каких статистических величинах представлена информация.
  • Дизайн представленного эпидемиологического исследования (не обязательно).

В задаче №1 не указано время проведения исследования.

Тип таблицы: «таблица сопряженности» или «четырехпольная таблица» или «таблица два-на-два» - частный случай групповой таблицы.

Дизайн: когортное исследование, из-за отсутствия данных не представляется возможным определить какое исследование по характеру используемой информации: ретроспективное (историческое) или проспективное.

2. Цель исследования: выяснить является ли гиперхолестеринемия фактором риска при артериальной гипертонии: установление причинно-следственных связей между болезнью (артериальной гипертонии) и фактором риска (гиперхолестеринемией), оценка достоверности различия между основной и контрольной группой.

3. а) Инцидентность в каждой группе – частота возникновения АГ в основной и контрольной группе.

б) Абсолютный риск (атрибутивный риск) – частота случаев при воздействии только изучаемого фактора риска, так как и в опытной и в контрольной группе наравне с изучаемым фактором риска действуют и другие известные/неизвестные нам факторы.

в) Относительный риск – указывает во сколько раз риск заболеть в основной группе больше, чем в контрольной. Значение относительного риска (RR) равное 1 рассматривается как отсутствие связи между фактором и болезнью; если величина RR больше 1 - изучаемый фактор является фактором риска; если величина RR меньше 1, значит, риск заболеть экспонированных лиц ниже, чем у тех на кого изучаемый фактор не воздействовал и, следовательно, данный фактор, вероятно, оказывает благоприятное воздействие на здоровье – протективный фактор.

г) Этиологическая доля (доля атрибутивного риска) – указывает долю атрибутивного риска среди всех заболевших в основной группе.

д) Отношение шансов – во сколько раз шанс заболеть в основной группе при наличии изучаемого фактора риска больше шанса заболеть в контрольной группе, где изучаемый фактор риска отсутсвует.

е) Хи-квадрат – статистическая оценка достоверности различия в поученных данных в опытной и контрольной группах. Для таблиц «два-на-два» данные будут достоверно отличаться друг от друга, если c2 равен или больше 3,841(p£0,05).

4. Рассчитав хи-квадрат, мы сможем соотнести полученные данные ко всем членам выборки, т.е. для данной малой совокупности людей результаты будут действительны (внутренняя достоверность).

По представленным данным сложно судить о внешней достоверности, так как нам не известно, на сколько выборка (когорта) качественно и количественно репрезентативна по отношению к генеральной совокупности.

Эталон ответа на Задачу №2.

По аналогии с эталоном ответа на Задачу №1.

Эталон ответа на Задачу №3.

1. Таб. Число новых случаев гепатита В среди пациентов в опытной и контрольной

группах.

Группы Новые случаи Гепатита В Всего
есть нет
Основная группа переливание крови было
Контрольная группа переливание крови не было
Всего

2. Дизайн: когортное исследование, из-за отсутствия данных не представляется возможным определить какое исследование по характеру используемой информации: ретроспективное (историческое) или проспективное.

Этапы проведения исследования:

1) определение популяции, из которой будет формироваться когорта и процесс ее формирования;

2) выявление факта воздействия каждого из изучаемых факторов риска на каждое лицо когорты;

3) определение периода наблюдения за когортой;

4) учет состояния здоровья лиц, включенных в когорту;

5) формирование основных и контрольных групп;

6) статистический и логический анализ полученных данных.

3. Цель исследования: выяснить является ли переливание крови фактором риска при гепатите В: установление причинно-следственных связей между болезнью и фактором риска, оценка достоверности различия между основной и контрольной группой.

4. См. задачу №1 и №2.

Показатели Группы сравнения
Группа F+ Группа F-
Инцидентность в группах 10,00 2,14
Абсолютный риск 7,86
Относительный риск 4,67
Этиологическая доля 46,67
Отношение шансов 5,07
Хи-квадрат 36,69

5. См. задачу №1 и №2.

Эталон ответа на задачу №4.

  1. Так как, в общей популяции у рожавших женщин смерть от гипертонической болезни и сердца и ИБС встречается не часто, целесообразно исследовать связь между родами и сердечно-сосудистыми заболеваниями в исследовании случай-контроль.

6. определение генеральной совокупности (популяции) – необходимо изучить истории болезни женщин детородного возраста.

7. формирование основной и контрольной групп – подбор историй болезней погибших женщин с диагнозом ИБС или ГБ, (основная группа) и погибших женщин в таком же возрасте по другой причине (контрольная группа).

8. выявление в основной и контрольной группах женщин, рожавших и нарожавших;

3. Отношение шансов - во сколько раз шанс встретить роды в основной группе при наличии смерти больше шанса встретить роды в контрольной группе, где изучаемая патология (сердечно-сосудистые заболевания) отсутствует.

Хи-квадрат – статистическая оценка достоверности различия в поученных данных в опытной и контрольной группах. Для таблиц «два-на-два» данные будут достоверно отличаться друг от друга, если c2 равен или больше 3,841(p£0,05).

Эталон ответа на Задачу №5.

  1. Когортное исследование.
  2. Цель исследования: выяснить является ли курение мужей фактором риска частой смерти женщин, проживающих с этими мужчинами: установление причинно-следственных связей между болезнью и фактором риска, оценка достоверности различия между основной и контрольной группой.
  3. См. Задачу №1 и №2.

Отношение шансов - во сколько раз шанс встретить смерть у женщин в основной группе при наличии курения у мужчин больше шанса встретить смерть у женщин в контрольной группе, где женщины живут с некурящими мужчинами.

  1. См. Задачу №1 и №2.

Эталон ответа на Задачу №6.

  1. Каковы критерии включения и исключения в данном исследовании.
  2. См. в информационном материале.
  3. По аналогии с пунктом 2 в эталоне ответа на Задачу №4.
  4. По аналогии с пунктом 3 в эталоне ответа на Задачу №4.

Эталон ответа на Задачу №7.

  1. Исследование случай-контроль.
  2. По аналогии с пунктом 2 в эталоне ответа на Задачу №4.
Группы Интенсивная физическая нагрузка Всего
есть нет
Основная группа остановка сердца +
Контрольная группа остановки сердца -
Всего
Показатели Группы сравнения
Группа D+ Группа D-
Отношение шансов 0,41
Хи-квадрат 15,95
  1. См. в информационном материале.

Эталон ответа на Задачу №8.

1.

Группы Прием эстрогенов Всего
есть нет
Рак эндометрия
Здоровые женщины
Всего

2. См. эталон к задаче №1

  1. См. эталон к задаче №1
Показатели Группы сравнения
Группа D+ Группа D-
Отношение шансов 26,16
Хи-квадрат 1005,51

Принцип аналитического исследования.

Поиск ответов на вопросы:

ü Почему кто-то болеет чаще, а кто-то реже?

ü Почему где-то болеют чаще, а где-то реже?

ü Почему когда-то болеют чаще, а когда-то реже?

Вопрос «Почему?..» подразумевает поиск причины при известном следствии, или определение следствия от известной причины – в любом случае ставится задача установить причинно-следственную связь между причиной (П) и следствием (С).

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Цель данного процесса – предотвратить следствие, т.е. ликвидировать причину. Окончательный «продукт» аналитического эпидемиологического исследования является определение причины или вероятности существования данной причины при известном следствии.

1) Что подразумевается под следствием?

Что является предметом изучения эпидемиологии?

ü Заболеваемость.

ü Явления, отражающие исходы болезни (смертность, летальность, инвалидизация, ВрУТ, выздоровление).

2) Что подразумевается под причиной?

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Принцип аналитического исследования. - student2.ru

Согласно основному общенаучному правилу, каждое полноценное аналитическое исследование – наблюдательное или экспериментальное должно иметь, как минимум, 2 сравниваемые группы – основную и контрольную.

III

Наши рекомендации