Построение индексов при проведении контент-аналитического исследования

Наиболее распространенными индексами являются коэффициент Янниса, коэффициент удельного веса категорий (Алексеев), коэффициент проблемности.

Коэффициент Янниса

Он вычисляется для исчисления соотношения благоприятных и неблагоприятных относительно выбранной темы или принятой позиции суждениями, мнениями и доказательствами. Этот коэффициент помогает понять между позитивными и отрицательными относительно принятой темы суждениями, показателями и мнениями.

С+ = f2 - f x n /r x t

C-=f x n - n2/r x t

F – число положительных оценок

N – число отрицательных оценок

R – объем содержания текста

T – общий объем текста

Поведение индекса Янниса такого растет в положительном направлении, когда увеличивается число единиц положительного содержания. Этот же коэффициент растет в абсолютном значение если увеличивается число нейтральных оценок и уменьшается с сокращением общего материала. С+ = 0, когда все единицы, относящиеся к теме, являются нейтральными и мы не можем отнести их ни к эф, ни к эн, или когда эф=эн. Можно определить насколько плотный с точки зрения центральных идей оказывается текст. Чем больше абсолютное значение С+ тем более рыхлый текст – не видна его стратегическая идея.

Важным показателем является формула для вычисления удельного веса какой-либо категории в тексте. Мы делим число единиц анализа, которые фиксируют конкретную категорию К на общее число единиц анализа.

Формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста. Она указывает на уровень интенсивности представленной в тексте определенной темы. Укс= (Кгл+Квт/ Е(2Кгл+Квт)) * 100

Кгл – число случаев, когда эта смысловая единица оказалась главной

Квтор – число случаев, когда единица оказалась второстепеннной

Е – сумма анализируемых документов

Коэффициент проблемности

Кпр = Пп (+1) + По(-1) / ЕП

Пп – число повторений понятия в позитивной интерпретации

По – число повторений понятия в негативной интерпретации

ЕП – общее число повторений понятия в тексте

Коэффициент рассчитывает и анализируется в интервале от +1 до -1. В ситуации только положительной интерпретации понятия коэффициент равен 1, в этом случае проблемной ситуации нет, и противоречие отсутствует. Когда коэффициент проблемности равен – 1, т.е. при наличии негативной характеристики это говорит о наличии проблемной ситуации, так как обозначаемое этим понятием явление оценивается только как отрицательное, однако обостренного противоречия здесь нет. Противоречие есть когда коэффициент равен 0 (половина оценок позитивная, половина оценок отрицательная). Рассчитывается по каждому понятию. Можно осуществлять сравнительный анализ для определения наиболее возможной причины, положившей противоречие.

Анализ документов в прикладных социологических исследованиях

Типичные ошибки при проведении контент-анализа

1. исследователь использует документальную информацию в качестве первичной социологической информации без предварительного анализа

2. документы выбраны для анализа и имеют сходство с темой исследования только по названию

3. категории анализа оказываются несопоставимыми со смысловым содержанием и языком текста, т.е. получается что в терминологическом языке анализа имеется двусмысленность

4. когда заранее не апробированы и подготовлены методические документы сбора данных. Это приводит к трудностям регистрации.

5. когда система кодировки не соответствует той программе, по которой обрабатываются данные.

Виды анализа документов

По уровню стандартизации процедур выделяются:

- контент-анализ

- частично стандартизированный традиционный анализ

- традиционный нестандартизированный анализ

По типу исследовательской задачи

- конструктивный анализ (используется для воспроизведения картины социального явления, а также для опровержения/подтверждения гипотезы)

- иллюстративный анализ

- функциональный анализ (проводится для установления связей, причин явлений)

- статистический анализ частоты событий, факторов или каких-либо признаков

- типологический анализ (с целью выделения типов, образцов действия, поведения)

В зависимости от целей и научно-исследовательского подхода:

- социологический анализ (анализ социальной значимости информации)

- исторический анализ (связан с выявлением причин, хронологий или достоверности информации)

- литературный анализ (применяется для характеристики стиля литературного языка)

- лингвистический анализ (анализ языковой структуры)

- юридический анализ (выявление того, насколько документ правомерен)

- психологический анализ (выявление мотивов, характера, установки коммуникатора и реципиента)

Виды документов, используемых в ПСИ

Мы можем изучать документы с позиции отношения исследователя к созданию документа. По этому критерию мы можем выделять:

1) документы, специально созданные для целей исследователя

2) документы, созданные исследователями для других целей

3) документы, спровоцированные исследователем, но созданные без его участия

4) естественные документы, созданные независимо от исследователя

Дифференциация по автору,

По функциям:

· Информативная функция

· Регулятивная функция

· Коммуникативная функция

Грушин

Наблюдение

Наши рекомендации