Выпускная квалификационная работа бакалавра (4-й курс)

Характеристики работы Ориентировочные требования
Объем (в листах А4) 50–60
Научные источники в аналитическом обзоре 50 и более
Участники эмпирического исследования, выборки 30–70 участников,2 выборки (экспериментальная и контрольная), по 15–35 участников в каждой, в зависимости от типа эмпирического исследования
Диагностические методики/ показатели 3–5 / 10
Анализ данных 2−3 метода, в том числе описательная статистика
Возможный тип исследования Прикладное, научная разработка (предпочтительно), поисковое, аналитическое, уточняющее, репликационное, историко-психологическое (возможно сочетание типов)
Форма работы Аналитический обзор научных источников в сочетании с эмпирическим исследованием
Цели, задачи, компетенции 1−9. (см.1−9 выше, для 2-го и 3-го курсов); 10. Углубление и дальнейшее развитие умений по сбору, обработке и анализу эмпирических данных. 11. Развитие навыков внедрения результатов исследования в практику, в том числе навыков применения развивающих, тренинговых и иных программ. 12. Развитие умений публично представлять результаты исследований научному сообществу и практикам.
Структура работы Аналогична 3-му курсу бакалавриата (либо «исследовательский», либо «прикладной» варианты)
Апробация Студенческая научно-практическая конференция, публикация тезисов или статьи
Результат работы Законченное прикладное или теоретико-эмпирическое исследование, отражающее развитие исследовательских навыков

Магистратура

Выпускная квалификационная работа магистра

Характеристики работы Ориентировочные требования
Объем (в листах А-4) 70–80
Научные источники в аналитическом обзоре 50 и более
Участники эмпирического исследования, выборки От 60 участников, несколько выборок (в том числе экспериментальная и контрольная), по 15–35 участников в каждой, в зависимости от типа эмпирического исследования
Диагностические методики/ показатели 3–5 / 10
Анализ данных от 3 методов анализа, в том числе описательная статистика
Возможный тип исследования Самостоятельное комплексное, прикладное, научная разработка (предпочтительно), аналитическое, уточняющее, поисковое, репликационное, историко-психологическое (возможно)
Форма работы Аналитический обзор научных источников в сочетании с эмпирическим исследованием
Цели, задачи, компетенции 1−12.(см. 1−12 выше) 13. Развитие способности разрабатывать концептуальные модели, планировать исследование и реализовывать поставленные задачи; 14. Развитие умений работать с научными источниками, самостоятельно получать и интерпретировать результаты исследования; 15. Закрепление навыков разработки авторской концепции исследования, в том числе оригинальных теоретических моделей либо прикладных разработок; 16. Формирование навыков разработки коррекционно-развивающих и иных прикладных программ, выработки практических рекомендаций; 17. Развитие умений публичного представления, защиты и публикации результатов теоретико-эмпирического исследования в соответствии с его стандартами и критериями
Структура работы Аналогична 3−4-м курсам бакалавриата (по «исследовательскому»или «прикладному» варианту)
Апробация Участие в научно-практических конференциях, публикация 2 статей, желательно в изданиях, индексируемых РИНЦ или более высокого уровня
Результат Самостоятельная законченная научная работа, демонстрирующая возможности обучающегося вести научный поиск, решать задачи теоретического, эмпирического и прикладного характера, а также высокий уровень профессионального мышления и научной зрелости


Таким образом, в зависимости от уровня и курса обучения, с одной стороны, нарастают сложность, вариативность и возможности организации и реализации исследовательской работы студентов, а также уровень ее апробации. С другой стороны, каждый предыдущий этап является необходимым для продвижения студента в овладении умениями, навыками и компетенциями научно-исследовательской деятельности.

Планирование исследовательской работы

Вузами предусмотрены следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы или публикация ее результатов [ФГОС ВПО.Магистратура, 2010].

За исключением отчетов о научно-исследовательской работе, которые магистры ежегодно представляют кафедре, за которой они закреплены, все остальные виды и этапы работы характерны и для курсовых и для выпускных работ бакалавров.

Выбор темы

Исследовательскую работу студент начинает с выбора темы, ориентируясь на представленный деканатом список руководителей и примерныйперечень тем, предварительно разработанных и утвержденных на выпускающих кафедрах. При этом студентруководствуется, с одной стороны, своими научными интересами и склонностями, а с другой – возможностями и научными интересами предполагаемого руководителя.

Тематика исследовательских работ определяется кафедрами в соответствии с основной образовательной программой ФГОС ВПО. Полезно в этом плане ориентироваться на области и объекты профессиональной деятельности, обозначенные в соответствующих образовательных программах (см. прил. 2). Темы работ также согласуются с научным направлением кафедр, научными интересами преподавателей, научными интересами обучающихся, запросами работодателей[О порядке проведения ГИА …, 2016]. Магистерская диссертация может выполняться по заявке предприятия, организации, учреждения. При выборе темы студент консультируется с руководителем, но вправе предложить и свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования и практического применения.

Выпускники-бакалавры и магистранты, выбрав руководителя и тему работы, пишут на имя декана факультета соответствующее заявление (см. прил. 1). В отличие от курсовой работы, которая выполняется индивидуально, выпускная квалификационная работа бакалавра и магистра может выполняться группой обучающихся, в том числе осваивающих различные образовательные программы. В этом случае авторами работы пишется коллективное заявление [Положение о порядке проведения ГИА…,2015]. Если же студент в установленные деканатом сроки не определился с выбором, деканат или выпускающая кафедра имеют право назначить руководителя и определить тему работы [О порядке проведения ГИА…, 2016].

Кандидатура руководителя и тема учебной исследовательской работы студентаутверждаются в зависимости от ее ранга:курсовые работы – распоряжением по факультету; выпускные работы бакалавра и магистра – ученым советом факультета и закрепляются ректором (табл. 1).

Нормативные документы высшего профессионального образования поддерживают нарастающую самостоятельность студента в выборе и обосновании темы исследования от курсовой работы – к выпускной работе бакалавра и, в особенности, магистра. Поэтому, например, окончательная тема ВКР магистра после ее возможных корректировок определяется магистрантом по согласованию с научным руководителем в течение первого года обучения, но не позднее, чем за 6 месяцевдо даты начала государственной итоговой аттестации[Положение о ГИА…, 2016]. У студентов-бакалавров возможностей для таких «маневров» меньше.

Таблица 1

Этапы выбора, утверждения и закрепления
темы исследовательской работы студента

Этапы выбора темы работы Сроки Форма контроля
1. Закрепление руководителя КР: октябрь ВКР: ноябрь     МД: сентябрь (заочники – 1 сессия) КР: распоряжение по факультету. ВКР: ученый совет факультета по личному заявлению студента утверждает; приказ ректора закрепляет; утверждается советом факультета по согласованию с руководителем магистерской программы и деканом факультета
  2. Утверждение темы   3. Корректировка и окончательное утверждение темы ВКР магистранта КР октябрь   ВКР и МД: до 31 октября (заочники − 1 сессия)   не позже чем за 6 мес. до даты ГИА – (на дневном отд. − декабрь) КР: распоряжение по факультету.   ВКР бакалавра: ученый совет факультета утверждает; приказ ректора закрепляет МД – первый год–утверждение на кафедре;     МД − второй год− окончательное определение темы магистрантом и научным руководителем ученый совет факультета утверждает; приказ ректора закрепляет

Возможно ли в процессе выполнения исследовательской работы сменить руководителя и тему исследования? При необходимости это возможно, а иногда – необходимо (например, переход научного руководителя на другую работу и т.п.). Вместе с тем в этих вопросах желательна стабильность. Если у студента и руководителя все же возникает необходимость коррекции темы работы, это делается по официальному заявлению на имя ректора с кратким обоснованием необходимых изменений.

2.2.Календарный план работы

Для организации работы над курсовой или выпускной исследовательской работой обучающийся должен разработать календарный план-график на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов. Планы студентов-бакалавров 2–3 курсов проверяются и хранятся у руководителей. Календарный план выполнения ВКР бакалавра после одобрения руководителем представляется на утверждение заведующему кафедрой.

Календарный план выполнения ВКР магистра подписывается руководителем работы и магистрантом и хранится в деканате соответствующего факультета. Форма календарного плана, общая для ВКР бакалавров и магистров, представлена в Приложении4.В Таблице 2 представлен вариант календарного планирования выполнения исследовательской работы студента, получающего психологическое образование (уровни бакалавра и магистра) с учетом опыта и традиций планирования в Институте психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Таблица 2

Примерный календарный план исследовательской работы студента[2]

Пункты плана Даты Контроль и документация
1.Планирование выполнения работы. Ноябрь Представление плана руководителю
2. Поиск литературы, составление библиографического списка для аналитического обзора. 3. Составление развернутого структурного плана работы (оглавление). Декабрь Отчет о выполнении у руководителя     Межсессионная аттестация
4. Планирование эмпирического исследования. 5. Подбор и подготовка диагностического инструментария. 6. Сбор эмпирических данных   Ноябрь Декабрь   Отчет о выполнении у руководителя работы  
7. Черновой вариант аналитического обзора (глава 1) с предоставлением чернового варианта руководителю. 8. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных.   Февраль− март   Отчет о выполнении у руководителя  
9. Формулировка основных выводов, практических рекомендаций и т.п. 10. Подготовка первого варианта ВКР и представление его руководителю Апрель, Май За 4 недели Научно-исследовательская; преддипломная практика межсессионная аттестация
12. Корректировка текста работы с учетом замечаний руководителя.   13. Апробация работы на студенческой научной конференции и (или) предзащита   14. Для ВКР - проверка на объем заимствований и размещение текста ВКР в электронной библиотеке ПГГПУ   15. Завершение оформления и представление исследовательской работы руководителю.     Апрель – май   За 3 недели   Допуск к защите курсовых работ   Допуск к защите ВКР
16. Публичная защита КР: 2 курс 3 курс   Предварительная защита ВКР бакалавров и магистров     Защита ВКР Апрель − Май     май   не позднее 30.06 Защита курсовой работы на открытых заседаниях комиссий, утвержденных деканатом факультета, либо в форме доклада на конференции; допуск к защите ВКР.   Защиты ВКР бакалавров и магистров на открытых заседаниях ГЭК

Наши рекомендации