Как выпускная квалификационная работа бакалавра

Медиапроект

Как выпускная квалификационная работа бакалавра

по направлению подготовки «Журналистика»

Учебное пособие

Москва, 2016

УДК 82.0(07) (075.8)

ББК 76.01

Утверждено

Решением Ученого совета

Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования

25 декабря 2015 г. Протокол № 1

Авторы:

Т.В. Василенко, Д.А. Дубовер, С.Ю. Ермолаева, И.В. Жилавская, О.П. Жилавская, Е.А. Карягина, К.К. Онучина, В.В. Панферова, М.Г. Сидоренко, И.А. Фатеева, А.В. Фефелкина

Под общей редакцией Т.Н. Владимировой и И.В. Жилавской

Рецензент

Доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова М.В. Шкондин

Медиапроект как выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки «Журналистика»:учебное пособие / под общей редакцией Т.Н. Владимировой и И.В. Жилавской. – М.:, 2015. – 64 с.

В учебном пособии содержится определение понятия «медиапроект как выпускная квалификационная работа», раскрыты его типы и характеристики, представлены формы медиапроектов и основные требования к их разработке. Подробно описаны технологическое обеспечение, структура и процесс планирования медиапроекта как выпускной квалификационной работы, дан паспорт проекта. Особое внимание уделено характеристике медиапродукта как результата реализации медиапроекта. В целях обеспечения практической значимости пособия все его структурные элементы снабжены дидактическими материалами.

Для студентов всех форм обучения направления подготовки 42.03.02 «Журналистика»

УДК 82.0(07) (075.8)

ББК 76.01

© Московский педагогический государственный университет
© Коллектив авторов  

Содержание

Введение

Глава 1. Медиапроект как выпускная работа

1.1 Определение понятия «ВКР в форме медиапроекта» и его методическое обоснование

1.2 Творческий, исследовательский и практикоориентированный виды проектов

1.3 Формы проектов, основные требования

1.4 Актуальная тематика медиапроектов

1.5 Дидактические материалы по первой главе

Глава 2. Организация работы над медиапроектом в команде

2.1 Распределение ролей в команде

2.2 Социально-психологический климат в команде

2.3 Условия создания эффективной команды

2.4 Стиль управления в команде

2.5 Дидактические материалы по второй главе

Глава 3.Технологическое обеспечение медиапроекта как выпускной квалификационной работы

3.1 Структура выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта

3.2 Паспорт проекта. Планирование работы

3.3 Содержание введения: научный аппарат исследования

3.4 Содержание и структура теоретических глав выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта

3.5 Содержание и структура практической части выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта

3.6 Выводы по главам и заключение

3.7 Правила оформления выпускной квалификационной работы

3.8 Дидактические материалы по третьей главе

Глава 4. Защита выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта

4.1 Подготовка к предзащите

4.2 Презентационные материалы

4.3 Речь на защите

4.4 Внешний вид выпускника

4.5 Дидактические материалы по четвертой главе

Глава 5. Система оценивания медиапроекта как выпускной квалификационной работы

5.1 Принципы оценки медиапроекта

5.2 Критерии оценки медиапроекта

5.3 Критерии оценки индивидуальной работы над медиапроектом

5.4 Дидактические материалы по пятой главе

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 1. Экспресс-опрос студентов выпускного курса 2015 года «Студенческие страхи и хорошие ожидания»

Приложение 2. Лайфхак с пристрастием, или Рефлексия бывшего выпускника

Глава 1. Медиапроект как выпускная работа

Требования, предъявляемые к видеопроектам

Данный вид медиапроекта представляет собой отдельный видеопродукт или цикл видеоработ, которые оцениваются как совокупность художественных и технических средств в области аудио- и видеоконтента, используемых для решения поставленной журналисткой задачи. Под циклом видеоработ подразумевается не менее 5 выпусков.

Необходимо четко определить жанр и форму конечного продукта. При этом хронометраж, тематика и художественно выразительные средства, используемые в работе, должны строго соответствовать заявленному жанру. В то же время, поощряются новаторские решения, синтез жанров, поиск новых форм изложения.

Такие изменения формы и художественные решения необходимо отметить в документации к проекту. Их принцип и значение, должны быть изложены в теоретической части работы и заявлены как авторские решения на самой защите и в презентации проекта. Таким образом, и поиск новых форм, и следование жанровым канонам, несмотря на противопоставленность этих двух подходов, являются основным критерием положительной оценки дипломной работы.

Хронометраж видеоработы напрямую зависит от требований непосредственного заказчика медиапродукта или же технических особенностей площадки, на которой будет размещен данный продукт.

При использовании музыки, фрагментов фильмов, телепередач, и любого другого типа аудиовизуального контентана, на который распространяется действие закона об авторском праве, необходимо указывать все использованные источники в проектной документации и в самой видеоработе посредством титрирования. Использование различного стороннего аудиовизуального контента в работе должно быть обоснованно в проектной документации и при необходимости на защите проекта.

Файлы видеоработ необходимо предоставлять в форматах MPEG-4 и MOV. Битрейт звука файла не должен быть ниже 128 кб/с. Рекомендуемая частота 320 кб\с. Частота дискретизации 44.100 или 48.000 кгц.

Оператор следует знать правила выстраивания композиции кадра. «Картинка» должна быть четкой, центральные элементы кадра – «в фокусе». Не допускается наличие «пересвеченого» или «тёмного» изображения. Настоятельно рекомендуется использовать системы стабилизации камеры, шатативы моноподы и т.д. Изображение на должно «дрожать». Необходимо чтобы формат и соотношение сторон видео были корректными. Не допускается «сложенного» «растянутого» изображения, наличия «чёрных рамок».

Монтаж должен быть динамичным настолько, чтобы зритель не терял интереса к видеоработе. В то же время, это не означает, что монтаж должен обязательно быть резким и клиповым.

Необходимо, чтобы все аудиоэлементы медиапродукта имели громкость, достаточную для их комфортного прослушивания. В работе не должно быть резких перепадов громкости. В то же время рекомендуется избегать сильной компрессии звука. Значение RMS финальной фонограммы не должно превышать значения 8-10 дб. Необходимо избегать частотных конфликтов и маскировки одних частот другими.

Речь спикеров, ведущих, диктора должна быть отчетливо слышна, не перекрываться музыкой или интершумом (за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением). Необходимо следить за соблюдением нормам орфоэпии. В речи не должно быть явных дефектов (за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением).

Видеоработа должна представлять художественную и информационную ценность, то есть интересна аудитории не как выпускная студенческая работа, а как самостоятельный журналистский продукт.

Требования, предъявляемые к радиопроектам

Необходимо четко определить жанр и форму конечного продукта. Важно чтобы хронометраж, тематика и художественно выразительные средства, используемые в работе, строго соответствовали заявленному жанру. В то же время, поощряются новаторские решения, синтез жанров, поиск новых форм изложения и звучания.

Радиопроект должен представлять самостоятельную художественную и информационную ценность. То есть должен быть интересен аудитории не как выпускная студенческая работа, а как полноценный журналистский продукт.

Файлы радиоработ необходимо предоставлять в форматах WAVE, Mp3, OGG. Битрейт файла вашей работы не должен быть ниже 128 кб/с., даже если формат вещания станции 64 кб/с. Рекомендуемая частота 320 кб\с. Частота дискретизации 44.100 или 48.000 кгц.

Хронометраж одного выпуска радиоработы не должен превышать 2 часов. Настоятельно рекомендуется не представлять на защиту работы, хронометраж одного выпуска которых превышает 1 час. Рекомендованный диапазон хронометража радиоработ – от 3 до 45 минут. Один выпуск передачи превышающий хронометраж 45 минут, как привило, представляется в двух частях, как два выпуска или как цикл работ.

Под циклом радиоработ подразумевается не менее 5 выпусков.

Указания по хронометражу носят рекомендательный характер. Существенным является обоснованное требование непосредственного заказчика медиапродукта, или же технические особенности площадки, на которой будет размещен продукт.

При использовании музыкальных произведений, звуковых фрагментов фильмов, аудиокниг, теле и радиопередач, различного интернетконтента, необходимо указывать все источники в документации проекта. В ряде случаев, необходимо указывать авторов посредством дикторского текста в самом «теле» работы. При использовании вышеуказанного контента, необходимо исходить из принципов и положений закона об авторском праве.

Динамический баланс. Необходимо, чтобы все аудиоэлементы работы имели громкость, достаточную для их комфортного прослушивания. В работе не должно быть резких перепадов громкости. Если это необходимое художественное решение (например, использование старых записей в передаче, или стилизация каких-либо элементов передачи под «ретро»), необходимо добиться плавного перехода между разными по уровню сигналами.

В то же время рекомендуется избегать сильной компрессии звука. Значение RMS финальной фонограммы не должно превышать значения 8-10дб.
Частотный баланс. Необходимо избегать частотных конфликтов и маскировки одних частот другими. Речь спикеров, ведущих, диктора, должна быть отчетливо слышна, и не должна перекрываться музыкой или интершумом, за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением.

Речь диктора, корреспондента, ведущего должна соответствовать нормам орфоэпии. Голос четко слышен, и лишен явных дефектов речи, за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением. Речь спикеров, гостей и иных участников передачи не являющихся журналистами или профессиональными дикторами так же должна быть комфортной для прослушивания. Допускается и рекомендуется исправление недостатков их речи посредством аудиомантажа. Допускается и обратное, в случае, когда это является художественным средством, например, в жанре фельетона.

Качество аудиомонтажа и исходных материалов радиоработы должны отвечать стандартам современных СМИ. Не допускается наличие склеек, щелчков, искажения и деструктивного перегруза сигнала, технического дисбаланса левого и правого каналов, проблем фазовой совместимости, посторонних технических шумов и т.д.

Требования, предъявляемые к интернет-проектам

Выпускной проект возможно реализовать в сети интернет. При этом, с одной стороны, он отвечает всем требованиям проекта по направлению подготовки журналистов – журналистский проект, с другой, – обладает функциями и свойствами, по которым существуют интернет-проекты в реальной действительности (интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность и др.). В частности, это может быть средство массовой информации (по форме и содержанию, но допускается без юридической регистрации), а именно: on-line газета или журнал, интернет-версия любого издания off-line, информационно-новостной портал, авторский или коллективный блог, news-letter, видео или аудиоканал на хостинге и др.

Также в интернете можно опубликовать готовый медиапродукт, в этом случае мы рассматриваем сеть как средство массовой коммуникации для представления результата проекта. Это может быть серия материалов, объединенных общей концепцией (жанровой, тематической, идейной и др.), представляющих видеосюжеты по теме, аудиоинтервью по общей проблеме, корреспонденции в текстовом формате, лонгрид, серия фотоснимков и проч.

Требования, предъявляемые к издательским проектам

Если итоговым медиапроектом является издательский проект, при его подготовке необходимо учесть следующие требования.

Выбирая тип издания для выпускного медиапроекта (журнал, газета, буклет, проект учебного пособия, сборника материалов и т.д.), нужно иметь четкое представление о его форме и содержании, полностью соответствующих заявленной теме дипломного проекта, их единстве и динамичном взаимодействии. При этом необходимо учитывать современную типологию СМИ для журналов, газет и т.п.

Объем и контент печатного издания должны соответствовать теме дипломного проекта, глубине ее проработки и способствовать ее максимальному раскрытию. Минимальный объем издания: формат А3 – 4 полосы, формат А4 – 16 полос, формат А5 – не менее 32. Целесообразность применения других печатных форматов и объемов согласовывается с научным руководителем.

В издании должны быть строго соблюдены все законодательные требования, предъявляемые к российской печатной прессе «Законом о СМИ», а также «Законом об авторском праве и смежных правах», особенно это касается использования на страницах издания фото и другого иллюстративного материала, инфографики.

В ходе работы над выпускным медиапроектом необходимо создать медиа-кит (пресс-кит) издания, в котором будут отражены все его основные характеристики: тип, цели, задачи, целевая аудитория, рубрикатор, выходные данные, образцы дизайна и верстки материалов, предполагаемая схема распространения и т.д. Медиа-кит – это визитная карточка издания, его PR-проекция. Медиа-кит представляется на предзащите в виде презентации или буклета любого удобного формата. Главные вопросы, которые должен задавать себе студент при создании медиа-кита: что? для кого? для чего? зачем? как? чтобы что?

При создании печатного издания необходимо ознакомиться с современными тенденциями дизайна и верстки в печатной прессе, учитывать и стараться соответствовать им при создании макета издания. Особенно приветствуется творческий подход к использованию этих новаций, соответствующий выбранному типу издания и его содержанию. В работе над изданием возможна помощь профессиональных дизайнеров и верстальщиков в разумных пределах. Их имена и фамилии обязательно указываются в выходных данных проекта.

Итоговый издательский медиапроект представляется к предзащите (защите) в двух форматах – печатном (не менее 3-х экземпляров, не обязательно выполненных на профессиональном типографском оборудовании) и в электронном виде формата pdf с соблюдением основных полиграфических требований.

Задание 1

Познакомьтесь с темами ВКР в форме медиапроектов, выбранными студентами института журналистики, коммуникаций и медиаобразования в 2014-2016 годах:

1. Создание образовательного интернет-ресурса по формированию позитивного виртуального образа личности

2. Проблемы интервьюирования героев повседневных профессий при подготовке сборника журналистских материалов

3. Создание корпоративных медиапродуктов к 15-летию факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова

4. Создание авторского проекта «Специфика профессии: военный корреспондент»

5. Коммуникативные стратегии в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского

6. Проблема восстановления исторических памятников культуры в документальном фильме об Успенской церкви в деревне Кондопога, Республика Карелия

7. Пресс-клуб факультета журналистики МГГУ им. М.А.Шолохова: от идеи до реализации

8. Освещение культурных событий г. Москвы на информационном портале «Медиарелиз»

9. История автомобильной журналистики на примере создания документального фильма

10. Создание серии видеороликов по проблемам малорентабельных театров г. Москвы (на базе «Новой газеты»)

11. Создание мультимедийного проекта как отражение тенденций современной журналистики (проект «Украинское эхо» на базе электронного периодического издания «Новая газета»)

12. Проблемы разработки, создания и продвижения кулинарного шоу

13. Перспективы развития электронного книгоиздания и публицистики в России. Мультимедийная среда автора

14. Создание документального фильма о спортивном комплексе им. Э.А. Стрельцова «Восточная, 4»

15. Проблемы продвижения идеи волонтерства в молодежной среде посредством многофункционального журнала

16. Разработка информационного сайта свадебного агентства «In White»: от идеи до реализации

17. Роль фотографии в восприятии журналистских материалов

18. Специфика создания телевизионного репортажа в условиях развития современных мультимедийных технологий

19. Создание медиапроекта: 16 лет В.В. Путина или Как создать идеального президента

20. Медиахолдинг «Conde Nast»: особенности функционирования глазами молодых журналистов

21. Реализация образовательной программы по журналистике для детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования (на примере школы телевидения «P.S.»)

22. Исследование медиаповедения лиц пенсионного возраста

23. Видеопродакшн как активный инструмент маркетинговых коммуникаций

24. «Ты-медиа»: специфика создания и продвижения авторских проектов

25. Создание и продвижение медиапроекта«Patriciia» (женский студенческий журнал)

26. Создание документального кино космической тематики

27. Телевидение как институт мифотворчества в социальной реальности

28. Разработка и реализация мультимедийного проекта о литературе

29. Создание медиаобразовательного сайта о журналистике для детей

30. Медийные технологии в организации молодежного туризма в России

31. Сравнительный анализ иллюстративного жанра в электронных и печатных СМИ

32. Медиасопровождение процесса формирования доступной среды в городе Москва

33. Разработка и реализация концепции информационного сопровождения нового вида спорта на примере детской команды по лакроссу

34. Создание учебного пособия для молодежи по осознанному медиапотреблению

35. Создание серии публикаций на портале «Типичная Москва» в жанре лонгрид

36. Разработка и реализация проекта по созданию научно-популярного журнала о спорте и других составляющих ЗОЖ

37. Образ блогера в современной российской медиакультуре

38. Разработка и реализация концепции продвижения продукта массмедиа в современном интеренет-пространстве

39. Создание документального фильма на тему «НКО «Международный Мемориал» в формате «без комментариев»

40. Создание медиаобразовательного ресурса для практики молодых журналистов в жанрах очерка и интервью

41. Создание документального фильма об актуальных проблемах музыкальной индустрии в России в начале XXI века

42. Разработка информационного интернет-портала о современной российской поэзии

43. Создание документального фильма о влиянии аниме-культуры на поведение российских подростков

44. Документальный фильм о проблеме социальной адаптации заключенных в России

45. Создание цикла тематических видеосюжетов, нацеленных на формирование позитивного отношения российского интернет-сообщества к здоровому образу жизни

46. Медиапроект развлекательного содержания

47. Создание оригинального студенческого медиапроекта

48. Публичная приватность: феномен дневниковой журналистики.

Задание 2

Ответьте на контрольные вопросы:

1. В каких видах СМИ предпочли реализовать проекты ваши предшественники? Совпадает ли это с вашим выбором? Обоснуйте свой выбор.

2. Какая тематика преобладает в формулировках? А к какой теме склоняетесь вы? Почему?

3. Будет ли актуальной ваша тема? Есть ли варианты сделать ее более актуальной, связав ее с текущей повесткой дня?

4. К какому проекту вы склоняетесь: коллективному или индивидуальному? Почему?

5. На какой медиаплощадке можно было бы разместить данный медиапроект?

6. Проведя мониторинг медиапространства, попытайтесь изучить опыт аналогичных медиапроектов. Успешными ли они были, для какой целевой аудитории предназначались, как финансировались, на какой стадии жизненного цикла находятся сейчас? Произошла ли корректировка замысла проекта с учетом ответов на выше обозначенные вопросы?

7. Какой могла бы быть исследовательская часть вашего проекта? Какие исследовательские методы в ней можно использовать?

8. Кто из преподавателей института мог бы быть научным руководителем проекта?

9. В чем мог бы состоять учебный характер проекта, с какими изученными дисциплинами и полученными в процессе обучения практическими навыками он соотносится?

10. По силам ли вам выполнить весь проект? Может быть, есть смысл на данном этапе несколько локализовать его? Подумайте над окончательной формулировкой темы, а также над его целью, задачами и другими обязательными параметрами выпускной квалификационной работы.


Глава 2. Организация работы над медиапроектом в команде

Задание 1

Для реализации успешного проекта, соберите эффективную команду, учитывая критерии и навыки, перечисленные в главе. По итогам определения потенциальных участников группы, проведите с ними мини-интервью – это позволит Вам более точно определиться в составе команды.

· Как вы видите этот проект?

· Какие перспективы у этого проекта?

· Какими навыками должны обладать участники для его выполнения?

· Какие у вас ожидания от работы в проекте?

· Как Вы видите себя в этом проекте? В чем будет Ваш вклад в работу над проектом?

· Кого Вы считаете необходимо включить в проектную группу? Почему?

Задание 2

а) Определите систему взаимоотношений в группе по следующему алгоритму. Члены команды предлагают ценности, которыми должна руководствоваться команда. Предложения записываются и конкретизируются. Далее, на основе выделенных ценностей, группа обсуждает правила команды, а также награды и санкции.

б) Сформируйте имидж своей команды. Определите, какое общее впечатление должна о себе создавать ваша команда. Возможно, это будет наличие определенного символа, в котором будет «зашифрована» информация о команде.

Задание 3

Задание 4

Организуйте процесс совместной работы и сопровождение деятельности команды, ориентируясь на стратегию действий, описанную в главе. Периодически устраивайте контрольные собрания группы для своевременной корректировки коллегиально выработанного плана.

Паспорт проекта. Планирование работы

Паспорт проекта – это краткое его описание и план работы. Он поможет вам понять привести в порядок свои мысли и составить четкое представление о последовательности действий. Далее вам предлагается модель паспорта проекта с пояснениями.

1. Тема проекта совпадает с ее формулировкой в распоряжении ректора о назначении тем выпускных квалификационных работ, например, «Создание документального фильма об истории автомобилестроения в нашей стране».

2. Название итогового медиапродукта (мероприятия), его форма. На стадии первичной разработки паспорта проекта это будет рабочее название, его можно менять, главное – не забыть внести изменения в окончательный вариант паспорта перед защитой.

3. Исполнители – список вашей группы с полным указанием фамилии, имени и отчества каждого. Первым идет координатор из студентов, все остальные – в алфавитном порядке.

4. Научный руководитель – полностью имя, отчество и фамилия, ученая степень (например, кандидат филологических наук) и звание (доцент или профессор).

5. Тема проекта (о чём он?), проблема, к которой он призван привлечь внимание, и идея (что именно вы хотите донести до своей аудитории?).

6. Обоснование актуальностимедиапродукта – как он соотносится с проблемами современности, чем может заинтересовать аудиторию (не более 500 знаков с пробелами).

7. Новизнамедиапродукта – что до вас не делал никто другой? В чем уникальность вашего медиапродукта?

8. Целевая аудитория – для кого вы делаете свой проект?

9. Место публикации/ размещения/ проведения итогового продукта/ мероприятия. Краткий примерный план его продвижения (как вы собираетесь сообщать о нем своей целевой аудитории?). Если ваш медиапродукт публикуется в СМИ, предполагается, что оно берет на себя его продвижение. В таком случае вы указываете, чем продукт интересен именно для этого СМИ.

10. Техническое обеспечение проекта – список оборудования, которое вам понадобится, и где вы его планируете взять? Если вы рассчитываете на то, что оборудование будет предоставлено вам университетом, то необходимо заранее, на этапе составления паспорта, согласовать условия и время. Опыт показывает, что большинство групп хочет проводить видеосъемки примерно в одно и то же время, совпадающее к тому же со временем съемок в творческих мастерских. В такой ситуации вы можете оказаться без камеры. Обязательно запланируйте съемки на определенные, согласованны даты и отразите это в графике работы над проектом.

11. Направления предварительного исследования и ответственные за них. Здесь указывается, кто из вас будет исследовать тот или иной теоретический аспект работы над медиапродуктом. По сути, это названия теоретических глав и их авторов.

12. Распределение ролей в работе над проектом – здесь вы расписываете, кто что будет делать (собирать материал, проводить съемки, брать интервью, монтировать, заниматься продвижением продукта, оформлять окончательно текстовую часть проекта и т.д.).

13. Временные рамки проекта – планируйте их так, чтобы проект был готов к предзащите (начало мая).

14. График работы над проектом необходимо составить так, чтобы вы могли его выполнить и понимали, что отступать от него нельзя. Соблюдение графика важно, в первую очередь для вас самих. Согласно анкетам выпускников, соблюдение сроков работы над проектом являлось одним из самых сложных аспектов работы над проектом для 18 (!) человек из 23, причем многие поставили именно эту трудность на первое место. Обязательно занесите сроки завершения каждого этапа в свои индивидуальные рабочие календари, поставьте напоминания за месяц и за каждую из оставшихся недель. Можете наметить для себя лично более ранний срок завершения своего этапа работы, тогда больше шансов, что вы справитесь вовремя.

Примерный образец графика работы

Вид работы Исполнители Начало работы Завершение работы Отметка о выполнении
Составление паспорта проекта Иванов И.И. Петров П.П. Сидоров С.С. 1 сентября 2015 30 сентября 2015 Выполнено 25 сентября 2015
Составление сценария        
Исследование…        
Съемки        
Монтаж        
Размещение на видеохостинге        
Продвижение        
Оформление текстовой части        
Предзащита        
Защита проекта        

Количество и содержание пунктов плана зависит от специфики вашего проекта. Не забудьте включить в него исследовательскую часть, работу по продвижению продукта и контрольные мероприятия (предзащиту и защиту).

15. Сценарий медиапродукта. К концу сентября вы обсуждаете с научным руководителем предварительный сценарий, выявляете его недостатки, отмечаете трудности, с которыми можете столкнуться при его реализации, продумываете альтернативные варианты. В процессе работы сценарий неизбежно меняется. В окончательный текстовый вариант проекта входит последняя версия сценария.

Содержание введения: научный аппарат исследования

Введение составляется коллективно, с учетом направлений исследовательской работы каждого члена группы. Оно является, по сути, тоже паспортом, но уже только исследовательской части работы. Здесь вам надо отвлечься от названия своего медиапродукта и сосредоточиться на теме проекта: например, особенностях создания фильма с определенной проблематикой. Далее приводится примерный план введения. Обратите внимание, пункты плана пронумерованы для вашего удобства, но в самом введении цифры не ставятся!

1. Актуальность темы: почему о ней стоит писать? Актуальность темы проекта не полностью совпадает с актуальностью медиапродукта, указанной в паспорте проекта. Здесь акцент перемещается на ваше исследование. Почему оно необходимо именно сейчас? Отчасти это обусловлено актуальностью продукта, а отчасти, возможно, недостаточной изученностью выбранного вами жанра, проблематики, творческих приемов и т.д.

2. Новизна– это то, что Вы рассмотрели впервые: неизученный материал, новые аспекты проблемы, современные источники т.п.

3. Цель работы – одна, вытекает из темы вашего проекта: исследовать особенности создания…

4. Задачиисследования конкретизируют путь достижения цели. Их бывает несколько (обычно 3-5), разумно будет каждому участнику проекта выделить одну главную задачу своей главы. Формулируются задачи списком, грамматически единообразно, по возможности, без лексических повторов:

1) рассмотреть…

2) изучить…

3) проанализировать…

4) выявить… и т.п.

Задачи должны быть решены в работе: в заключении обязательно должны быть сделаны выводы, соответствующие решению каждой задачи (сама задача при этом не повторяется и даже не упоминается!).

5. Объект исследования – это то, что именно вы исследуете: например, документальные телефильмы.

6. Предмет исследования – конкретный аспект объекта, например, особенности его создания при определенных условиях (той или иной проблематике, целевой аудитории и т.д.).

7. Гипотеза – утверждение, которое вы собираетесь доказать в своей работе (она может не подтвердиться или подтвердиться частично – об этом пишут в заключении). Сложность в формулировке гипотезы для мультимедийного проекта обусловлена тем, что каждый участник провидит свою часть исследования относительно независимо и доказывает что-то своё. Необходимо объединить все это в одном предложении, например, можно сделать предположение о том, что именно (форма, жанр, определенные творческие приемы) позволит вам создать принципиально новый и интересный для публики продукт на данную тему (здесь придется доказать, что до вас такого никто не делал, а также изучить реакцию аудитории). Важно, чтобы гипотеза не звучала банально, самоочевидно и была верифицируема, т.е. её можно было бы логически проверить на истинность. Неверифицируемыми, например, являются оценочные высказывания: «Данный жанр является наилучшим для раскрытия этой проблемы» – из-за субъективности оценок практически невозможно установить критерий того, что будет просто хорошим жанром для этого, а что – наилучшим.

8. Теоретическая база исследования – научные работы, наиболее полно и глубоко освещающие тему вашего исследования или отдельные ее аспекты.Обычно указываются авторы и кратко тематика работ, без названий. Логично будет каждому участнику группы назвать одно-два имени.

9. Эмпирическая база – это материалы СМИ, которые вы анализировали для выявления сильных и слабых их сторон (сюда не включают свой медиапродукт!). Необходимо указать, какие издания, за какой период вы привлекали; если важно – каких авторов; обязательно сосчитать сколько публикаций (фильмов, передач и т.д.) рассмотрено.

10. Методы исследования– здесь перечисляются все методы, которые использовали участники группы (контент-анализ, опрос, анкетирование, анализ теоретических источников, стилистический анализ и т.д.).

Определение научного аппарата исследования – один из самых сложных и важных этапов работы над проектом. Не стесняйтесь обращаться за помощью к своему научному руководителю. Но и не думайте, что он все сделает за вас: составьте свой, пусть и не самый удачный вариант введения и только тогда попросите исправить ошибки, дать совет.

Содержание и структура теоретических глав выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта

Основная часть работы должна быть разбита на главы, а главы – на параграфы. Все они должны быть озаглавлены (нельзя писать просто «Основная часть» или «Практическая глава»), причем названия их не должны совпадать ни между собой, ни с темой проекта. Каждый участник проекта пишет одну из теоретических глав по своему направлению исследования, таким образом, количество глав в текстовой части зависит от состава группы. Объем каждой главы – не менее 15 страниц и не более 25. В главе выделяется от двух до четырёх параграфов, в зависимости от исследуемого материала, объем параграфов жёстко не регламентируется, но желательно, чтобы он не слишком сильно различался внутри одной главы (нельзя, чтобы один параграф был 2 страницы, другой – 7, а третий – 15).

В своей главе автор кратко обращается, к теоретическим работам, написанным до него, чтобы уточнить основные понятия, определиться с существующими классификациями и т.п. Не надо писать об общеизвестных вещах – только о том, что непосредственно относится к теме и требует уточнения (статья из Википедии про публицистический стиль совершенно неуместна!). Обязательны кавычки при цитировании. Обязательны сноски на источник и при цитировании, и при пересказе. Каждый раз, когда вы обращаетесь к идеям какого-либо автора, необходимо упоминать его в самом тексте работы (например, «как отмечает Е.И. Шейгал…»), а не только делать сноску после цитаты.

Обратите внимание, в тексте работы, как и везде, кроме списков, сначала указываются инициалы, а потом фамилия, это связано с русскими речевыми традициями – сначала называют имя и отчество человека. В списках (и в сносках на литературу, которые повторяют описание источника в списке) сначала обязательно указываются фамилии, потому что именно они располагаются в алфавитном порядке.

Теории (т.е. реферирования) не должно быть слишком много, она не должна быть оторвана от анализа материалов СМИ и от вашего собственного проекта. Обращение к научным работам необходимо для выработки подходов к анализу журналистских материалов и для выбора путей реализации своего проекта, именно к этому должна приводить каждая теоретическая глава. Постарайтесь в конце ее сделать выводы о том, как изученный вами теоретический и практический материал можно использовать при работе над медиапроектом.

Логика изложениявнутри должна следовать за планом работы, а не за реферированием одной теоретической работы и не за примерами. Не стоит брать одну статью (или передачу и т.д.) и разбирать ее досконально, а потом

Наши рекомендации