Не допуская дословного переписывания из литературных источников.
К грубым нарушениям академических норм написания курсовых работ относятся: плагиат; подлог; фальсификация.
Плагиатом называется нарушение правил цитирования, когда чужой текст или его часть выдается автором за свой текст. Другими словами, отсутствует указание в тексте работы на начало и конец цитаты и ссылка на автора (и его работу) текста цитаты. Вопросы нарушений авторских и смежных прав данным деянием рассматриваются исключительно судебными органами и исключительно с подачи заявления настоящего автора. Парафраза без ссылки на источник приравнивается к плагиату.
Подлогом называется сдача письменной работы, написанной другим человеком или коллективом авторов, в качестве своей работы. Сюда относится сдача работы студентов старших курсов, студентов других вузов, а также работ, заимствованных из сетевых источников.
Фальсификацией называется подделка статистических данных, как в части значений показателей, так и в качестве источников данных. Фальсификацией также называется умышленное искажение полученных другими авторами результатов исследований в качестве подтверждения своих выводов, гипотез и т.п. Ссылка на несуществующую работу является также фальсификацией.
Используемые в тексте цитаты и статистические данные рекомендуется тщательно сверить и снабдить ссылками на источники, которые приводятся в сноске на той странице, на которой они приведены.
Пример оформления постраничной сноски:
«Валовой внутренний продукт в 2007 году уменьшился относительно 2006 года на 10%»1
___________________
1Кушлин, В. Б. Россия и экономический порядок XXI века / В.Б. Кушлин // Экономист. – 2004. - № 12. – С. 5.
Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске полное название не повторяется, а оформляется следующим образом:
___________________
2Там же. – С. 6.
Законченная курсовая работа должна состоять из следующих частей:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть работы;
- заключение;
- библиографический список
- приложения (не являются обязательным элементом курсовой работы и не входят в общий объем работы).
Каждая часть курсовой работы начинается с нового листа (оглавление, введение, основная часть работы (каждая из глав), заключение, библиографический список, приложение (если имеется)).
Титульный лист оформляется согласно принятому порядку (Приложение 1). Содержание курсовой работы рекомендуется согласовать с научным руководителем (Приложение 2).
Во введении (1,5-2 стр.) обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследуемой проблемы, цель и соответствующие задачи, кратко характеризуется структура курсовой работы, указываются виды источников, использованных в ней.
Основная часть работы может состоять из 2(3) глав, каждая из которых имеет свое название.
Первая глава – теоретическая, в ней освещается роль, место и значение исследуемой проблемы.
Во второй (третьей) главе проводится анализ существующего положения и предлагаются пути совершенствования дальнейшего развития объекта исследования. При анализе фактического материала в начале рассматриваются итоговые данные, определяются средние значения явлений и их изменения, затем анализируются позиции занимающие наибольший удельный вес в совокупности и затем наиболее значительные отклонения от средних величин.
Изложение материалов должно носить в большей степени проблемно-поисковый характер (Студент должен продемонстрировать владение методом доказательности как информационного материала, так и проблемного, а также владение приемами аргументации достоверности рассматриваемых экономических явлений и процессов и обоснования направления решения поставленных задач).
Обязательным требованием работы является наличие табличного, графического и цифрового материала, их анализ и обобщение.
Заключение (2-3 стр.) представлено обобщениями, выводами и предложениями, которые вытекают из основного содержания и представляют собой теоретические положения и практические рекомендации. Выводы по исследуемой проблеме должны четко соответствовать поставленным во введении задачам. В заключении не может содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы.
Библиографический список последовательно должен в себя включать нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, материалы периодической печати. Источники располагаются в алфавитном порядке и имеют сплошную нумерацию. Количество источников должно быть не менее 10. Библиографический список необходимо оформить в строгом соответствии с действующими правилами (требования представлены в Приложении 3). Рекомендуется следующий порядок расположения использованных материалов:
1. Законы РФ;
2. Указы Президента РФ;
3. Постановления Правительства РФ;
4. Нормативные акты, инструкции;
5. Учебная литература, монографии (по алфавиту);
6. Периодические издания;
7. Источники из интернета.
В приложении размещаются таблицы, графики, иллюстрации, различные дополнительные материалы, если они громоздки, имеют объем более одного листа.
Требования к оформлению курсовой работы
Текст курсовой работы должен быть напечатан на листах формата А4, 14 кеглем, через полуторный интервал, на одной стороне листа и без помарок. Рекомендуются следующие поля страниц: левое – 25 мм.; верхнее – 20 мм.; нижнее – 20 мм.; правое – 10 мм. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста одной пробельной строкой, строчными буквами.
Если в тексте курсовой работы приводятся формулы, то рекомендуется располагать их на отдельной строке по центру. Номер формулы ставится в правой стороне листа на ее уровне в круглых скобках, например: (2.1) –вторая глава первая формула:
ЭФ = ОП * (ФЕ – ФЕ1) (2.1)
Каждая таблица оформляется в соответствии с требованиями статистики, имеет четкий тематический заголовок, а выше его справа – слово «Таблица» и ее номер.
Например, Таблица 3.2 – третья глава вторая таблица.
Текст таблицы может быть напечатан 12 кеглем через одинарный интервал.
Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы и т.д.) располагаются в тексте после первой ссылки на них. Они обозначаются общепринятым наименованием («Рис.» - рисунок) и нумеруются. Например: Рис. 2.1 – вторая глава первый рисунок. Такие же требования при оформлении таблиц. Нумерация таблиц – сквозная (через всю работу). Принцип нумерации рисунков такой же.
Пример оформления таблицы.
Таблица 2.3
Товарная структура внешней торговли Франции (% к итогу)
Экспорт Франции | |||||||||
Продукция сельского хозяйства и продовольствие | 13,2 | 15,3 | 15,5 | 14,3 | 13,5 | 10,2 | 9,8 | 10,6 | 10,9 |
Импорт Франции | |||||||||
Продукция сельского хозяйства и продовольствие Топливно-энергетические товары Полуфабрикаты Машины и оборудование Потребительские товары Итого: | 20,3 41,6 21,1 14,4 2,6 | 13,0 23,929,9 25,2 8,0 | 9,3 33,1 26,3 21,4 9,9 | 9,8 8,3 28,6 40,8 12,5 | 9,9 6,6 28,4 40,3 14,8 | 7,1 9,2 22,6 45,3 15,8 | 7,4 8,9 22,8 45,2 15,7 | 7,9 8,7 23,7 43,1 16,6 | 8,1 9,2 23,9 42,1 16,7 |
Пример оформления рисунка:
Рис. 2.1. Доля СССР (с 1992 г. бывших советских республик) и России во внешнеторговом обороте Франции (%)
Несоблюдение требований к курсовой работе могут послужить причиной автоматического отказа в приеме работы кафедрой.
Защита курсовой работы
Выполненная курсовая работа сдается на кафедру экономической теории и регистрируется в журнале регистрации курсовых работ, далее направляется для проверки преподавателю. К защите допускаются курсовые работы только с положительной оценкой.
Студенту необходимо тщательно подготовиться к защите: в соответствии с замечаниями руководителя внести необходимые дополнения и исправления, подготовить выступление, в котором кратко (в течение 5-7 минут) сообщить о целях, содержании и результатах работы. Студент должен ответить на дополнительные вопросы, задаваемые с целью выяснения знания материала и способности защитить свои предложения.
Оценка выставляется по итогам защиты курсовой работы, исходя из ее содержания, выступления студента и его ответов на вопросы при защите. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
Оценивая курсовую работу студента учитывается следующее:
- Уровень теоретического обоснования темы.
- Качество содержания понятийного аппарата.
- Формулирование основных теоретических позиций.
- Самостоятельность анализа и интерпретации фактического материала.
- Обоснованность выводов.
- Грамотность оформления курсовой работы: структура, рубрикация, редакция текста, библиографическое описание изученной литературы.
- Раскрытие на защите курсовой работы наиболее значимых теоретических и практических положений.
- Аргументированность ответов на вопросы, обоснование позиций, владение материалом работы.
3. Критерии оценивания деятельности студентов
3.1. Критерии оценивания ответа студентов на экзамене
Экзамен – форма итогового контроля по результатам изучения дисциплины (курса). Он проходит в форме устного ответа на вопросы экзаменационного билета[2]. В билет включаются два теоретических вопроса. Перед ответом студенту предоставляется время на подготовку – 20 минут
Поскольку экзамен проходит в устной форме, то не следует все отведенное время уделять лишь письменному изложению ответа, необходимо оставить некоторое время для того, чтобы сосредоточиться и продумать порядок устного ответа, психологически настроиться на четкий, уверенный ответ. При этом не стоит концентрировать свое внимание только на одном вопросе билета.
Примерная схема ответа на экзаменационный вопрос выглядит следующим образом:
ü определение ключевых понятий, в частности, выделение существенных признаков, проведение классификации;
ü обозначение дискуссионных моментов вопросов и проблем экономики;
ü изложение своей позиции;
ü краткий вывод.
Ответ студента на экзамене в соответствии с установленными критериями оценивается по четырех балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или "неудовлетворительно"). Критерии оценки студента при сдаче экзамене:
Оценка "отлично"
1. Тема по заданным в билете вопросам раскрыта исчерпывающе полно.
2. Изложен теоретический материал с приведением различных точек зрения ученых.
3. Теоретический материал подкреплен анализом норм в области экономики.
4. Знание основных проблем по вопросам билета в их взаимосвязи в целостной системе знаний.
5. Умение аргументировано отстаивать свою позицию и вести научную дискуссию.
6. Умение студента излагать сведения при ответе на вопросы (логически убедительно, грамотно довести сведения, подчеркнув главные, ключевые вопросы).
7. Студент владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
8. Система знаний, свидетельствует о готовности студента решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка "хорошо"
1. Тема по заданным в билете вопросам раскрыта достаточно полно.
2. Достаточно полно изложен теоретический материал с приведением некоторых точек зрения ученых.
3. Знание основных проблем по вопросам билета.
4. Умение аргументировано отстаивать свою позицию.
5. Умение студента излагать сведения при ответе на вопросы (грамотность, выделение основных вопросов).
6. Студент владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
7. Правильность ответов на дополнительные вопросы.
8. Система знаний свидетельствует о готовности студента решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка "удовлетворительно"
1. Тема по заданным в билете вопросам в основном раскрыта, либо по одному вопросу тема раскрыта достаточно полно, по второму вопросу раскрыта недостаточно.
2. Теоретический материал изложен в объеме учебника.
3. Студент относительно правильно квалифицирует факты и обстоятельства.
4. Ответ студента охватывает теоретический материал, без акцента на главные, ключевые вопросы.
5. Ответы даны не на все заданные дополнительные вопросы, либо ответы даны не полно.
6. Студент относительно владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
7. Система знаний позволяет решать вопросы профессиональной деятельности.
Оценка "неудовлетворительно"
1. Тема по заданным в билете вопросам не раскрыта, либо по одному вопросу тема раскрыта недостаточно полно, а по второму вопросу тема не раскрыта.
2. В ответах неполно изложен теоретический материал, студент не владеет основными проблемами дисциплины, не ориентируется в вопросах экономики.
3. Студент неправильно квалифицирует факты и обстоятельства.
4. Изложение ответов нелогично, бессистемно, поверхностно.
5. Студент не владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
6. Ответы на дополнительные вопросы не даны, либо ответы подтверждают непонимание сути вопросов билета.
7. Система знаний не позволяет решать вопросы профессиональной деятельности.
8. Неточно употребляются термины, допускаются ошибочные высказывания.
9. Отсутствует система знаний, позволяющая решать вопросы профессиональной деятельности.
К видам организации самостоятельной работы студентов относятся – выполнение контрольных работ (аудиторных, внеаудиторных), реферативных и курсовых работ. Ниже приведены методические рекомендации по их выполнению и написанию, а также критерии их оценивания.
3.2. Критерии оценивания всех видов самостоятельной работы студентов
При оценивании всех видов самостоятельной работы студентов рекомендуется руководствоваться приведенными ниже критериями.
Оценка «отлично»
- если студент правильно выполнил самостоятельное задание;
- в полном объеме раскрыл содержание материала, предусмотренном заданием;
- выполнил задание грамотно, в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
- работу защищал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя;
- при освещении второстепенных вопросов возникли одна-две неточности, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.
Оценка «хорошо»
- ответ раскрывает сущность задания. Студент удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков;
- допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания задания;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов задания, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Оценка «удовлетворительно»
- за верный в целом ответ в соответствии с заданием, но есть неточности в ответе;
- допущены ошибки при составлении доклада, конспекта, решении производственно-ситуационных задач, имелись затруднения при использовании определенной терминологии, рисунках, исправленные после наводящих вопросов преподавателя;
- неполно или непоследовательно раскрыто выполнение задания, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения самостоятельного задания;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.