Список использованных источников формируется
в следующем порядке:
1. Указы Президента РФ.
2. Законы РФ.
3. Постановления Правительства РФ.
4. Все остальные источники в алфавитном порядке.
В тех работах, где студентом не использовались указы Президента, законы и постановления Правительства РФ, список использованных источников формируется в алфавитном порядке. Источники, включаемые в список, нумеруются последовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.
Законодательные и нормативно-инструктивные акты
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Юрид. лит., 1993. – 64 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Юрист, 1998. – 480 с.
Положение об итоговой Государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ [Текст]: [утверждено постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94. № 3]. – М.: Юрид. лит., 1994. – 12 с.
Государственные стандарты
Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32.91. – Введ. 26.02.91. – М., 1991. – 18 с.
Книги одного, двух или более авторов (однотомные и многотомные издания)
Вишневский, Ю. Р. Социология молодежи [Текст]: учебник / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 430с.
Холостова, Е. И. Социальная политика [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Холостова. – М.: СТИ МГУС, 2000. – 251 с.
Василенко, Л. В. Взаимодействие муниципальных и государственных структур управления с некоммерческими организациями [Текст] / Л. В. Василенко, П. П. Макагонов, К. П Тадорашко. – Самара: Изд-во СНЦ РАН. 2002. – 205 с.
Основы социальной работы [Текст]: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 368 с.
Социальная геронтология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
Психологическая помощь мигрантам: Травма, смена культуры, кризисы идентичности [Текст] / под ред. Г. У. Солдатовой. – М.: Смысл, 2002. – 479 с.
Статья из газеты или журнала
Денисенко, Н. Б. Сексуальное поведение российской молодежи [Текст] / Н. Б. Денисенко, Ж-П Далла Зуанна // Социс. – 2001. – № 2. – С. 83–86.
Видмер, Т. Определение эффективности социальных проектов [Текст] / Т. Видмер, В. Колков // Социальная работа. – 2005. – № 4.
Статья из энциклопедии или словаря
Российская энциклопедия социальной работы [Текст]. – М., 1997. – Т. 2. – 406 с.
Краткий психологический словарь [Текст]/ под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1989. – 431 с.
Материалы конференций, съездов, симпозиумов
Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности [Текст]: м-лы Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2002. – 229 с.
Диссертация или автореферат диссертации
Симонова, Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Симонова. – Киров, 2005. – 42 с.
Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / Г. И. Симонова. – Киров, 2006. – 320 с.
Депонированная рукопись
Зяблицкий, А. И. Проблемы организации маркетинговых исследований в аграрном производстве [Текст] / А. И. Зяблицкий. – Пенза, 1995. – 15 с. – Рукопись представлена Пензенской ГСХА. Деп. в ВИНИТИ 14.05.95, № 6789-12.
Материал из сети Internet
Груздева, Е.Б. Женщина на рынке труда [Электронный ресурс] / Е. Б. Груздева, Л. С. Ржаницына, З. А. Хоткина. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/282469.html – свободный.
Зравомыслова, Е. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в соцологии [Электронный ресурс] / Е. А. Зравомыслова, А. А. Тёмкина. – Режим доступа: www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004 /11/27/0000184728/002. ZDRAVOMYSLOVA.pdf – свободный.
- Приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.
- Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».
- Если приложений в работе более одного, их следует обозначать арабскими цифрами (порядковая нумерация).
- Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в работу без изменения в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц работы.
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Подготовка выпускной квалификационной работы к защите
После завершения написания ВКР экземпляр рукописи перепечатывается (переписывается) в чистовом варианте и должен быть сброшюрован в специальной папке. Затем он подписывается на титульном листе автором работы, научным руководителем, научным консультантом (если таковой был определен) и передается рецензенту для получения отзыва.
Состав рецензентов утверждается распоряжением по факультету (институту) и может ежегодно обновляться. Рецензентами могут быть профессора, доценты, преподаватели смежных кафедр университета и других высших учебных заведений, специалисты научных и производственных учреждений. Рецензент назначается каждому студенту индивидуально заведующим кафедрой из утвержденного списка до начала Государственной аттестации. Рецензия оформляется по установленному образцу и должна включать следующие моменты:
- актуальность темы;
- практическая значимость;
- профессиональный уровень выполнения и оформления работы;
- достоинства и недостатки работы;
- возможность практического использования;
- оценка работы по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»;
- возможность присвоения автору работы искомой квалификации.
После получения рецензии работа представляется на кафедру, где регистрируется в специальном журнале и рассматривается заведующим кафедрой. По каждой представленной ВКР заведующий кафедрой принимает решение о возможности допуска ее к защите, о чем делается соответствующая отметка на титульном листе работы. В случае, когда заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите ВКР, вопрос выносится для рассмотрения на заседание кафедры.
С целью более качественной подготовки студента к защите работы кафедра организует предзащиту ВКР в один из дней, предшествующих установленной дате защиты.
Полностью оформленная ВКР (с отзывом рецензента) передается заведующим кафедрой, в срок не позднее трех дней до установленной даты защиты, декану факультета для подписи и представления Государственной аттестационной комиссии.
После получения допуска к защите ВКР студент готовит выступление (доклад) и наглядную информацию (презентацию, раздаточный материал). Содержание выступления и наглядной информации согласовывается с научным руководителем. Выступление представляет собой сжатое изложение основных, наиболее значимых итогов работы. Структура выступления, как правило, представлена тремя частями.
В первой части воспроизводятся основные положения введения к ВКР: кратко обосновывается актуальность темы работы, формулируются цель и наиболее важные задачи исследования, называются объект и период исследования, перечисляются методы и приемы, использованные в работе.
Вторая часть выступления представляет собой краткое изложение основных положений разделов основной части ВКР. Основные положения главы, в которой рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, в докладе излагать не рекомендуется (если работа не носит характер теоретического исследования изучаемых вопросов).
Третья часть выступления является заключительной. Она строится на основании содержания выводов и предложений (заключения), представленных в работе. Здесь целесообразно кратко (по пунктам) сформулировать общие выводы, не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике разделов основной части, и перечислить свои предложения по поводу решения изученных проблем, подчеркнув при этом практическую значимость проведенного исследования.
Продолжительность выступления студента во время защиты не должна превышать 10-15 минут. (Образец текста выступления — в Приложении № 6.)
При написании выступления по результатам исследования наиболее важные, ключевые положения целесообразно проиллюстрировать данными, приведенными в таблицах, графиках, диаграммах. Это, с одной стороны, будет способствовать повышению достоверности и аналитичности при восприятии излагаемого материала, а с другой стороны, позволит не перегружать текст доклада цифровыми данными.
В настоящее время наиболее широкое распространение получило оформление иллюстративного материала на стандартных листах бумаги (формат А-4) с последующей раздачей комплектов таблиц и иллюстраций каждому члену ГАК и мультимедийная презентация материалов (научного аппарата исследования, таблиц, графиков, диаграмм, фотографий и т.п.). Все таблицы и иллюстрации обязательно нумеруются в соответствии с хронологией использования их в выступлении.
Количество иллюстративного материала зависит от темы работы, но обычно бывает достаточно 4-5 таблиц или иллюстраций. Их избыточность рассеивает внимание слушателей, чем нарушает логику изложения и целостность восприятия материала. (Образцы – в Приложении № 6.)
Практикой выработан ряд основных правил написания и чтения научного доклада, соблюдение которых позволяет избежать речевых пауз и ошибок, что облегчает восприятие и формирование у слушателей благоприятного впечатления от излагаемого материала.
1. Цифры (особенно многорядные) в докладе рекомендуется записывать только прописью, по возможности округляя их.
2. Для предупреждения ошибок при чтении следует избегать сокращения слов.
3. В многосложных и труднопроизносимых словах следует расставить знаки ударения.
4. Ключевые слова, несущие максимальную смысловую нагрузку, целесообразно выделить в тексте подчеркиванием.
5. По возможности рекомендуется избегать местоимений (лучше повторить существительное).
6. Не следует перегружать текст подчиненными и придаточными предложениями.
7. Необходимо постоянно контролировать свою речь, следить за дикцией, темпом, громкостью и интонацией при произношении. С этой целью рекомендуется несколько раз предварительно прочитать вслух текст доклада, фиксируя время чтения.
8. Следует заранее подготовиться к ответам на замечания, высказанные рецензентом, изложив ответы в письменной форме.