Изучение лингвистических способностей у школьников с дизорфографией(Елецкая О.В., 2008)
Изучение лингвистических способностей у школьников с дизорфографией(Елецкая О.В., 2008)
Структура методики
1 Изучение языковых способностей
1.1 Исследование звукопроизношения
1.2 Исследование состояния фонематических функций
1.3 Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций
1.4 Оценка состояния грамматических операций
2 Исследование чувства языка и лингвистического мышления у школьников с дизорфографией
2.1 Определение правила толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем
2.2 Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа слов
Содержание методики
Изучение языковых способностей
1.1 Исследование звукопроизношения проводится по традиционной методике и подразумевает оценку фонетического строя речи школьников на речевом материале различной степени сложности.
Исследование состояния фонематических функций
Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)
Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям:
звонкость –глухость,
твёрдость – мягкость,
свистящие – шипящие и т. д.
Задание 1.
Материал исследования.
Серии слов-квазиомонимов.
Процедура и инструкция.
Придумай и запиши предложения с каждым из слов – квазиомонимов.
запирая – забирая,
тело – дело,
шакал – шагал,
лесть – весть,
вол – вой,
галька – гайка,
сорить – солить,
свет – цвет,
горячий – горящий,
плечи – плети,
плюс – плющ.
Оценка результатов.
Характер ошибок фиксируется в протоколах. На основании анализа делается вывод о состоянии фонематического восприятия.
Исследование фонематического анализа, синтеза и представлений
Задание 2. Выделение звуков из слов.
Материал исследования.
Серии слов.
Процедура и инструкция.
В предложенных словах выдели:
а) гласные звуки
Завял, утюг, полёт, рычит, электрик, жильцы, спелая, уютный, дышит.
б) согласные, парные по глухости – звонкости.
Сказочный, побег, твёрдый, громоздкий, жесткошёрстный, фестиваль.
в) согласные, парные по твёрдости – мягкости.
Лиловый, сосенка, перерубленный, заземление, набекрень.
Оценка результатов.
За каждое правильно проанализированное слово начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.
Задание 3.
Материал исследования.
Серии слов.
Процедура и инструкция.
Составь слово из выделенных в сериях:
а) первых звуков.
Лопата, аист, строка, трава, осень, часть, кролик, аквариум;
Стог, лошадь, озеро, воздух, остов.
б) последних звуков.
Укроп, смотр, метро, кросс, рот, свитер;
Отвар, дорога, моряк, пишу, шалаш, сок, астра.
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 1,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.
Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций
Среднее количество знакомых слов в зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологии
Возраст, лет | ||||||||
Норма | 30,5 | 34,7 | 48,3 | 51,1 | 73,3 | 74,9 | 86,7 | 87,5 |
Среднее количество баллов в зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологии
Возраст, лет | ||||||||
Норма | 1,525 | 1,735 | 2,415 | 2,555 | 3,665 | 3,745 | 4,335 | 4,375 |
Называние действия по предъявленному предмету
Задание 5.
Материал исследования.
Группы слов, обозначающих предмет, от которых необходимо образовать действие.
В серии
а) в результате перехода одной части речи в другую,
б) на основе словообразовательного анализа сложного слова.
Процедура и инструкция.
Назови действия людей.
Например: учитель учит, посудомойка моет посуду.
а) водитель …, строитель …, писатель…, продавец …, творец …;
б) сталевар …, лесоруб …, мореплаватель …, садовод …, полотёр ….
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.
Задание 6.
Материал исследования.
Слова, обозначающие животных, насекомых, птиц.
Процедура и инструкция.
Запиши по образцу, что делают животные. Например: собака лает.
Кошка …, мышь …, волк …, свинья …, овца …, корова …, кузнечик …, змея …, ворона …, птенец … .
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.
Подбор слов-синонимов
Задание 7.
Материал исследования.
Группы слов различных частей речи, содержащие синонимичные пары.
Процедура и инструкция.
Выпиши слова, имеющие одинаковое значение, парами.
а) робкий, дорогой, дождливый, ненастный, ценный, трусливый;
б) открыть, стукнуть, распахнуть, глядеть, выздороветь, ударить, поправиться, смотреть;
в) налево, направо, вправо, рядом, влево, около.
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.
Подбор слов-антонимов
Задание 8.
Материал исследования.
Группы слов различных частей речи, содержащие антонимичные пары.
Процедура и инструкция.
Подбери к данным словам слова с противоположным значением.
Например: богатство – бедность.
Слова для справок: тепло, тёплый, теплеет, тепло; война, военный, ссориться, ссорит; торопиться, быстро, быстрый, ускоренный; грустно, грустный, грусть, грустит; белым-бело, белизна, белый, белеет.
а) холод –…, холодный – …, холодно – …, холодает – …;
б) мир – …, мирный – …, мириться – …, примиряет – …;
в) медлить – …, медленно – …, медленный –…, замедленный – …;
г) радость – …, радостный – …, радостно – …, радуется – …;
д) чернота – …, чёрный –…, черным-черно –…, чернеет – … .
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение заданий в каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Объяснение переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях
Задание 9.
Материал исследования.
Фразеологические обороты и группы слов, включающие в себя синонимы данных словосочетаний.
Процедура и инструкция.
Вычеркни лишние слова, оставив только синонимы устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).
Кот наплакал – мало, вредно, глупо.
Куры не клюют – злобно, плохо, много.
Водить за нос – заглушать, мешать, обманывать.
Вешать нос – запоминать, требовать, огорчаться.
Поставить крест – креститься, отказаться, унижать.
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Задание 10.
Материал исследования.
Предложения, содержащие устойчивые обороты речи.
Процедура и инструкция.
Письменно объясни значения предложений.
До Москвы теперь рукой подать.
В нашем доме началось вавилонское столпотворение.
С горем пополам мы добрались до дома.
С него всё как с гуся вода.
У мальчика золотое сердце.
Оценка результатов.
Данное задание выполняется в письменной форме для того, чтобы иметь возможность фронтального обследования группы детей, для сокращения времени проведения исследования и процедуры анализа полученных результатов. Качество письма при оценке задания не рассматривается. Оценивается количество предложений, содержащих устойчивые обороты речи, значение которых мог объяснить ребёнок и правильность данных определений. За безошибочное объяснение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Различение существительных, прилагательных и глаголов
Задание 11.
Материал исследования.
Однокоренные существительные, прилагательные и глаголы.
Процедура и инструкция.
Продолжи таблицу, распределяя предложенные слова в три столбика по образцу:
печаль, печальный, печалиться;
синеть, синий, синева;
радость, радоваться, радостный;
грубый, грубость, грубить;
переносной, перенос, перенести.
смех | смешной | смеяться |
Оценка результатов.
Оценивается правильность распределения по каждой группе слов. За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Изучение лингвистических способностей у школьников с дизорфографией(Елецкая О.В., 2008)
Структура методики
1 Изучение языковых способностей
1.1 Исследование звукопроизношения
1.2 Исследование состояния фонематических функций
1.3 Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций
1.4 Оценка состояния грамматических операций
2 Исследование чувства языка и лингвистического мышления у школьников с дизорфографией
2.1 Определение правила толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем
2.2 Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа слов
Содержание методики